kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок истории и литературы в 11 классе посвящен такой важной теме как эпоха "великого перелома". Подготовлен учителями истории и русского языка гимназии № 24 г. Тараз Семенюковой В. Б. и Версаль М. Г. Урок способствует более глубокому пониманию учащимися сущности эпохи "великого перелома" благодаря рассмотрению событий не только сквозь призму истории как науки, но и литературы как искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы »

Тема: «Характерные особенности эпохи «великого перелома»

и их отражение в литературе».

Бинарный урок истории и литературы. 11 класс.

Учителя Семенюкова В. Б. и Версаль М. Г.

Цели урока:

образовательная: повторить, обобщить систематизировать ЗУН по периоду «великого перелома» с точки зрения исторической науки и литературы как искусства;

развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, а также умение выступать перед аудиторией и аргументировать свое мнение; воспитательная: воспитывать уважение к историческому наследию предшествующих поколений, чувство ответственности и сопричастности к их судьбе; формировать познавательный интерес к истории и литературе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Планируемый результат: урок будет способствовать более глубокому пониманию учащимися эпохи «великого перелома» благодаря рассмотрению событий не только через исторические факты и явления, но и сквозь призму литературных произведений того времени.

Оборудование: ПК, интерактивная доска; электронный учебник (ЭУ) «История Казахстана 9 класс»; иллюстрации; раздаточный материал.


Содержание и ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Ознакомление с темой урока. (1 стр. флипчарта).

Учитель литературы: «История и литература близки друг другу. Их интересует человек, его жизнь, взаимоотношения между людьми, особенности развития народов и государств. Но история - это наука, а литература - искусство, поэтому они различаются в подходах к изучению и изображению одного и того же предмета.

История опирается только на проверенные факты. Литература же смешивает факты с художественным вымыслом, который, чаще всего, преобладает. Писатели и поэты всегда первыми откликаются на происходящие события, дают им свою оценку и выражают свое отношение».

3. Беседа об особенностях эпохи «великого перелома» в СССР.

Учитель истории: «Интересно, что эпоха конца 20-30-х годов ХХ века получила у историков и писателей разные названия. Писатели называют этот период эпохой «великого перелома», а историки - «сталинской (социалистической, советской) модернизацией».

- что же такое модернизация?

- сталинская модернизация – это комплекс мероприятий, проведенных в СССР в конце 1920-30-х годов с целью преодоления общей отсталости страны от Запада в рамках построения соц. общества. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция. (2 стр. флипчарта).

- что такое индустриализация? Когда она началась?

- индустриализация – это процесс переоборудования имеющихся предприятий новой машинной техникой и строительство новых промышленных предприятий. Курс на индустриализацию был взят на 14 съезде ВКП(б) в 1925 году. (3 стр. флипчарта).

- какова главная цель индустриализации?

- превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, тем самым ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада.

- за счет каких средств проводилась индустриализация?

- за счет ограбления крестьянства, продажи сырья за границу, принудительных займов у населения.

4. Слово учителя об особенностях жанра «производственного романа».

Учитель литературы: «После объявления курса на индустриализацию страны стал особенно популярным жанр «производственного романа». Он представлял собой писательский отклик на “задачи момента” — ускоренную индустриализацию страны, изображал стройки 1-ой пятилетки и параллельно проводимую “формовку” “нового человека”. Обращение писателей к этой проблематике позволяло продемонстрировать власти свою лояльность, а для некоторых из них — еще и основанием для получения прощения за прежние грехи: так, Л. Леонов после “Вора” (1927), вызвавшего гневные критические нападки, выступил с романом “Соть” (1930), изображающим строительство в лесной глуши бумажного комбината; В. Катаев после сатирических “Растратчиков” (1926) опубликовал роман “Время, вперед!” (1932) — хронику одного дня на строительстве уральского промышленного центра, — который был расценен как “значительное явление советской литературы”.

Одним из самых масштабных проектов индустриализации было строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Кстати, это событие получило отражение в юмористическом романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Предлагаем вам посмотреть кинохронику о строительстве этой магистрали».

5. Просмотр видеосюжета о Турксибе. Учитель истории проводит беседу.

- когда началось строительство Турксиба? когда планировалось завершить?

- началось в 1927 году, планировалось завершить через пять лет.

- когда Турксиб был сдан во временную и постоянную эксплуатацию?

- во временную эксплуатацию сдан в 1930 году, в постоянную – 1 января 1931 года.

- какие районы страны соединил Турксиб?

- Среднюю Азию, Казахстана и Сибирь.

6. Работа с флипчартом. (4 стр. флипчарта). Учитель истории: зачеркните названия тех предприятий, которые не имеют отношения к эпохе индустриализации.

- Джамбулский завод суперфосфатов, Гурьевский нефтехимический завод, Байконур.

6. Беседа об особенностях коллективизации. (5 стр. флипчарта).

Учитель истории: что такое коллективизация? когда она началась?

- коллективизация – это насильственное объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. Курс на коллективизацию был взят на 15 съезде ВКП(б) в 1927 году. Началась в 1928 году. 1929 год – год «великого перелома».

- какую роль играла наглядная агитация? (см. флипчарт)

- наглядная агитация являлась важнейшим средством воздействия на умы людей, поскольку телевидения в те далекие годы еще не было.

- каковы цели коллективизации?

- огосударствление с\х, централизованное управление с\х, ликвидация кулачества и байства, получение средств на индустриализацию.

7.Учитель литературы: «Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации.

В отношении к коллективизации и раскрываются характеры героев, их жизненные принципы. Именно коллективизация становится тем «переломом», который нередко называют «великим» и который наверняка и был таковым по силе влияния на судьбы людей.

8. Просмотр видеосюжетов из кинофильма «Поднятая целина», их анализ.

Учитель литературы: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”, — пишет Шолохов. На примере Гремячего Лога мы видим, как события того трагического времени отразились на судьбах всего российского крестьянства».

9. Беседа о последствиях насильственной коллективизации. (6 стр. флипчарта).

Учитель истории: каковы причины и последствия страшного голода 1930-1932 годов (на примере Казахстана)?

- коллективизация в Казахстане сопровождалась принудительной седентаризацией кочевого населения, что привело к падежу скота и как следствие к голоду среди бывших кочевников-скотоводов. Из 40,5 млн. голов скота осталось 4, 5 млн. Из 6,2 млн. человек от голода погибли 2,1 млн. человек, более 1млн. человек покинули республику, из них 414 тыс. вернулись, а 616 тыс. не вернулись. 372 восстания против коллективизации были жестоко подавлены.

10. Анализ рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце».

Учитель литературы: Тема голода отражена во многих произведениях, одно из них - рассказ М.Шолохова «Алешкино сердце».

Учитель литературы: «Картины, открывающиеся читателю,  одновременно завораживают и потрясают: по земле «идет голод», безглазый человек, идет «бездорожно», «шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце».   Зримо передает автор  внешний вид длительно голодающего подростка, его постоянное желание наесться. Нежданная и настоящая радость для Алешки – «еще теплый трупик жеребенка», «теплый, парной от крови». «До последней тоненькой кишочки» собирает Алешка трупик. «Объевшись волокнистого мяса», умирает сестренка, «младшая, черноглазая», Нюратка. У Алешки с матерью нет сил похоронить девочку, ее тельце и «курчавую головку» родные лишь «слегка прикидали землей». Через неделю соседка Макарчиха,  «баба ядреная и злая», убивает старшую сестру Алешки за то, что умирающая от голода девочка залезла в ее хату и съела щи. Еще через несколько дней умирает от голода мать Алешки. Мальчик, еле передвигающий ноги от слабости, решается на воровство: он залазит в погреб к все той же соседке Макарчихе, которая, поймав мальчика, бьет его железкой по голове и выкидывает на берег реки.

«…хату и подворье еще до смерти мать пораспродала соседям: хату - за 9 пригоршней муки, базы - за пшено, леваду Макарчиха купила за корчажку молока».

Ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия не дождался Алешка ни от соседки, ни от односельчан, ни от попа, несшего домой в праздник «пироги и солонину». Спас его очкастый политком Синицын, заставший Алешку в сарае, где «из щелей струею желтой сочится хлеб», который мальчик «брал в пригоршню...и жевал жадно».

Еще больший трагизм и ощущение безнадежности придают рассказу образы-запахи, связанные с голодом и смертью: тошнотворно «воняет» от Алешки, от «круглой гноящейся раны», в которой «из сукровицы кажут острые головки черви»; из «неметеной горницы» Алешкиной хаты «духом падальным несет».

Да, произведение поражает натуралистическим изображением смерти и голода, однако показывает человеческую жизнь такой ценностью, ради которой можно пожертвовать собственной. Поэтому и название рассказа утверждает сердечность и гуманность даже в самых нечеловеческих и страшных обстоятельствах».

11. Беседа об особенностях культурной революции в СССР. (7 стр. флипчарта).

Учитель литературы: «Важным направлением сталинской модернизации была культурная революция - комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества».

- в чем состоит суть культурной революции, проводимой в СССР?

- ликбез, всеобуч, формирование нового советского человека, соцреализм.

Учитель истории: что такое ликбез и всеобуч? Как компартия формировала нового советского человека?

Учитель литературы: «В 1920-30-е годы в литературе и искусстве начинает утверждать метод соцреализма. Он четко определял тематику произведений: непременное изображение классовой борьбы, якобы раздирающей общество; художник должен «перековывать человеческий материал». Поэтому в произведениях заранее был известен сюжет и поступки героев, а финалы почти всегда оптимистичны. Положительный герой - заложник своего политического долга, которому он безоговорочно верен вплоть до самопожертвования; жизненный путь его - пример героического преодоления всяческих трудностей и обычно почти полного забвения всего личного ради общественного.

В это время появилось много произведений, не имеющих художественной ценности, поскольку они создавались лишь для воспитания масс в нужном для большевиков русле. Однако создавались и произведения подлинного искусства, хотя и они считались написанными в соцреалистической традиции: «Тихий Дон» Шолохова, «Хождение по мукам» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова, «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова и др.»

- объясните, какие принципы лежали в основе этого метода.

  • Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.

  • Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

  • Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

- какую роль играла литература в эпоху модернизации?

- литература была одним из главных способов воздействия власти на умы и сердца людей.

12. Работа с флипчартом (8 стр. флипчарта).

Учитель литературы: соотнесите произведения с направлениями модернизации.


Индустриализация

Коллективизация

Культурная революция

1) Ф.Гладков «Цемент»

2) И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»

3) Н.Островский «Как закалялась сталь»

1) М. Шолохов «Поднятая целина»

2) А.Платонов «Котлован»

3) А.Твардовский «Страна Муравия»

1) Ч.Айтматов «Первый учитель»

2) Г.Белых и Л.Пантелеев

«Республика ШКИД»

3) А.Макаренко «Педагогическая поэма»


13. Подведение итогов урока. Беседа. (9 стр. флипчарта).

Учитель истории: удалась ли модернизация, проводимая большевиками в СССР в конце 20-х - 30-е годы ХХ века?

- модернизация удалась: к началу 40-х годов СССР из страны, ввозящей машины и оборудование превратился в страну их производящую; рыночное хозяйство эпохи НЭПа превратилась в плановую командно-административную экономику.

Черчилль так сказал о Сталине: «Он был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием». Но, несмотря на успехи модернизации, мы не восторгаемся Сталиным как инициатором этих перемен, поскольку методы, выбранные им, отличались жестокостью и цинизмом.

14. Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Отражение эпохи модернизации в кино».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенюкова Валентина Борисовна и Версаль Марина Григорьевна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства