цель: познакомиться со стихотворениями на историческую тему ; рассмотреть исторические события через литературные произведения; выявить авторское отношение к этим событиям; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Развивающая – формировать интерес к изучению литературы и истории; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к поэтическому слову, развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод ( беседа, демонстрация слайдов, видео фрагментов); проблемный метод, исследовательский, дискуссионный.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова ),планшеты, аудиозапись музыки к стихотворению, слайды для мультимедийной презентации, фрагмент из фильма «Эскадрон гусар летучих»
Формировать УУД:
- Личностные УУД: познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, словаре, интернете; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условий для знакомства со стихотворениями поэтов, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, использовать различные приемы анализа литературного произведения.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с историей, русским языком и музыкой.
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать интерес к изучению прошлого, хранить память об исторических событиях, их героях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конпект урока "Мотивы былого поэзии 19 века" »
Интегрированный урок в рамках проекта
«Лучший ученический класс – 2015».
Тема: «Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века»
Класс : 8
Дата проведения: 10 марта 2015 г.
Подготовили:
Аболова М.К. ( учитель истории)
Филиппова Т.В(. учитель литературы)
2015 год
Тема урока: «Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века.»
цель: познакомиться со стихотворениями на историческую тему ; рассмотреть исторические события через литературные произведения; выявить авторское отношение к этим событиям; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Развивающая –формировать интерес к изучению литературы и истории; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная –воспитывать культуру общения; любовь к поэтическому слову, развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод ( беседа, демонстрация слайдов, видео фрагментов); проблемный метод, исследовательский , дискуссионный.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова ),планшеты, аудиозапись музыки к стихотворению, слайды для мультимедийной презентации, фрагмент из фильма «Эскадрон гусар летучих»
Формировать УУД:
- Личностные УУД:познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, словаре, интернете; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условий для знакомства со стихотворениями поэтов, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, использовать различные приемы анализа литературного произведения.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с историей, русским языком и музыкой.
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать интерес к изучению прошлого, хранить память об исторических событиях, их героях.
Ход урока:
I.Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи. Молодцы! Садитесь! С такого позитивного настроя мы и начнём наш урок.
II. Формулирование темы урока и планирование результатов.
-Сегодня у нас необычный урок. Необычен он уже тем, что перед вами два учителя: преподаватель истории и преподаватель литературы и проводим мы наш урок литературы в кабинете истории.
Как вы думаете, почему мы вместе сегодня объединились на уроке? (Два предмета связаны).
- А как они связаны? (Предметом изучения и в литературе, и в истории являются человек, общество. Исторические события в своих произведениях освещали многие поэты, писатели. )
-Чем же отличаются друг от друга эти два предмета? (История опирается на факты , точные сведения. В литературе важны чувства, эмоциональные переживания. Писатель допускает вымысел, использует различные средства выразительности. Воспитательное значение литературы.)
- Что ,по-вашему, станет предметом нашего разговора на уроке? Как бы вы определили тему нашего урока? (Историческая тема в литературных произведениях . Тема прошлого в литературных произведениях.)
- Хорошо, ребята. Вы очень близки. Слайд 1. Я предложу вам такую тему «Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века». Соответствует ли она тому, о чём мы сейчас говорили – о взаимосвязи истории и литературы?
-Что такое былое? (то, что уже было; прошлое). Мотив? (повторяющийся образ в литературе).
-Что вы ждёте от этого урока? К какому результату ,по-вашему, мы должны прийти ? (Через литературные произведения больше узнать об исторических событиях. Выяснить отношение автора к историческому событию, что побудило его написать о событии.)
-Итак, приступаем к работе. Наша встреча сегодня символична. 2015 год Указом президента объявлен Годом литературы, цель которой воспитание глубоко нравственной личности, воспитание патриотических чувств. Этот год по праву можно считать и историческим, так как в мае мы будем праздновать знаменательную дату-70-летие Великой Победы.
III.Актуализация знаний.
-Интерес к истории, к историческим событиям отмечался у поэтов, писателей на протяжении всего существования литературы.
Вспомните, какие произведения на историческую тему мы изучали?(А.С.Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»)
IV.Знакомство с новым материалом.
-Как уже отмечено вами, у А.С. Пушкина много произведений на историческую тему. Слайд 2.Сегодня мы познакомимся с ещё одним – это стихотворение «Стансы».
1)Словарная работа. Откройте учебник литературы на стр.8. Найдите определение жанра «стансы» и зачитайте.
-Какова тема стихотворения? (Пётр I и его деяния).
-Почему «дни Петра» поэт называет славными? (Много сделал для России).
Работа в парах.
-А сейчас предлагаю вам поработать в парах. Вспомните, пожалуйста, о преобразованиях Петра, о его реформах и сопоставьте с текстом стихотворения. Какие реформы Петра Великого нашли отражение в стихотворении А.С.Пушкина? (Развивал науки; открывал школы, училища. Создал флот.)
-Пушкина привлекает Пётр I не только как государственный деятель, много сделавший для России, но и как человек. Какие личные качества Петра отмечает поэт в стихотворении? (Строгий, жёсткий ,правдивый, трудолюбивый, смелый, стремящийся к знаниям, твёрдый, незлопамятный, патриот).
Работа в группах.
-А сейчас предлагаю вам поработать в группах: знатоки истории и знатоки литературы. Каждая группа получает задание на карточке.
1.Знатоки истории:
Перечитайте последнюю строфу и выполните задание. В «Стансах» Пушкин проводит историческую параллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I .В чём вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?(Поэт сопоставляет жестокость, с которой Пётр устранял врагов на пути к «славным» дням своей власти, с не менее жестоким подавлением мятежа декабристов новым царём. Поэт призывает нового царя- НиколаяI – брать пример с его великого предка- ПетраI. Пушкин надеется на твёрдость, ум, «незлобивость» Николая , на уважение его к своей стране и её народу.)
2. Знатоки литературы:
Какие художественные приёмы использует Пушкин для создания образа Петра? (Эпитеты: славных (дней), буйного (стрельца), самодержавною (рукой), всеобъемлющей (душой), вечный (работник).Метафора: привлёк сердца, сеял просвещенье. Сравнение: как он неутомим и твёрд .Анафора: Но правдой…Но нравы…Лексический паралллелизм : То академик, то герой, то мореплаватель , то плотник..)
-Что нового узнали о Петре из стихотворения? (сопоставление Петра с Николаем)
-Итак, мы рассмотрели фигуру ПетраI как исторического деятеля и как героя художественного произведения. Действительно, это выдающаяся личность ,заслуживающая глубокого уважения и почитания и у историков, и у Пушкина, и у нас, читателей.
-А сейчас предлагаю посмотреть на доску. (портрет) Слайд 3.
-Кто это? Вы узнали этого героя? (Денис Давыдов )
-Можно ли его назвать героем? (Да. На лихом коне смело идёт в бой. Бесстрашный, совершает подвиги во имя Родины. Настоящий патриот.)
Слайд 4. –Мы знаем, что он был не только лихим гусаром, настоящим воином, но и замечательным поэтом. Давайте послушаем его стихотворение «Бородинское поле» и обратите ,пожалуйста, внимание на чувства лирического героя.
3)Просмотр кадров из фильма «Эскадрон гусар летучих».
Дискуссия. Учитель истории.
-Сравним чувства автора в фильме и в стихотворении.
-Итак, грустное настроение. Что же случилось? Где боевой дух защитника, патриота?
-Кто такой патриот? (Человек, который не только любит свою родину, но и переживает за неё, поддерживает , когда ей трудно.)
-А что видим в стихотворении? Найдите строки о патриотизме. (Не находят таких строк.)
- Что же закончился патриотизм? Что разве нужна война или какие-то суровые испытания, чтобы проявить к своей родине любовь ?
4) Поисковая работа в группах.
-Предлагаю разделиться на две группы и поработать: найти информацию о Денисе Давыдове. .В помощь вам учебники, интернет-ресурсы.
1 группа: Подвиги Д.Давыдова во время войны.(презентация)
2 группа: Послевоенная деятельность Д.Давыдова.(плакат)
-А теперь послушаем результаты вашей работы.(Выступление каждой группы по вопросу)
-Какой же вывод можно сделать? (Нельзя по одному стихотворению судить о поэте. Надо знать его историю, судьбу. Действительно, Д.Давыдов – настоящий патриот.)
-Я рада, что вы самостоятельно пришли к такому выводу.
Слайд 5.- Истинный патриотизм показывает и следующий наш автор – Алексей Николаевич Апухтин в «Солдатской песне о Севастополе», рассказывая о трагическом событии.
Чтение стихотворения наизусть в лицах подготовленными учащимися. Слайды 6-21
-Какие известные вам исторические факты героической обороны Севастополя нашли отражение в этом стихотворении? ( В песне нашли отражение одиннадцать месяцев героической обороны Севастополя. Эти события показали единение всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый» ,и «мужик», и «красавицы наши». Известно ,например, имя одной из первых сестёр милосердия- Даши Севастопольской.)
- Как Апухтин оценивает исторические события под Севастополем? (Называет песню не весёлой, не могучей. не радостной, но всё же прославляет героев Севастополя., ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд продолжает чреду отважных защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать»)
-Почему поэт назвал своё стихотворение песней? (Песня- народный жанр. В песне наиболее сильно и глубоко выражаются народные чувства и переживания. Здесь много повторов, есть анафоры, что характерно для песенного жанра.)
V. Закрепление полученных знаний.
-Итак, исторические события всегда будут волновать творческих людей, находить эмоциональный отклик в произведениях поэтов, писателей, так как настоящий гражданин своей страны не мыслит себя без истории своего народа, без духовной связи с ним.
Творческая работа.
-А каковы ваши впечатления от прозвучавших сегодня стихотворений, каков ваш эмоциональный отклик на них мы узнаем из вашей творческой работы.
Слайд 22. «Синквейн».Звучит «Солдатская песня о Севастополе» в исполнении Смирнова Александра.
1.Стихотворения
2.Два прилагательных.
3. Три глагола.
4.Фраза из четырёх слов.
5.Одно слово(на эмоциональном или философско-обобщённом уровне)
-Давайте послушаем ваши творческие работы.
VI. Итог урока:
-Что же объединяет все изученные нами стихотворения? (Историческая тема и общий призыв: помнить о прошлом).
-Во всех лирических произведениях содержится завет последующим поколениям чутко относиться к минувшему, прожитому, беречь память об исторических событиях, хранить национальную культуру, её язык.
VII.Рефлексия.
-Проанализируйте свою деятельность сегодня на уроке. Заполните оценочный лист.
VШ. Домашнее задание:
Слайд 22.1. стр.5-18 .выучить наизусть стихотворение (по выбору учащихся)
2.составить два тонких и два толстых вопроса к понравившемуся стихотворению.