kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История с Мэйик Верхневилюйского района РС(Я)

Нажмите, чтобы узнать подробности

народы России 19в их жизнь и быт Народы Саха  жилы в  самом холодном и таежном

Просмотр содержимого документа
«История с Мэйик Верхневилюйского района РС(Я)»

В 1924 году постановлением Президиума Якутского Центрального Исполнительного Комитета от 18 февраля на территории Ленского округа вместо 4 волостей были образованы 4 русских сельских общества и 4 якутских наслега, одним из которых был Меитско-Татаканский с количеством населения 1223 человек.
Позднее, в 1973 году, Меитско-Татаканский наслег был переименован в Орто-Нахаринский сельский совет.
СПРАВКА
Триста лет тому назад в удобном местечке между сопками по реке Нюе поселился прибывший из Центральной Якутии  средний из князей Нахара из рода Мэйик. Впоследствии его именем была названа местность — Орто-Нахара, т.е дословно «место, где проживал средний князь (купец) Нахара».
В  XIX веке жители урочищ по Нюе и её притокам  были объединены в Меитский и Татаканский наслеги Мухтуйской волости Вилюйского округа.
В 1922 году эти два наслега объединились в один, в Меитско-Татаканский.
В него вошли 7 населённых пунктов: Захаровка, Куберган, Чамча, Орто-Нахара, Намцы, Олдон, Чаянда. Первым председателем наслега был выбран Степан Иннокентьевич Терёшкин.
Постепенно начали открываться начальные школы. Жизнь развивалась стремительно. Стали создаваться колхозы. К 1939 году было образовано 9 колхозов.  Основной деятельностью наслега были земледелие, заготовка пушнины, скотоводство.
В 1936 году Меитско — Татаканский наслежный совет депутатов трудящихся начал свою деятельность с центром в с. Орто-Нахара.
1937-м открылись амбулатория и первая изба-читальня. Школа стала семилетней.
Через год начала свою работу почта.
А в 1940-м приняла первых читателей сельская библиотека.
В 1944-м основано таёжное лесничество.
1950-м заработал интернат при Орто-Нахаринской школе.
В 1951 году в наслеге произошло укрупнение колхозов. На месте существующих появились два больших хозяйства – колхоз «Путь коммунизма», куда вошли колхозы «Рабочий», «Красная Звезда», «Красный Путь», «Красный Пахарь-1»; и колхоз им. Кирова (в составе – «Большевик», «Красный остров», «Красный Пахарь-2», «Диктатор»).
В 1957-м образовался совхоз «Ленский» с количеством  9 колхозов района.
В 1960-м началась ликвидация деревень Чаянда, Олдон, Кысыл- Хая, Намцы, Куберган, Захаровка, Хатыннах. Людей переселили в центральные усадьбы.
В 1963-м Орто-Нахаринская школа реорганизована в восьмилетнюю.
В 1970 году Меитско-Татаканский наслег был переименован в Орто-Нахаринский сельский совет, председателем которого стала Куприянова Елена Николаевна. В наслеге – 2 населённых пункта: Орто-Нахара и Чамча с административным центром в с. Орто-Нахара.













История рода мэйик-татакаан                                         2 ноября 2013 года

 

Родину не выбирают – она у человека одна. Тысячами незримых нитей человек связан со своими истоками, корнями – это земля, на которой жили его предки, люди, среди которых он вырос, и природа времен его детства. Искать истоки свои – благое дело. Это прикосновение к памяти истории предков. И каждый на каком-то этапе жизни обязательно заглядывает в прошлое, и, к своему сожалению, обнаруживает, что так мало знает о своих предках в силу разных причин.

О названии наслега Мэйик-Татакаан сейчас тоже мало кто знает. В былые времена здесь, по реке Нюе, проживали эвенкийские роды. Ядром этих родов был род татакаан – отсюда и названия земель по-эвенкийски, такие, как Беченча, Чамча, Нюя, Олдон, Чаянда, Талакаан (Хамаки в Приленье). Река Нюя, например, в дословном переводе с эвенкийского означает «река, текущая по смолистым лесам», или просто «смолистая». Оно и понятно, так как по обоим берегам реки хорошо растут кедровые деревья. Эвенки никогда не давали названия рекам напрямую, так как река для них являлась чем-то и духовным, и материальным. Они говорили про реку иносказательно. Например, река

Лена по эвенкийски изначально называлась Элиэнэ – что означает «большая река». Это потом она переименовалась на русский лад – Лена. А река Вилюй в переводе будет как «река, текущая по болотистым местам». Отсюда, исходя из названий рек, можно предположить, по каким местам она течет и что собой представляет.

Но вернемся к Мэйик-Татакаанскому наслегу. Название «Мэйик» тоже имеет свою длинную историю. Она берет свое начало из глубины веков. Мэйик – это название рода саха. Во главе родовых общин были мужчины, которые управляли и верховодили родом. Если по какой-то причине род терял своего главу, то нередко родом управляли женщины. Это могли быть жены тех умерших глав. Такой род, управляемый женщиной, назывался уже «Ийэ ууhа», что в переводе обозначает “род по матери”.

А если мужчиной, то это будет «А?а ууha» – то есть, «род по отцу». Род мэйик являлся родом по матери (Ийэ ууhа) и проживал на территории современного Намского района, что находится вблизи Якутска. Доподлинно неизвестно, по какой причине род мэйик оставил свои насиженные места, перебираясь вверх по Лене. В Якутии до сих пор сохранилось название рода мэйик в тех местах, где он останавливался и пускал свои корни – в Намском, Олекминском, Ленском и Сунтарском районах. По этим местам можно проследить, как продвигался род мэйик. Какая часть мэйикцев осталась в Намцах, а какая двинулась на переселение в поисках лучшей доли, остается только гадать. К сожалению, история об этом умалчивает, известно только, что после Намцев они поселились на острове Кыыллаах Олекминского района. Отсюда отдельная группа мэйикцев поднялась по реке Чара и добралась до местечка, которое ныне называется селением Уолбут. Мэйикцы разделились на две группы – кыыллаахские и уолбутские. Конечно, на это переселение уходили годы, десятилетия. Постепенно, осваивая новые земли, новые группы мэйикцев пошли еще дальше вверх по Лене. Они добрались до устья реки Нюя, пошли по ней, осваиваясь на новых землях. Как произошла первая встреча со здешними эвенкийскими общинами, неизвестно, видимо, все разрешилось мирным путем. Как бы там ни было, здесь они хорошо освоились и начали оседать в здешних местах, постепенно перемешиваясь с эвенками. Соединились два народа, две разные культуры, создав единый мэйик-татакаанский союз. Татакаанские эвенки тесно поддерживали связь с вилюйскими эвенками. Может быть, это и послужило поводом для того, чтобы какая-то часть мэйикцев попала и в Сунтарский район.

Территория Мэйик-Татакаанского наслега охватывала те земли, где сейчас добывают нефть и газ на мировом уровне. Это такие места, как Олдон, Чаянда, Талакан. Прямые потомки мэйик-татакаанцев с болью в сердце восприняли факт, когда нефтяные компании на их землях начали работать, не предложив ничего стоящего взамен. Это очень напоминает ситуацию с индейцами в Америке во времена «дикого Запада».

В Мэйик-Татакаанский наслег входят два села – Орто-Нахара и Чамча. «Нахара» – это якутское слово знатоки объясняют как «Най хара, или Наар хара», что переводится как «сплошная черная». Быть может, это связано с местом, где стоит село. Есть также версия, что название связано с именем человека. Мэйикцы внесли ощутимый вклад в жизнь татакаанцев, прививая новую культуру, в частности, развивая скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Всё это не могло не отразиться на жизни лесных людей. Эвенки со временем переняли якутский уклад жизни, объякутев и перемешавшись кровно с народом саха. Алексей СОКОРУТОВ. Чамча.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История с Мэйик Верхневилюйского района РС(Я)

Автор: Саввинов Николай Анисимович

Дата: 06.03.2020

Номер свидетельства: 542000

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства