Орг момент | Орг. момент. Приветствие. Создание благоприятного психологического климата в классе. Стратегия «Круг пожеланий». "Человека, которого не волнует судьба родной земли, не думающего с трепетом о ней, нельзя называть гражданином". Каныш Сатпаев 1.Обсуждение. 2.Введение в цель урока и вопрос исследования. Вопросы исследования: Почему в СССР отстает развитие сельского хозяйства? Предскажите тему урока по картинкам. Поощрение. - Что такое целина? - Почему при освоении целины была выбрана территория Казахстана? - Каковы возможные последствия освоения целинных земель? 2. Сообщите тему урока, цель, вопросы исследования. 3. «Согласен / не согласен», чтобы обновить предыдущие знания. Выполните задание по выбору одного из утверждении. Концепт | Согласен | Не согласен | Годы правления Хрущева в истории получили название «оттепели». | | | Волюнтаризм - это научное обоснование политических решений | | | Отдаленность политических решений Хрущева обусловлена низким уровнем политического образования и культуры. | | | 1954-60 В советской политической системе начались демократические изменения. | | | последствия освоения целинных земель? | Настраиваются на положительный настрой урока. Собирают пазлы | ФО Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя | Разрезанные картинки Карточки с вопросами Картинки с изображением сельхоз орудий | |
Изучение нового материала | Начало освоения целин и залежей в Казахстане. Сельское хозяйство республики, как и сельское хозяйство всего СССР, не могло удовлетворить потребности населения в продуктах питания и промышленности. Москва считает, что у Казахстана есть потенциал для быстрого увеличения производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Начало девственного развития. В сентябре 1953 г. на пленуме ЦК КПСС обсуждалось положение в сельском хозяйстве. Перед пленумом выступил глава государства Н.С. Хрущев. Причины отсталости животноводства были напрямую связаны со слабостью материально-технической базы, превращением пастбищ в пашню при освоении целинных земель. Для улучшения ситуации в сельском хозяйстве увеличены посевные площади кормовых культур. Задание по освоению целинных земель в СССР к началу августа 1954 года выполнено: 13,4 млн. Га или 103,2% от плана, в том числе более 6,5 млн. Га целинных земель в Казахстане. Интенсивное направление - переход к рыночной экономике. Однако это противоречило идеологии социализма. Если бы в Советском Союзе до освоения целины при производстве зерна добавляли 1 центнер с гектара, то этот продукт был бы равен урожайности всех освоенных целинных земель. Экстенсивное направление - это способ увеличения производства зерна за счет вспашки новых земель, освоения целинных земель. Советское правительство выбрало второй путь решения продовольственной проблемы. Задание 1. Обозначьте на карте изображения территорию целинных земель. Объясните, почему было выбрано расположение этих участков. Площадь пашни в Павлодарской, Акмолинской, Кокшетау, Костанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях превысила 600 тысяч квадратных километров, что намного больше, чем во Франции (551 тысяча квадратных километров). Покажите студентам отрывок из документального фильма и задайте следующие вопросы: Почему для освоения целины была выбрана территория Казахстана? Как вы думаете, какими были первые успехи освоения целинных земель? Каковы причины освоения целинных земель? ) Исследование. Анализ Освоение целинных и залежных земель 1. Цель и ход освоения целинных земель. 2. Успехи целины 3. Негативные последствия освоения целинных земель. 4. Демографический кризис Учащиеся работают в парах, наносят на карту целинные земли республики ( Акмолинская, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская область), а затем делятся своими идеями о причинах выбора этих областей Ученикам будет представлена статистика о пользе и вреде целинных земель. Задание 2. Обозначьте на карте изображения территорию целинных земель. Объясните, почему было выбрано расположение этих участков. Задание 3. Обмен мнениями: посмотрите отрывок из документального фильма об освоении целинных земель, приведите доводы и аргументы в пользу положительных и отрицательных причин. Освоение целинных и залежных земель (Ученики смотрят отрывки из видео и комментируют причины и последствия целинных земель) ( STEEPLE анализ для определения последствий освоений целины в Казахстане S - социальные последствия Т - технологический эффект E - экономические последствия E - воздействие на окружающую среду P - политические последствия L - правовые последствия E - Влияние на этнический состав | Учащиеся в группе выбирают одну из предложенных иллюстраций, выполняют задание Учащиеся оценят выступления пар по составленным заранее критериям: - определяет ключевые эпизоды по представленным иллюстрациям; - Учащиеся участвует в дискуссии на тему «Плюсы и минусы целины». достижения - доказательства недостатки – доказательства Ученики проанализировали экономические преимущества целинных земель в сельском хозяйстве, а также культурные и экологические последствия, последствия которых до сих пор сказываются на сельском хозяйстве Казахстана | Взаимооценивание Стратегия «Стикер» Дескрипторы: Можно выделить как минимум 2 причины выбора этих участков для целинной застройки; отмечает на карте территорию не менее 4 новых застроенных территорий. Дескрипторы: Назовите хотя бы 2 положительные и 2 отрицательные причины процесса девственного развития; Назовите хотя бы 2 положительных и 2 отрицательных последствия целинного процесса развития. | http://www.youtube.com/watch?v=tNvWdE4LQwM Д. Кунаев. Бремя власти. https://tarikh.kz/sovetskiy-period-istorii-kazahstana/celina/ Ж.Б.Абылхожин Освоение целинных и залежных земель: история и современность http://www.tarih-begalinka.kz/ru/timetravel/page3444/ Освоение целинных и залежных земель в Казахстане (1954–1956 гг.) https://world-nan.kz/interview/qazaqstandagy-tyn-igeru-zhyldary | |