Урок ознакомит учащихся с историей освоения родного края, будет способствовать дальнейшему расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету, поможет раскрыть роль освоения русскими нашего края в жизни коренных малочисленных народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История образования города Зашиверска»
5 класс
Тема урока: «История образования города Зашиверска»
Цели:
1. Ознакомить учащихся с историей освоения родного края.
2. Способствовать дальнейшему расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету.
3. Раскрыть роль освоения русскими нашего края в жизни коренных малочисленных народов.
4. Воспитывать интерес к истории родного края, гордость за своё Отечество, за свою малую Родину.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа ,сообщение, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, объяснение, закрепление, обобщение материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный, частично-поисковый.
Методы контроля: практический контроль ,дидактические тесты, наблюдение.
Форма учебно-познавательной познавательной деятельности учащихся: индивидуальная,групповая.
Оборудование и оснащение урока:
Информационные учебно-наглядные пособия:
презентация к уроку по теме: «Зашиверск- форпост Индигирки», «Исследуем родной край»
( об этно- экологическом лагере «Уямкан»), составленная на программе Power Point.
Технические средства информации:
мультимедийная установка;
проектор;
компьютер;
программа Microsoft Office-Power Point.
Ход урока
1. Организационный момент:
- готовность класса к уроку;
- психологический настрой учащихся на урок.
Добрый день, дорогие ребята.
Давайте, все станем вокруг и возьмемся за руки. Теперь ощутите тепло рук ваших друзей. Пусть дружба и взаимовыручка помогут справиться вам со всеми заданиями. Я желаю вам на уроке.
2. Изучение нового материала.
Цель: Ознакомить учащихся с первопроходцами реки Индигирки и историей образования
г.Зашиверска.
Задача учителя:
- воспитать интерес к истории родного края;
- воспитать гордость за свою малую Родину.
Задача учащихся:
- уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала;
- учиться слушать сообщения одноклассников;
- умение работать с картой.
2.1. Учитель: Начать сегодняшний урок я хотела бы с такого простого, на первый взгляд, вопроса.
Где мы живем? (Россия, Республика Саха(Якутия), Абыйский улус (район), село Кебергене, Дальний Восток)
Учитель: Посмотрите на физическую карту России. Находим реку Индигирка. Как вы думаете, что обозначена красным флажком?
Примерный ответ учащихся: Это место, где первые русские землепроходцы построили зимовье. Потом здесь основали город Зашиверск.
Учитель: Почему город называли Зашиверским?
Примерный ответ учащихся: Так называли город, потому что основан за каменистыми порогами (шиверами).
Учитель: на основании названия урока и их целей сформулируйте проблему сегодняшнего урока.
Примерный ответ учащихся: Какую роль сыграл приход русских в жизни коренных народов, населяющих реку Индигирка?
(прогресс или регресс – доказать в конце урока).
Учитель: Чтобы доказать это давайте сперва послушаем сообщения учащихся.
Учитель: Сообщение о Реброве И.И.- открывателе реки Индигирка (опережающее задание).
Ученик: В 1638 году Иван Иванович Ребров открыл реку Индигирка. Ребров И.И.-землепроходец и арктический мореход, один из открывателей морей Лаптевых и Восточно- Сибирского, рек Оленек и Индигирка. Он был тобольским служилым человеком. До 19 июня 1638 года служил рядовым казаком, занимался сбором ясака. В 1638 году он впервые прошел проливом Дмитрия Лаптева и достиг устья реки Индигирки (тогда ее называли Собачьей рекой).По Индигирке он поднялся на 600 км, открыв восточное окончание Яно-Индигирской низменности, и у впадения реки Уяндины поставил зимовье. Более двух лет он собирал ясак с эвенов и якутов Абыйской низменности, а летом 1641 года вернулся прежним маршрутом на Лену.
Авторитет Ивана Ивановича Реброва в последние годы жизни был велик. Он получил высшее звание для служилого человека- сына боярского.
Учитель: Сообщение об истории города Зашиверска (опережающее задание)
Ученик: История Зашиверска начинается с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служилых людей достиг Собачьей реки (так в те годы называли Индигирку) и ниже её знаменитых каменных порогов-шиверов, примерно на 870-м километре от устья реки, построил зимовье. Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого «Студёного» моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму («царская дорога») пролегала также через Зашиверск. Это та самая дорога, по которой проезжали в своё время друг Пушкина А. Матюшкин, путешественники Ф. Врангель, Г. Сарычев и другие выдающиеся люди. Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживлённее. В 1700 году здесь была сооружена Спасская церковь, которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова.
В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олёкминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта. В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. Число его постоянных жителей доходило до 500 человек. В то время он считался крупным населённым пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства. Так, в 1788 году зашиверский исправник И. Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами, в результате чего правительство Екатерины II в 1789 году узаконило принятие чукчей в российское подданство и разрешило отпускать ежегодно по 500 рублей для приобретения подарков чукчам.
Учитель: Сообщение о занятиях коренных народов, об изменениях в их жизни с приходом русских на эти края.
Ученик: До прихода первых землепроходцев в наших краях жили эвены и якуты. Они жили в стадии феодального развития. Главными занятиями коренных народов были: оленеводство, рыболовство, охота, собирательство. А также они занимались обработкой кожи, кости и дерева. Бытовали промысловые культы, культ медведя, очага, духов - хозяев природы, шаманство.
Фольклор коренных народов включала сказки, бытовые рассказы, исторические легенды и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания - благопожелания.
С принятием православия распространились христианская обрядность, православный календарь в виде деревянных досок –«святцев», дни которых отмечались отверстиями. Более одаренные представители коренных народов начали изучать грамотность. Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа. Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благославляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей (соболей, лисиц, белок, колонков), а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города.
2.2. Презентация «Зашиверск- форпост Индигирки».
Для закрепления сообщения учащихся посмотрим презентацию «Зашиверск- форпост Индигирки»
2.3. Учитель: В 2008 году для учащихся нашей школы был организован этно-экологический лагерь «Уямкан» с целью изучения и исследования природы родного края. Первый состав этого лагеря побывал на экскурсии в историческом городе Зашиверск, где они проводили ритуальную встречу с духом Земли, поклонились огню и провели беседу на тему «Древний Зашиверск». Посетили часовню, где поставили свечу и оставили запись в дневнике посетителей часовни. Провели «зеленый» урок на сопке на тему: «Сохраним и сбережем природу Индигирки».
Презентация об этно-экологическом лагере «Уямкан».
3. Закрепление учебного материала: кроссворд
1.Название города, основанный на реке Индигирка в 1639 году.
3.Фамилия первого священника, служившего в Спасо-Зашиверской церкви.
4.Что обозначает слово «шивер»?
5.Как по другому называют реку Индигирка?
Ответ учащихся:
1.Зашиверск
2.Иванов
3.Слепцов
4.Пороги
5.Собачья
Учитель: А теперь предлагаю вернуться к той проблеме, которая прозвучала . Какое значение имело приход русских в жизни коренных народов, населяющих реку Индигирка. Подумайте и постарайтесь решить ее. Для этого разделяемся на две группы. Одна группа называет плюсы, а другая минусы.
Тогда мы сможем ответить на проблему, поставленную нами: прогрессивную или регрессивную роль сыграл русский народ в жизни коренных народов.
4. Итоги урока (рефлексия):
Задача:
- подытожить исторические знания об освоении реки Индигирки и о г. Зашиверске;
- выявить положительные и отрицательные стороны в жизни коренных народов освоением русскими землепроходцами .
Дети называют плюсы и минусы.
Положительное: коренные народы переходят на более высокий уровень развития, научились ремеслу, новым методам охоты, земледелию, изготавливать орудия труда из металла; от язычества, идолопоклонничества переходят к христианству; более высокий уровень развития быта, культуры.
Отрицательное: неравноправное положение коренных народов по сравнению с русским народом.
События, о которых мы вели речь на сегодняшнем уроке, имели огромное значение для дальнейшего развития нашего края. Россия оказала мощное культурное влияние. Коренные народы, живущие у реки Индигирка, приняв православие приобщились к цивилизации.
На жизнь наших предков сказались культурно-бытовое общение с русскими людьми.
Гордимся тем, что мы живем на том месте, где были первые землепроходцы и путешественники и другие выдающиеся люди.
Учитель: Сегодня мы проследили исторический процесс освоения нашего края и раскрыли его роль в жизни коренных малочисленных народов.
4. Проверьте свои знания:
1. Какие реки и моря открыл И.И. Ребров?
2. В каком году была сооружена Спасо-Зашиверская церковь?
3. В какой стадии развития находились коренные жители до прихода русских?
5. Вставьте пропущенные слова или даты:
В 1638 году Иван Иванович Ребров открыл реку _________. Спасская церковь стала центром распространения _________ на северо-востоке Сибири. В ______ году зашиверский исправник И. Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами.
6. Верите ли вы, что…. ( дать ответ «да» или «нет»)
А) Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения.
Б) До прихода первых землепроходцев в наших краях жили только якуты.