kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по теме: "А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока  истории и литературы по теме: "А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина" разработан для глухих обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по теме: "А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина"»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ

И ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ


Колесов Виктор Михайлович,

учитель истории ОГКОУ «Школа-интернат №87»

г. Ульяновска

Тема: «А.С. Пушкин и история.

Историческая тема в творчестве Пушкина


ЦЕЛЬ УРОКА

Формирование общепредметных, для уроков истории и литературы, умений в познавательной, учебной, мыслительной, практической, речевой видах деятельности.

ЗАДАЧИ УРОКА

I. Образования:

  1. Мобилизовать и закрепить, идентифицировать и систематизировать представления учащихся о переломных моментах и крупных деятелях отечественной истории, отображенных в творчестве А.С. Пушкина:

  • Образование Древнерусского государства - «Песнь о вещем Олеге»;

  • Преобразования Петра Первого - поэма «Медный всадник»;

  • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва -«Капитанская дочка».

  1. Коррекции и развития:

  1. Продолжать формирование образных представлений, развитие вер-бальной, долговременной памяти учеников, умения использовать в любой обстановке ранее приобретённые знания на уроках по разным учебным предметам.

  2. Посредством исторической и литературной терминологии попол­нять лексический запас, совершенствовать речевые способности, выра­батывать языковую интуицию и слуховую антиципацию глухих старшеклассников.

  1. Воспитания:

1. Способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны и родного края, стимулировать желание самосто­ятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

2. Продолжать воспитание у школьников вкуса к художественной литературе и нравственно-этических чувств; умения оценивать, анали­зировать события, поведение и поступки исторических деятелей и литературных персонажей.

IY. Социализации:

1. Посредством ознакомления учеников с поступками, поведением, жизнью и деятельностью исторических личностей и литературных героев, фигурирующих на уроке, способствовать усвоению десяти­классниками социальных норм и ценностей, необходимых для их успешного функционирования в современном обществе.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Карты: «Древнерусское государство в 9 - начале 12 века»; «Российская империя в 18 веке».

хронологические карточки;

список учеников на доске с зашифрованным итогом урока;

табличка «интегрированный - совместный, общий»;

плакат с названием темы урока «Пушкин и история»;

портрет А.С. Пушкина на доске;

компьютер и проектор с экраном;

обложки книг с произ­ведениями А.С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Полтава»);

виды транс­порта (самолёт, вертолёт, лошадь, корабль, поезд, трамвай, трол­лейбус, автобус);

портреты: Рюрика, Олега, Петра Первого, Емельяна Пугачёва;

картинки: «Князь Олег с дружиной в походе»; план и ри­сунок древнего Киева; «Князь и бояре»; «Дикие кочевники»; «Горя­щий город»; «Половцы угоняют в плен женщин и детей»; «Битва славян с кочевниками»; «Князь Олег прощается с конём»; «Змея кусает князя Олега»; «Великие дела Великого царя»; «Одним из главных дел Петра 1 было создание российского флота»; «Новая армия»; «1700. Начало нового летоисчисления»; «1701. Первые апте­ки»; «1703. Основание Петербурга»; 1703. Первая газета «Ведомости»; «1708. Введение гражданского шрифта; «1709. Полтавская победа»; «1714. Учреждение библиотеки Академии наук»; «1718. Новый быт»; «Богатые россияне стали одеваться по европейской моде» «Уральские заводы»; «Торговля с заграницей»; «1725. Основание Академии наук»; «Первый император Всероссийский»; «Крестьяне встречают Пугачёва»; «Уральские рабочие привезли пушки Пугачёву»; «Суд Пугачёва»; «Пугачёв в клетке»; «Казнь Пугачёва».

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент.

II. Слуховая минутка.

III. Работа с базовой лексикой.

IY. Дефиниция темы урока.

Y. Путешествие по русской истории.

1. Полёт на станцию «9 век».

2. Приземление на станции «Великие дела великого царя».

  1. Пребывание на станции «Капитанская дочка».

YI. Итог урока.

ХОД УРОКА

I.ОРГМОМЕНТ.

После звонка на урок ученики заходят в класс, подходят по оче­реди к столу учителя, достают из ящика («Хронологическая уха») хроно­логическую карточку, кладут её на стол, отвечают на вопрос её видимой стороны и садятся на своё место. Учитель контролирует правильность ответов учеников и ведёт учёт их активности на доске.


Когда?

Что было?

9 век

Образовалось государство

«Киевская Русь

1606-1607 гг.

Восстание под предводительством

Ивана Болотникова

1700-1721 гг.

Северная война со Швецией.

Завоевание выхода в Балтийское море

27 июня 1709 г.

Полтавская битва

1773 – 1775 гг.

Крестьянская война под предводительством

Емельяна Пугачёва

1799 – 1837 гг.

Годы жизни Александра Сергеевича Пушкина

1833 г.

Александр Сергеевич Пушкин посетил Симбирск

Учитель (после того, как все сели на свои места):

Встаньте! Поздоровайтесь!

Ученики: Добрый день!

Учитель: Садитесь. Оденьте наушники. Посмотрите на доску. Против

ваших фамилий за­шифрованы слова. Каждый правильный ответ на вопрос будет открывать по одной букве. Чем больше будет у вас открыто букв, тем будет выше оценка за работу на уроке. По одной букве у вас уже открыто за ответы на хронологические карточки.


Шамшалиева Р. П р о и з в е д е н и я Первые 6 букв каждого слова закрыты

Шафеев А. П ушк и н а отдельными листочками бумаги. Остальные

Ткаченко Е. п о м о г а ю т буквы слов закрыты общим листом бумаги.

Щербакова Т. п о н я т ь Любое проявление учеником активности в

Корчина А. г л у б ж е работе на уроке позволяет открыть 1 букву.

Галныкина А. и с т о р и ю В конце урока по количеству открытых букв

Учаев А. Р о с с и и будут выставлены ученикам оценки и откры-

ты оставшиеся буквы. Весь текст будет

прочитан учениками в качестве итога урока.

II.СЛУХОВАЯ МИНУТКА.

У читель: Как вы слышите? Таня.

Ученик: Я слышу хорошо (нормально, плохо).

Учитель: Алёша, ты слышишь хорошо?

Ученик: Я слышу хорошо (нормально, плохо).

Учитель: Какой сейчас урок?

Ученик: Сейчас урок истории (литературы).

Учитель: Нет, сейчас интегрированный урок истории и литературы.

Интегрированный - значит совместный, общий.

Прочитаем все вместе:

Интегрúрованный


III.РАБОТА С БАЗОВОЙ ЛЕКСИКОЙ

Учитель: Сегодня на уроке будет дежурный звук ш. Посмотрите на профиль


Слова и фразы, подчёркнутые одной чертой, даются учителем на слух.

произношения звука ш и вспомните, как он произносится.

Сейчас на экране будут появляться картинки. Нужно называть их и хорошо говорить звук ш.

На экран проецируются поочерёдно картинки с изображением орудий труда, оружия, снаряжения и предметов домашнего обихода, в названиях которых имеется звук ш. Ученики называют их, и
стараются правильно произносить дежурный звук.

Последняя картинка - портрет А. С. Пушкина.


IY. ДЕФИНИЦИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ) ТЕМЫ УРОКА.

Учитель: А это кто?

Ученики: Пушкин.

Учитель: Кто такой Пушкин?

Ученики: Великий русский писатель и поэт.

Учитель: Прочитайте названия книг. (Высвечиваются обложки книг А.С. Пушкина на исторические темы).

Ученики: - «Песнь о вещем Олеге»;

- «Борис Годунов»;

- «Медный всадник»;

- «Полтава»;

- «Капитанская дочка».

Учитель: Кто их автор?

Ученики: Пушкин.

Учитель: Что общего между книгами?

Ученики: Они рассказывают об исторических событиях в России.

Учитель: Подумайте, как можно назвать тему урока?

Ученики: - Историческая тема в творчестве Пушкина.

- Произведения Пушкина на исторические темы.

- Пушкин, литература и история.

Учитель: Правильно. Кратко тему урока можно назвать «Пушкин и история». Прочитаем вместе название темы:

Ученики: ТЕМА УРОКА: «Пушкин и история».

Учитель: В 18 веке люди плохо знали историю. Но Пушкина она очень интересовала. Поэтому он создал несколько исторических произведений, которые изучаются в школе. Как вы думаете, почему тема урока посвящена творчеству Пушкина?

Ученики: В 2019-м году исполнилось 220 лет со дня его рождения.

Учитель: Правильно (Показывает хронологическую карточку).

А ещё почему?

Ученики: 180 лет назад Пушкин побывал в Симбирске

(Показывает хронологическую карточку, а на экране проецируется логотип «Пушкин и Симбирск- дом Языковых и профиль Пушкина).

Учитель: Правильно.

Сегодня мы отправимся в путешествие по русской истории и вспомним её важнейшие события. Мы также повторим основное содержание изученных в разных классах на уроках литературы произведений А.С. Пушкина на исторические темы. Послушайте, о каких произведениях мы будем сегодня говорить:

  • «Песнь о вещем Олеге».

  • «Медный всадник».

  • «Капитанская дочка».

Учитель: Давайте решим, на чём мы отправимся в путешествие. (Показ разных видов транспорта: лошадь, трамвай, пароход, поезд, самолёт, вертолёт и т. д.).

Учитель: Почему выбрали самолёт?

Ученики: Потому что от одного исторического события до другого очень далеко, а самолёт летит быстро.


Y. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ

1. Полёт на станцию «9 век».

Учитель: Итак, мы отправляемся в путь. Встаньте. Полетели...

(На экране появляется летящий самолёт. Со звуком шшшш - круго­вые движения ладонями и выброс рук вверх - выполняется 2-3 раза элемент фонетической ритмики).

Учитель: Садитесь. Мы залетели очень далеко - в «9 век». А какой век сейчас?

Ученики: Сейчас 21 век.

Учитель: На сколько веков мы улетели назад?

Ученики: На 12 веков.

Учитель: Вспомните, что произошло в 9 веке. (Показывается хронологическая карточка «9 век»).

Ученики: Образовалось государство Киевская Русь.

Учитель: Правильно. Кто хочет рассказать, как это произошло?

Ученик: В 879-м году в Новгороде (показывает Новгород на карте) умер князь Рюрик (показывает портрет Рюрика). Нов­городским князем стал его родственник Олег (показывает портрет Олега). В 882 году он, собрав большое войско, двинулся в поход на юг (проецируется рисунок «Князь Олег с дружиной в походе»). Войско Олега захватило много земель и город Киев (показывает на карте Киев). Олег объявил Киев столицей своих земель (Проецируются план и рисунок древнего Киева), которыми стали управлять князья и бояре (проецируется рисунок «Князь и бояре»).

Учитель: Достаточно. Кто хочет дополнить?

Ученик: На русские города и сёла часто нападали соседние племена: печенеги, половцы, хазары (Проецируются рисунки диких кочевников и горящий город). Они сжигали дома, угоняли скот, брали людей в плен (проецируется рисунок «Половцы угоняют в плен женщин и детей»). Славяне под руководством князей отважно боролись с врагами (проецируется рисунок «Битва славян с кочевниками»). Особенно прославился князь Олег, которого народ прозвал Вещим (проецируется рисунок «Князь Олег на коне»). Умер Олег от укуса змеи, которая выползла из черепа умершего его любимого коня. (Проецируется рисунок «Змея кусает князя Олега»). Александр Сергеевич Пушкин посвятил князю Олегу стихотворение.

Учитель: Ребята, а как называется это произведение?

Ученики: «Песнь о вещем Олеге».

Учитель: Я буду читать отрывки, а вы будете слушать и повторять. Слушайте: Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

Учитель: Кто хочет повторить?

Ученик. Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

Учитель: Правильно повторила Настя?

Ученики: Правильно.

Учитель: Послушайте следующие строки.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам.

Учитель: Кто повторит?

Ученик: Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам.

Учитель: Ещё послушайте.

Открой мне всю правду, не бойся меня.

В награду любого возьмёшь ты коня.

Учитель: Повторите.

Ученик: Открой мне всю правду, не бойся меня.

В награду любого возьмёшь ты коня.

Учитель: А теперь внимательно послушайте и скажите, какую строчку я пропустила: Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «____________________»

Твой старый хозяин тебя пережил».

Учитель: Какую строчку я пропустила?

Ученик: «Спи, друг одинокий!».

Учитель: Правильно. А сейчас продолжите прочитанную мною строку:

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,

Ученики (все вместе, сопряжено):

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Учитель: Молодцы, ребята.


2. Приземление на станции «Великие дела великого царя».

Учитель: Из 9 века отправимся в век 18-й. Встаньте. Полетели... (На экране появляется летящий самолёт. Руки в стороны, покачивания вправо-влево со звуком ш 5-6 раз).

Учитель: Садитесь.

Учитель: Мы - на станции «Великие дела Великого царя». (На экране появляется портрет Петра 1, картинка с изображением парус­ных кораблей Петра 1 и заголовком «Великие дела великого царя»).

Учитель: А кого же называли Великим царём?

Ученики: Петра Первого.

Учитель: Давайте вспомним, какие Великие дела он свершил. На экране будут появляться картинки, а мы будем смотреть и вместе читать к ним подписи:

Ученики: Одним из главных дел Петра 1 было создание российского флота.

  • 1696. Воронежские верфи.

  • Новая армия.

  • 1700. Начало нового летоисчисления.

  • 1701. Первые аптеки.

  • 1703. Основание Петербурга.

  • Строительство Петербурга.

  • 1703. Первая газета «Ведомости».

  • 1708. Введение гражданского шрифта.

  • 1709. Полтавская победа.

  • Полтавская битва.

  • 1718. Новый быт.

  • Богатые россияне стали одеваться по европейской моде.

  • Мужчины отказались от длинной бороды и стали коротко стричься и бриться.

  • Торговля с заграницей.

  • 1725. Основание Академии наук.

  • Первый император Всероссийский.

  • Пётр 1 стал называть себя не царём, а императором.

Учитель: Какие произведения Пушкин посвятил эпохе Петра 1?

Ученики: Поэму «Полтава».

Ученики: Поэму «Медный всадник».

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как Пушкин описывал великие дела Петра в поэме «Медный всадник».

  • Вы двое выберите из отрывка на странице 76 всё то, что видел Пётр на берегу пустынных волн.

  • Вы, Лена и Настя, подберите, о чём он мечтал.

  • А Саша, Алёна и Рамиля найдут слова, которые покажут Петра творенья.

1-я тройка учеников (читают по учебнику):

  • Река неслася: бедный чёлн по ней стремился одиноко...

  • Чернели избы здесь и там, и лес кругом шумел.

2-я тройка учеников (читают по учебнику):

  • Прошло сто лет и юный град вознёсся,

  • Громады стройные теснятся дворцов и башен,

  • Корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся.

Учитель: Правильно, ребята. В поэме «Медный всадник» Пушкин воспевает заслуги Петра в строительстве Петербурга и рождение российского флота.

Учитель: А сейчас мы отправляемся на последнюю станцию. Называется она «Капитанская дочка». Встаньте. Полетели... (На экране появляется летящий самолёт. Руки со сжатыми кулаками на уровне живота, произносим звук ш резко выбрасывая руки вперёд вниз «Насос»).


3. Пребывание на станции «Капитанская дочка».

Учитель: Садитесь. Мы с вами находимся во второй половине 18 века, в 1773- 1775 годах. Что произошло в это время?

Ученики: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

Учитель: Правильно. Какое произведение посвятил А.С. Пушкин этому событию?

Ученики: «Капитанскую дочку».

Учитель: Для сбора материала о Пугачёве Пушкин побывал во многих городах России. (На экран проецируется маршрут путеше­ствия Пушкина). Давайте все вместе прочитаем, какие города он посетил (сопряжённое чтение).

Ученики: Тверь, Москва, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск.

Учитель: Пушкин побывал и в Симбирске, потому что здесь Пугачёва держали как пленника по пути на казнь в Москву. Как вы думаете, почему вспыхнуло восстание?

Ученики.: Потому что народ страдал от крепостного гнёта,

жестокостей и бесправия.

Учитель: Почему Пугачёв выдал себя за царя?

Ученики: Потому что народ верил в доброго царя.

Учитель: Какие черты характера Пугачёва описал Пушкин в «Капитанской дочке»? (Идёт кольцовка, ученики называют по очереди по 1 черте характера Пугачёва).

Ученики: Смелый, решительный, храбрый, мужественный, сметливый, безграмотный, умный, благородный, плутоватый, талантливый, мудрый, справедливый, великодушный, отзывчивый, авантюрный, хитрый, злой и беспощадный к врагам, щедрый, жалостливый, заботливый.

Учитель: Чего хотели восставшие?

Ученики: Они хотели свободы и справедливости.

Учитель: Чем закончилось восстание?

Ученики: Восстание было подавлено.

Учитель: Правильно. Роман заканчивается тем, что семейство Гриневых стало проживать в Симбирской губернии.

Учитель: К сожалению, время нашего путешествия заканчивается. Нужно подвести итоги и возвращаться в 21-й век.

YI. ИТОГ УРОКА.

Учитель: Что мы сегодня делали?

Ученики: Мы путешествовали по российской истории.

Учитель: Посмотрите на доску и оцените свою работу на уроке.

Лена (Рамиля, Таня, Алёна, Настя, Алёша, Саша), какую отметку ты себе поставишь?

Учитель: Вам понравился интегрированный урок?

Ученики: Да.

Учитель: Давайте прочитаем вывод урока.

Ученики: Произведения Пушкина помогают глубже понять историю России.

Учитель: Встаньте. Урок окончен. Идите в самолёт и отправляй­тесь в 21-й в.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесов Виктор Михайлович

Дата: 22.12.2021

Номер свидетельства: 595844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства