Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хамураппи и его законы»
Урок 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
Организационный момент
1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.
^ КАРТОЧКА № 14
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни:
Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
Как называются эти реки?
Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием?
Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?
Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.
2.Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).
а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».
Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)
б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?
3.Решение задач с классом на выбор учителя.
а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.
Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)
б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.
- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?
4. Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Изучение новой темы
План
1.Вавилон - главный город Двуречья.
2.Законы царя Хаммурапи.
На доске: тема урока.
1.Рассказ учителя.
Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.
2. Работа с историческим документом.
Законы царя Хаммурапи
§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 59-63.
3. Беседа по вопросам к документу.
На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)
Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)
Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)
Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)
Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)
ВАРИАНТ 2
Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хаммурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
Закрепление изученного материала
Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)
Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)
Подведение итогов урока
Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.
^ Домашнее задание: прочитать § 14 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммурапи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44).
Дополнительный материал
Законы царя Хаммурапи
Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой Вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства.
В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.
Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.
В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.
Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.
Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.
Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.
КАРТОЧКА № 14 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни:
Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
Как называются эти реки?
Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием?
Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?
Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.
У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».
Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите.
В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо. - Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?
У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».
Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите.
В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо. - Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?
У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».
Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите.
В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо. - Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?
Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить. § 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра. § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать. § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать. § 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. § 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Вопросы.
На какие группы делилось население Вавилонского царства?
Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
Каких домашних животных разводили жители Вавилона?
Что умели делать жители этой страны?
Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
Как наказывали рабов?
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?
Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить. § 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра. § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать. § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать. § 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. § 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Вопросы.
На какие группы делилось население Вавилонского царства?
Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
Каких домашних животных разводили жители Вавилона?
Что умели делать жители этой страны?
Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
Как наказывали рабов?
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?
Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить. § 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра. § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать. § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать. § 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. § 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Вопросы.
На какие группы делилось население Вавилонского царства?
Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
Каких домашних животных разводили жители Вавилона?
Что умели делать жители этой страны?
Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
Как наказывали рабов?
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?