kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинированный урок по теме: "Подготовка "освободительных реформ" Александра II"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коминированный урок с использованием работы с историческими источниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок по теме: "Подготовка "освободительных реформ" Александра II"»

Подготовка «освободительных реформ» Александра II

Цели урока:

  • На основании фактов истории сформировать представление о причинах подготовки отмены крепостного права правительством Александра П.

  • Выявить последовательность этапов подготовки крестьянской реформы.

  • Дать возможность осознать значение движения общественной мысли в решении вопросов развития страны.

Обязательный минимум: Александр II (1855-1881), кризис «николаевской системы».


Действия учителя

Действия ученика

Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на тему урока. В ней используется словосочетание «освободительные реформы». Скажите» кого и почему необходимо было освобождать в России во второй половике XIX века.

- Необходимо было освобождать крестьян от крепостного права. Дать им свободу и землю.

- А вот помещики считали наоборот. Откройте учебники на с. 174. познакомьтесь с историческими документами! Чем угрожала отмена крепостного права с точки зрения помещиков?

- С точки зрения помещиков, если крестьян освободить, то они сопьются и пропадут. Без помещиков они жить не смогут.

- Обратите внимание на время написания двух оставшихся документов. Сколько лет прошло между их написанием?

- Между их написанием прошло 13 лет.

- Как меняется позиция Александра II к крепостному праву?

- Если во втором документе Александр II и помещики были категорически против отмены крепостного права, то в третьем (через 13 лет) император настаивает на скорейших реформах.

- Какое возникает противоречие?

- Помещики и император против отмены крепостного права, но Александр II этого требует.

Формулирование проблемы

- Какую проблему нам предстоит сегодня решить?

- Почему дворяне-помещики и Александр II, будучи противниками отмены крепостного права, подготовили эту реформу?

Гипотезы

- Какие обстоятельства могли заставить заняться разработкой проектов отмены крепостного права?

Предлагают свои версии

Актуализация знаний

Что такое крепостное право?

Это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности и подчиняются власти помещиков. Крестьяне являются собственностью помещика

- Давайте вспомним, что было сделано предыдущими императорами для решения проблемы крепостного права

На слайде презентации

- Как звали императора, который ввел указ о трехдневной барщине

Павел I

- Согласно этому указу помещики получили право освобождать крестьян с землей. Как звали императора, который его издал?

Указ о вольных хлебопашцах. Александр I.

- Согласно этому указу помещики получили право освобождать крестьян при условии несения ими некоторых повинностей. Как звали императора, который его издал?

Указ об обязанных крестьянах. Николай I

- Почему ни один из императоров не отменил крепостное право?

Подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.

- Вспомните, как назывался общественный порядок в нашей стране до Александра II. В чем была его особенность?

- «Николаевская система»: управление Россией ради обеспечения внутреннего спокойствия, сохранение традиционных основ общества - крепостного права, сословного строя, самодержавия.

- Какое событие стало свидетельством крушения «николаевской системы?

- Крымская война.

- Что нам предстоит узнать на уроке? Чего мы пока не знаем?

- Что делать? Чем заменить старую систему?

Открытие нового знания

- Как вы думаете, какую из трех составных частей «николаевской системы (крепостное право, дословный строй, самодержавие) необходимо изменять в первую очередь?

Высказывают свои мнения.

- Сравним наши предположения с данными таблицы на с. 166, Определите» чем угрожало России дальнейшее затягивание решения вопроса об отмене крепостного права.

- Дальнейшее затягивание решения вопроса об отмене крепостного права грозило массовыми крестьянскими бунтами.

- Также давайте обратимся к историческим источникам. Прочитайте выдержки из документов и сделайте выводы.

Слайд презентации


- Русское общество бурно обсуждало вопрос об отмене крепостного права. Все осознавали, что медлить нельзя. Но как быть? По этому поводу велись горячие споры.

- Скажите пожалуйста, какие общественно-политические группировки сформировалась к этому времени в России?

Используя материал учебника, определите взгляды сторонников разных направлений движения общественной мысли по вопросу отмены крепостного права. Результаты работы впишите в таблицу.


Общественно-политические группировки

Взгляды по проблеме отмены крепостного права

Либеральные чиновники

Реформы «сверху». Выступали за отмену крепостного права, создание независимого гласного суда, введение местного самоуправления, свобода печати

Консервативные чиновники

Не желали ничего менять

Дворяне-помещики

Не думали расставаться со своими правами на крестьян


Западники

Требовали отменить крепостное право, даровать гражданские свободы

Славянофилы

Предупреждали о возможности бунта, если не будет отменено крепостное право

Разночинная интеллигенция, социалисты

Настаивала на отмене крепостного права, распределении гражданских свобод, участии общества в управлении государством


- Посмотрите, сколько точек зрения на решение одной проблемы. От кого будет зависеть выбор пути - отмены крепостного права? (От Александра II.)

- Каким человеком был Александр II. Давайте заслушаем доклад.

- Какие его качества должны были способствовать началу реформ, а какие препятствовать? (Способствовать: образование, отвага. Препятствовать: противоречивость, нерешительность.)

- Работая в тетради, составьте последовательность шагов - действий Александра II по подготовке отмены крепостного права

  1. Десятый секретный комитет

  2. Ноябрь 1857 года - В.И, Назимов создает губернские дворянские комитеты по подготовке местных проектов отмены крепостного права.

  3. Созыв Главного комитета по крестьянскому делу. Выработка правитель­ственных условии освобождения крестьян.

  4. Работа редакционных комиссий. Разработано Положение о крестьянах, вы­ходящих ив крепостной зависимости, понижены нормы земли, увеличен выкуп.

Итог урока (вывод по проблеме)

- Обратите внимание, на все ли вопросы в разделе «Не знаем» мы нашли ответы? Как теперь можно осветить проблему урока? Почему дворяне-помещики и Александр II, будучи противниками отмены крепостного права, подготовили эту реформу? Чьи версии подтвердились

(Дворяне-помещики, будучи противниками отмены крепостного права, подготовили реформу потому, что после Крымской войны в стране серьезно обострился кризис. Отказ от решения проблем мог привести к массовым выступлениям крестьян по всей России.)

Домашнее задание

- Итак, подготовлено «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», остается опубликовать его. О том, как примут свободу крестьяне и общество, вы прочитаете дома в § 15. Ответьте на вопросы перед параграфом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комбинированный урок по теме: "Подготовка "освободительных реформ" Александра II"

Автор: Солнцев Иван Николаевич

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства