kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект регионального урока: "Как "перестраивалась" Саратовская область"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе материалов учебника В.Г. Петровича История Саратовского Поволжья (региональный компонент)

Просмотр содержимого документа
«Конспект регионального урока: "Как "перестраивалась" Саратовская область"»

Как «перестраивалась» Саратовская область

Цель урока: подвести обучающихся к пониманию того, как события перестройки в стране связаны с переменами, произошедшими в нашем регионе

Задачи урока:

Предметная: знать некоторые события перестройки и их последствия для всей страны и нашего региона.

Метопредметная: уметь применять навыки анализа, сопоставления, обобщения.

Личностная применять полученные знания на практике при подготовке домашнего задания.

Формы и методы обучения: групповая, фронтальная; наглядный, частично-поисковый, практический

Планируемые образовательные результаты


Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое «Перестройка»;

Формировать знания об изменениях, произошедших в стране и регионе;

Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;



Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное; Способствовать развитию познавательной деятельности;



Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей,

Метапредметные:

Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;

Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; грамотно представлять имеющуюся информацию;

Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;

выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подводит учащихся к формулированию цели урока:

Я сегодня принесла на урок несколько вещей, посмотрите, пожалуйста, на них и подумайте, с какими событиями они могут быть связаны? (сумка большая, талончик на продукты питания).

А у кого-нибудь дома есть эти вещи?











Задаёт вопрос: А сейчас мы используем эти вещи, попробуйте догадаться о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Рассаживаются по рабочим местам.







Выдвигают версии того, с чем могут быть связаны эти вещи.





Отмечают, что у некоторых есть дома такая же сумка, она связана с деятельностью родителей, которые занимаются торговлей.

Кто-то говорит, что бабушка рассказывала о талонах, по которым выдавали продукты питания и промышленные товары.

Отвечают на вопрос, пытаются сформулировать тему урока, выходят на неё при помощи учителя

Записывают тему и план урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.



Регулятивные: принимают учебную задачу.

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме.

Задает вопрос: Как вы думаете, эти предметы связаны с хорошими событиями или плохими?

Просит открыть учебник, прочитать первый абзац, найти понятия перестройка

Задаёт вопрос о том, с каким человеком связана эта эпоха

Открывают учебник и читают определение









Дают ответ на вопрос.

Индивидуальная работа

Познавательные:

Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации.

Устный опрос





Записи в тетрадях


III. Изучение нового материала

17

Работа по группам







Работа по тексту учебника.

























Работа с учебником



































































Физминутка

Учитель предлагает работу по группам: 1 вариант находит в учебнике положительные стороны перестройки; 2 – отрицательные.



























Задаёт вопрос: Это было в стране в целом, а что происходило у нас в регионе?

Продолжаем работать с учебником

Учитель создает условия для свободного выражения собственного мнения.













Вывод: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.

























Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

1 вариант: определяет, что перестройка принесла свобода слова, гласность в работе всех органов власти, свобода передвижения по стране и миру, альтернативные выборы депутатов всех уровней, частная собственность в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

2 вариант: из-за свободы слова подняли голову сторонники отделения союзных республик от союзного центра, экономика не смогла справиться с резким падением цен на нефть на мировом рынке и прекращением поступления в бюджет нефтедолларов. В стране наступила эпоха дефицита, которая неизбежно привела к социальным волнениям на местах и развалу СССР



Находят в учебнике необходимую информацию, по-прежнему 1 вариант положительную:

Вводился государственный контроль

предприятия области были переведены в те годы на самоокупаемость и хозрасчет

принят закон о кооперации

частная собственность впервые за многие годы советской власти вернулась в экономику

Укреплялись международные связи области


Появляются первые коммерческие банки

открываются несколько бирж


2 вариант – отрицательные: Магазины пугали своими пустыми полками

сложился дефицит продуктов питания

Основные продукты стали распределяться по талонной системе

Резко возросли цены на мясо и другие продукты питания у частников.

Впервые со времен НЭПа в Саратове была открыта биржа труда

началась политика «шоковой терапии».

Вывод:

Перестройка объективно подводила общество к изменениям, которые не предусматривались ранее.

Групповая работа





































































Групповая работа

Познавательные:

Общеучебные-строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.













Коммуникативные:

Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.





















Регулятивные:

Удерживают цель деятельности до получения ее результата;



































Целостно-смысловая компетенция.

Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение.

Устный опрос













Записи в рабочих тетрадях.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Работа в рабочей тетради

Задание: откройте рабочую тетрадь, ответьте на вопросы, используя материал учебника и личный опыт своих родственников, (какие реальные права получили граждане страны? Какие трудности им пришлось преодолеть?



Сделайте, пожалуйста, вывод о том, как перестройка отразилась на нашем регионе?






Учащиеся отвечают на вопросы.













Обучающиеся приходят к выводу, что положение дел в промышленности стало выправляться к концу ХХ века. Полиграфкомбинат, табачная фабрика, энгельсская мебельная фабрика наращивали своё производство. По объемам произведенной промышленной продукции область к концу ХХ века заняла шестое место в России, а по сельскохозяйственному производству – третье, призовое место. Сельское хозяйство при умелом руководстве становилось рентабельным

Индивидуальная работа.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга.




















Задание в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вывод: Итогом перестройки стало осознание обществом и властью, невозможностью сохранения старого порядка. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии.

Продолжите предложение: Перестройка – это…

Учащиеся читают продолжение, высказывают свою точку зрения.

Фронтальная

Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание


2

§28, задание для программного уровня

Для углубленного:

Возьмите интервью у своих родственников, знакомых, живших в то время, обобщите информацию, сделайте вывод о том. Какие эмоции преобладают;

Для олимпиадного уровня; найдите портреты людей, чья деятельность связана с эпохой перестройки, как в стране, так и в области, какие реформы они проводили.

Конкретизирует домашнее задание.

Учащиеся записывают задание.

Индивидуальная






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект регионального урока: "Как "перестраивалась" Саратовская область"

Автор: Чуйкина Елена Николаевна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518323

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства