Дать учащимся представление о времени правления Петра I, его реформах. Познакомить с жизнью Петра Великого.Способствовать формированию гордости за нашу Родину, живших и творивших в нашей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кейс – урок на тему: « Пётр Великий »»
Индивидуальный проект
Кейс – урок на тему:
« Пётр Великий »
Автор проекта: Н. В. Рыбакова, учитель начальных классов.
Урок окружающего мира.
УМК «Школа России»
Класс: 4Б
Учебный предмет: Окружающий мир. Плешаков А.А.и др.
Тема: «Петр Великий»
Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра Первого , его реформах; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.
Задачи:
образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого.
Ход урока:
1.Оргмомент.
И снова урок истории – В минуты сжатые века… О, сколько крови, слёз и горя Впитала книжная строка!
2.Актуализация знаний.
(Учитель показывает репродукцию портрета Петра Первого)
-Что вы можете сказать, глядя на этот портрет? Каков человек, изображённый здесь?(высказывания детей)
-Верно, это портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нём?( высказывания учеников)
Итак, вы поняли, что тема нашего урока “Петр Первый”. Сегодня мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?
- Хотелось бы узнать о детстве Петра? Где родился и вырос? Долго ли жил?
- Почему Петр I получил прозвание “Великий”? Чем прославился?
- Каким правителем был Петр I?
- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?
Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…” С.М. Соловьев
3.Организация работы с кейсами.
В течение урока попытаемся ответить на те вопрос , которые озвучили вначале .
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа: Историки. Участники расскажут нам о жизни Петра I.
2 и 3 группы: Исследователи. Эти группы будут изучать деятельность Петра I : перемены и преобразования.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучите источники (на изучение дается 15 минут). Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и понятно вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4».
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку, выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации
Слаженность работы группы
Презентация выступления
Итого
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4.Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1.Учебник Плешакова А.А."Мир вокруг нас" (стр. 94-95);
Источник №2.
С самого детства маленького Петра окружали военные игрушки: солдатики, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. Они станут его первыми полководцами. Всю жизнь будут ему верной опорой.
Когда маленькому Петру было 4 года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер, оставив на престоле малолетних сыновей - Ивана и Петра. Пока царевичи не выросли, править за них стала старшая сестра - царевна Софья, которая не очень беспокоилась об образовании братьев. И Петр был предоставлен самому себе. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе построил "потешный флот". Скоро Петр станет строить настоящие корабли.
Петр рос и мужал. Брат его Иван умер, и Петр стал один править Россией. Но не всем это пришлось по душе. Царевна Софья осталась не у дел. Петр вырос и отодвинул ее от управления государством. Подговорила она стрельцов - царево войско - и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт. Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков. Сам головы рубил. А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь. В ранней юности Пётр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.
http://www.kindergorod.ru/rasskaz2.htm
Источник №3. Невзлюбил Петр Москву: напоминала ему о бунте стрельцов, о казнях кровавых. Да и непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно- большая деревня да и только. Столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Нет? Значит надо построить. Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает) : до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на Российские земли ходить. Одна беда - земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но коли царь Петр решил, значит городу быть. Можно сказать вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза - трех камней. И город поднялся. Санкт-Петербург - город святого Петра - покровителя государя.
http://www.kindergorod.ru/rasskaz4.htm
Кейс №2.
-Заполнить сравнительную таблицу: «Реформы Петра I»
До реформ
После реформ
Источник №1. Учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" (стр. 96-97);
Источник №2.
Первоочередным делом Петра I стало создание регулярной армии и строительство флота. 19 ноября 1699 года царь издал указ о формировании 30 пехотных полков. Но обучение солдат шло не так быстро, как хотелось царю.
Одновременно с формированием армии были созданы все условия для мощного рывка в развитии промышленности. Примерно 40 заводов и фабрик возникли в течение нескольких лет. Петр I нацеливал русских умельцев перенимать все самое ценное у иностранцев и делать еще лучше, чем у них. Был создан могучий военный флот.
http://www.kindergorod.ru/severn_voyna.htm
Источник №3.
Надо России свой флот создавать, но где? В Азове - турки. На Балтике - шведы. А без моря страна не сможет. "Нет выхода в море, значит будет" - так царь Петр решил.
Сначала был Азов. Петр попытался взять турецкую крепость приступом. Не вышло. Турки обстреляли с моря наши позиции. Закидали русские войска тяжелыми ядрами. Что может пеший против военного флота? Да, без своих кораблей не обойтись. Решил тогда Петр подняться вверх по Дону и там зазимовать. Зима была суровой, а работа - жаркой. И через год к Азову подошло триста военных кораблей, да все с артиллерией. Русский флот - против турецкого, а русская пехота – против защитников крепости. Бой был жарким. Турки сдались в плен. Крепость взята. выход к Черному морю - наш, российский. Теперь на Балтику! Но шведы - не турки. Тут натиском не возьмешь. Началась долгая двадцатилетняя Северная война со Швецией.
Сражение под Нарвой. Петр увеличил армию, обучая все новых и новых солдат военному искусству. Даже выписал из Австрии опытного генерала де Крюи и поставил его во главе армии. Но у чужеземного генерала сердце за Россию не болеет, русские проиграли шведам битву под Нарвой. Мало того, шведский король Карл XVII решил на Москву идти. Этого Петр уже не мог допустить.
Как и в других великих делах, Петру снова пришлось рассчитывать только на себя. Сам стал солдатом, сам стал генералом. И вот наступила решающая битва. Полтава - маленький городок, но какое имя! Завязалась битва. Петр умело руководил сражением. Появляясь на резвом коне то тут, то там, он подбадривал солдат и воодушевлял их. Под ним пал один конь, он сел на второго. Пули свистели около головы. Две даже прострелили ему шляпу. Но, оказалось, Петр этого даже не заметил. Шведов разбили, а сам Карл XVII был ранен и чуть в плен не попал. Теперь выход к Балтике был открыт, Россия могла свободно торговать с другими государствами. На отвоёванном побережье была построена новая столица – Петербург. Россия стала настоящей морской державой.
http://www.kindergorod.ru/rasskaz3.htm
Кейс №3.
-Заполнить сравнительную таблицу: «Реформы Петра I»
До реформ
После реформ
Источник №1. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»(с.98-99)
Источник №2.Энциклопедия «Я познаю мир. История России.
На Руси в то время было мало грамотных людей. Учили ребят кое-где при церквах, да иногда в богатых домах имели приглашенных учителей.
При Петре стали открываться школы. Назывались они цифирными. Изучали в них грамматику, арифметику и географию. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена.Было построено множество мануфактур –промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников.
Грамотные люди нам ой как нужны! Смерть России без знающих людей- говорил Пётр
Источник №3.
В России до Петра I Новый год отмечался первого марта. Это было связано с языческими традициями. Весной просыпалось все живое, в том числе и солнце. Чтобы был хороший урожай, нужно было на вишневых ветках зажечь плошки с маслом. Еще один Новый год наступал 1 сентября, когда царь проводил принародно праведный суд. Такое раздвоение праздника, конечно же, было весьма неудобно.
Петр I указом от 15 декабря 1699 года установил единый Новый год: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять — на санках 6
Петр очень любил пышные фейерверки, и праздничные салюты, он не только ввел празднование Нового года с фейерверками, но и сам принимал активное участие в их запусках. Иллюминации стали частью жизни России. Без них не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Все придворные торжества сопровождались красочным представлением в воздухе. Фейерверки стали непременным атрибутом и для народных гуляний — например, на Масленицу или в Святки.
http://www.kindergorod.ru/nov_god.htm
5.Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
6. Физкультминутка.
7.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Давайте представим, что эти ребята -работники исторического музея , и они пришли к нам, чтобы рассказать о Петровском времени. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы нашим гостям.
8.Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. Теперь ответьте на вопросы , поставленные в начале урока:
- Что запомнилось вам о детстве Петра Первого?
- Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?
- Каким правителем был Петр Первый?
- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны, в жизнь русского народа?
9.Рефлексия.
-Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
-У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился - пусть сердечко останется лежать на парте .
А кому урок понравился - поднимите сердечко высоко вверх.