kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кардинальные изменения в экономике в 20-е гг. xxв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в 20-е гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кардинальные изменения в экономике в 20-е гг. xxв.»

Тема: "Кардинальные изменения в экономике в 20-е гг xxв.

Цели: выяснить причины хлебозаготовительного кризиса; обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий индустриализации страны; продолжить формирование умений работать с картой, историческими документами, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.



Ход урока



1) Проверочное тестирование (2 чел.)

2) Подготовка развернутого ответа по карточкам. (3 чел.)

1. В чем заключалась двойственность (противоречивость) внешней политики СССР в 20-е гг.?

А) - Что такое Коминтерн и какие функции он выполнял?

- Какую роль играла партия большевиков в деятельности Коминтерна?

Б) - Какие страны первыми подписали мирные договоры с РСФСР?

- Почему ведущие капиталистические страны подписали торговые договоры с Советской Россией?

В) -Какие проблемы решались на Генуэзской конференции в апреле 1922 г.?

- Почему русская делегация подписала договор о восстановлении дипломатических и экономических отношений с немецкой делегацией в Рапалло?

Сделайте вывод.

Доп.вопросы. Объясните понятия: "Полоса признания", принцип мирного сосуществования, "план Дауэса", Локарнские соглашения, пакт Бриана-Келлога, "рабочие правительства".

1. Вступительная речь учителя.

В 20-е годы во всем мире происходит восстановление и развитие рыночного хозяйства. Повсеместно наблюдается экономический подъем. Но к концу 20-х гг. начался кризис перепроизводства крупнейший за всю историю Запада (1929-1933гг.)

Существовало 2 пути выхода из кризиса:

1) Государственное регулирование хозяйственной жизни и социальных отношений, но с сохранением демократических ценностей. (Анг, США, Фран.) - были колонии.

2) Введение диктаторских форм правления с полным свертыванием демократии, жесткий контроль государства над экономикой, возобновление борьбы за передел мира. ("фашизм"-связка. Италия, Испания, Германия).

Проблемный вопрос: каковы значение и цена рывка, совершенного в СССР в 30-е годы?

Причины хлебозаготовительного кризиса в СССР (1927-28гг)

1) Низкие закупочные цены на зерно 2) дефицит товаров повседневного спроса (для обмена нас/х продукцию) 3) неурожайные год 4) возможность скорой войны с Англией (крестьяне прятали хлеб)

следствием этого явилось


-сокращение хлебозаготовок;

-снижение хлебного экспорта;

-сокращение импорта для нужд индустрии;

-угроза голода в городах и армии.


Чрезвычайные меры правительства по изъятию хлеба у крестьянства (возвращение продразверстки)




Сокращение посевных площадей, массовый забой скота.

Пути выхода из кризиса:

Т.з. Н.И.Бухарин Т.З. И.В.Сталин

Не замедляя темпов индустриализации Форсировать индустриализацию,

увеличить выпуск промтоваров, провести сплошную коллективизацию,

сбалансировать цены на зерно и колхозы- надежный канал перекачки

технические культуры, усилить ресурсов на нужды индустриализации из

налогообложение кулаков. деревни. В то же время будет уничтожено

( менее противоречива, кулачество и обеспечен полный

социальное спокойствие ) гос.контроль над крестьянами.

(огромные социальные издержки, гибель

тысяч людей)

? - Какая т.з. вам кажется более верной и почему?

Победила т.з. Сталина, Бухарина обвинили в "правом уклоне",а его соратников лишили высоких постов.

Индустриализация.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Развитие новых отраслей промышленности.

+

Экстенсивное развитие экономики ("вширь")

2. Ликвидация технико-экономической отсталости.

Превращение в мощную индустриально-аграрную державу. (2-е место после США)

Преобладал ручной труд в строительстве, в с/х. Отставание легкой промышленности.

3. Достижение экономической независимости.

+

Создание автаркичной экономики (обособленной от других стран)

4. Создание ВПК.

+

Укрепление обороноспособности страны.

Создание условий для военно-политической экспансии сталинского руководства.

5. Подведение технической базы под с/х.


+

Формирование насильственной политики сплошной коллективизации.

Источники индустриализации.

1) Изыскивали внутри страны: - из легкой промышленности,

- из с/х;

2) Экспорт зерна, золота, леса, пушнины;

3) Высокие налоги с населения (особенно на нэпманов), ликвидация частного сектора к 1933г.;

4) Нематериальный источник - духовная энергия трудящихся (соц.соревнования с 1929г., стахановское движение)

О Г.Стаханове

Плановая экономика. Первые пятилетки.


Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

1928-1932

1933-1937

Задачи

наращивание экономической и

военной мощи государства максимально

высокими темпами

 окончательная ликвидация частной собственности на основе полного завершения коллективизации; дальнейшего быстрого подъёма промышленности, производящей средства производства (тяжёлой промышленности); быстрый подъём благосостояния рабочих и крестьян; укрепление обороноспособности страны.

Крупнейшие стройки

Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические

Заводы в Магнитогорске, Липецке 

и Челябинске, Новокузнецке,

 Норильске а такжеУралмаш,

тракторные заводы в Сталинграде, 

Челябинске, Харькове,

Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС

 (современный ЗИЛ) 

Уральский завод тяжёлого машиностроения, Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный завод, Криворожский ,Новолипецкий ,Новотульский металлургический завод. Беломорско-Балтийский канал, В 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Итоги

«Великий перелом» —форсированная индустриализация

 (выражение И. В. Сталина)

Выполнена за 4 года и 3 мес.

введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Производительность труда в промышленности выросла на 90%

Выполнена за 4 года и 3 мес. 

Реальный результат: большинство важнейших показателей вообще не были выполнены. Под сомнение ставится и объявление нашей страны индустриальной, т.к. в к. 30-х гг. с/х вносило больше дохода, чем промышленность.





Коллективизация. 1928-1937 гг.

 Принято решение на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. 

7 ноября 1929 в газете "Правда" появилась статья Сталина "Год великого перелома" - коренная перестройка с/х и эксплуатация "внутренней колонии" - крестьянства для нужд индустрии.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Налаживание канала прекачивания средств из деревни в город на нужды индустрии.

+

Проще выкачать средства из нескольких сот тысяч крупных хозяйств, чем из миллионов мелких.

Отвлечение огромных средств от развития с/х и инфраструктуры села.

2. Ликвидация кулачества как класса.

Последний островок рыночных отношений был ликвидирован.

Политика ликвидации кулачества как класса лишила наиболее предприимчивых, независимых крестьян, раскулачено и сослано в Сибирь, Казахстан то 3,5 до 9 млн. чел. Укрепление сталинской диктатуры.

3. Огосударствление сельскохозяйственного производства.

+

К сер. 30-х гг.в колхозы объединили 93% крестьянских хоз-в. Гос.заготовки увеличились втрое. Созданы условия для промышленного скачка.

Ликвидация экономических стимулов развития с\х производства.

4. Ликвидация "аграрного перенаселения" - раскулачиание.

Значительное сокращение численности сельского населения.

Массовый "исход" крестьян из деревни.  По усредненным оценкам только 6 млн людей умерли от голода, 2 млн были депортированы. Дефицит рабочей силы на селе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Кардинальные изменения в экономике в 20-е гг. xxв.

Автор: Слонская Наталья Васильевна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 379072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства