«Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы
«Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы
Бинарный урок истории и литературы в 11 классе посвящен такой важной теме как эпоха "великого перелома". Подготовлен учителями истории и русского языка гимназии № 24 г. Тараз Семенюковой В. Б. и Версаль М. Г. Урок способствует более глубокому пониманию учащимися сущности эпохи "великого перелома" благодаря рассмотрению событий не только сквозь призму истории как науки, но и литературы как искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Характерные особенности эпохи «великого перелома» и их отражение в литературе» бинарный урок истории и литературы »
Тема: «Характерные особенности эпохи «великого перелома»
и их отражение в литературе».
Бинарный урок истории и литературы. 11 класс.
Учителя Семенюкова В. Б. и Версаль М. Г.
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить систематизировать ЗУН по периоду «великого перелома» с точки зрения исторической науки и литературы как искусства;
развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, а также умение выступать перед аудиторией и аргументировать свое мнение; воспитательная: воспитывать уважение к историческому наследию предшествующих поколений, чувство ответственности и сопричастности к их судьбе; формировать познавательный интерес к истории и литературе.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Планируемый результат: урок будет способствовать более глубокому пониманию учащимися эпохи «великого перелома» благодаря рассмотрению событий не только через исторические факты и явления, но и сквозь призму литературных произведений того времени.
2. Вступительное слово. Ознакомление с темой урока. (1 стр. флипчарта).
Учитель литературы: «История и литература близки друг другу. Их интересует человек, его жизнь, взаимоотношения между людьми, особенности развития народов и государств. Но история - это наука, а литература - искусство, поэтому они различаются в подходах к изучению и изображению одного и того же предмета.
История опирается только на проверенные факты. Литература же смешивает факты с художественным вымыслом, который, чаще всего, преобладает. Писатели и поэты всегда первыми откликаются на происходящие события, дают им свою оценку и выражают свое отношение».
3. Беседа об особенностях эпохи «великого перелома» в СССР.
Учитель истории: «Интересно, что эпоха конца 20-30-х годов ХХ века получила у историков и писателей разные названия. Писатели называют этот период эпохой «великого перелома», а историки - «сталинской (социалистической, советской) модернизацией».
- что же такое модернизация?
- сталинская модернизация – это комплекс мероприятий, проведенных в СССР в конце 1920-30-х годов с целью преодоления общей отсталости страны от Запада в рамках построения соц. общества. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция. (2 стр. флипчарта).
- что такое индустриализация? Когда она началась?
- индустриализация – это процесс переоборудования имеющихся предприятий новой машинной техникой и строительство новых промышленных предприятий. Курс на индустриализацию был взят на 14 съезде ВКП(б) в 1925 году. (3 стр. флипчарта).
- какова главная цель индустриализации?
- превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, тем самым ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада.
- за счет каких средств проводилась индустриализация?
- за счет ограбления крестьянства, продажи сырья за границу, принудительных займов у населения.
4. Слово учителя об особенностях жанра «производственного романа».
Учитель литературы: «После объявления курса на индустриализацию страны стал особенно популярным жанр «производственного романа».Он представлял собой писательский отклик на “задачи момента” — ускоренную индустриализацию страны, изображал стройки 1-ой пятилетки и параллельно проводимую “формовку” “нового человека”. Обращение писателей к этой проблематике позволяло продемонстрировать власти свою лояльность, а для некоторых из них — еще и основанием для получения прощения за прежние грехи: так, Л. Леонов после “Вора” (1927), вызвавшего гневные критические нападки, выступил с романом “Соть” (1930), изображающим строительство в лесной глуши бумажного комбината; В. Катаев после сатирических “Растратчиков” (1926) опубликовал роман “Время, вперед!” (1932) — хронику одного дня на строительстве уральского промышленного центра, — который был расценен как “значительное явление советской литературы”.
Одним из самых масштабных проектов индустриализации было строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Кстати, это событие получило отражение в юмористическом романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Предлагаем вам посмотреть кинохронику о строительстве этой магистрали».
5. Просмотр видеосюжета о Турксибе. Учитель истории проводит беседу.
- когда началось строительство Турксиба? когда планировалось завершить?
- началось в 1927 году, планировалось завершить через пять лет.
- когда Турксиб был сдан во временную и постоянную эксплуатацию?
- во временную эксплуатацию сдан в 1930 году, в постоянную – 1 января 1931 года.
-какие районы страны соединил Турксиб?
- Среднюю Азию, Казахстана и Сибирь.
6. Работа с флипчартом. (4 стр. флипчарта). Учитель истории: зачеркните названия тех предприятий, которые не имеют отношения к эпохе индустриализации.
- Джамбулский завод суперфосфатов, Гурьевский нефтехимический завод, Байконур.
6. Беседа об особенностях коллективизации. (5 стр. флипчарта).
Учитель истории:что такое коллективизация? когда она началась?
- коллективизация – это насильственное объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. Курс на коллективизацию был взят на 15 съезде ВКП(б) в 1927 году. Началась в 1928 году. 1929 год – год «великого перелома».
- какую роль играла наглядная агитация? (см. флипчарт)
- наглядная агитация являлась важнейшим средством воздействия на умы людей, поскольку телевидения в те далекие годы еще не было.
- каковы цели коллективизации?
- огосударствление с\х, централизованное управление с\х, ликвидация кулачества и байства, получение средств на индустриализацию.
7.Учитель литературы: «Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации.
В отношении к коллективизации и раскрываются характеры героев, их жизненные принципы. Именно коллективизация становится тем «переломом», который нередко называют «великим» и который наверняка и был таковым по силе влияния на судьбы людей.
8. Просмотр видеосюжетов из кинофильма «Поднятая целина», их анализ.
Учитель литературы: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”, — пишет Шолохов. На примере Гремячего Лога мы видим, как события того трагического времени отразились на судьбах всего российского крестьянства».
9. Беседа о последствиях насильственной коллективизации. (6 стр. флипчарта).
Учитель истории: каковы причины и последствия страшного голода 1930-1932 годов (на примере Казахстана)?
- коллективизация в Казахстане сопровождалась принудительной седентаризацией кочевого населения, что привело к падежу скота и как следствие к голоду среди бывших кочевников-скотоводов. Из 40,5 млн. голов скота осталось 4, 5 млн. Из 6,2 млн. человек от голода погибли 2,1 млн. человек, более 1млн. человек покинули республику, из них 414 тыс. вернулись, а 616 тыс. не вернулись. 372 восстания против коллективизации были жестоко подавлены.
10. Анализ рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце».
Учитель литературы: Тема голода отражена во многих произведениях, одно из них - рассказ М.Шолохова «Алешкино сердце».
Учитель литературы: «Картины, открывающиеся читателю, одновременно завораживают и потрясают: по земле «идет голод», безглазый человек, идет «бездорожно», «шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце». Зримо передает автор внешний вид длительно голодающего подростка, его постоянное желание наесться. Нежданная и настоящая радость для Алешки – «еще теплый трупик жеребенка», «теплый, парной от крови». «До последней тоненькой кишочки» собирает Алешка трупик. «Объевшись волокнистого мяса», умирает сестренка, «младшая, черноглазая», Нюратка. У Алешки с матерью нет сил похоронить девочку, ее тельце и «курчавую головку» родные лишь «слегка прикидали землей». Через неделю соседка Макарчиха, «баба ядреная и злая», убивает старшую сестру Алешки за то, что умирающая от голода девочка залезла в ее хату и съела щи. Еще через несколько дней умирает от голода мать Алешки. Мальчик, еле передвигающий ноги от слабости, решается на воровство: он залазит в погреб к все той же соседке Макарчихе, которая, поймав мальчика, бьет его железкой по голове и выкидывает на берег реки.
«…хату и подворье еще до смерти мать пораспродала соседям: хату - за 9 пригоршней муки, базы - за пшено, леваду Макарчиха купила за корчажку молока».
Ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия не дождался Алешка ни от соседки, ни от односельчан, ни от попа, несшего домой в праздник «пироги и солонину». Спас его очкастый политком Синицын, заставший Алешку в сарае, где «из щелей струею желтой сочится хлеб», который мальчик «брал в пригоршню...и жевал жадно».
Еще больший трагизм и ощущение безнадежности придают рассказу образы-запахи, связанные с голодом и смертью: тошнотворно «воняет» от Алешки, от «круглой гноящейся раны», в которой «из сукровицы кажут острые головки черви»; из «неметеной горницы» Алешкиной хаты «духом падальным несет».
Да, произведение поражает натуралистическим изображением смерти и голода, однако показывает человеческую жизнь такой ценностью, ради которой можно пожертвовать собственной. Поэтому и название рассказа утверждает сердечность и гуманность даже в самых нечеловеческих и страшных обстоятельствах».
11. Беседа об особенностях культурной революции в СССР. (7 стр. флипчарта).
Учитель литературы: «Важным направлением сталинской модернизации была культурная революция - комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества».
- в чем состоит суть культурной революции, проводимой в СССР?
- ликбез, всеобуч, формирование нового советского человека, соцреализм.
Учитель истории: что такое ликбез и всеобуч? Как компартия формировала нового советского человека?
Учитель литературы: «В 1920-30-е годы в литературе и искусстве начинает утверждать метод соцреализма. Он четко определял тематику произведений: непременное изображение классовой борьбы, якобы раздирающей общество; художник должен «перековывать человеческий материал». Поэтому в произведениях заранее был известенсюжет и поступки героев, а финалы почти всегда оптимистичны. Положительный герой -заложник своего политического долга, которому он безоговорочно верен вплоть до самопожертвования; жизненный путь его - пример героического преодоления всяческих трудностей и обычно почти полного забвения всего личного ради общественного.
В это время появилось много произведений, не имеющих художественной ценности, поскольку они создавались лишь для воспитания масс в нужном для большевиков русле. Однако создавались и произведения подлинного искусства, хотя и они считались написанными в соцреалистической традиции: «Тихий Дон» Шолохова, «Хождение по мукам» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова, «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова и др.»
- объясните, какие принципы лежали в основе этого метода.
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
- какую роль играла литература в эпоху модернизации?
- литература была одним из главных способов воздействия власти на умы и сердца людей.
12. Работа с флипчартом (8 стр. флипчарта).
Учитель литературы: соотнесите произведения с направлениями модернизации.
Учитель истории: удалась ли модернизация, проводимая большевиками в СССР в конце 20-х - 30-е годы ХХ века?
- модернизация удалась: к началу 40-х годов СССР из страны, ввозящей машины и оборудование превратился в страну их производящую; рыночное хозяйство эпохи НЭПа превратилась в плановую командно-административную экономику.
Черчилль так сказал о Сталине: «Он был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием». Но, несмотря на успехи модернизации, мы не восторгаемся Сталиным как инициатором этих перемен, поскольку методы, выбранные им, отличались жестокостью и цинизмом.
14. Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Отражение эпохи модернизации в кино».