Ориентировочно - мотивационный | 1.Формирование мотива действий. УУД: Познавательные: (умение строить логическую цепь размышлений); Коммуникативные: (умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации); Личностные: (Формирование учебной мотивации); | 1. Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание: Первое: ознакомиться с материалами фильма «Документальные фильмы. Декабристы» (https://www.youtube.com/watch?v=1-z4kBL4zng ). «Час истины Декабрь 1825» (https://www.youtube.com/watch?v=Qe6h9dBjTG4 ) Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария». (snimifilm.com›statyi/sozdanie-filma…period) От того, как вы отнеслись к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности. 2. Сообщает, что сегодня они будут создавать документальный фильм, и каждый должен внести свой вклад в его создание, используя все доступные средства. | 1. Проверяют свою готовность к уроку |
2.Актуализация знаний. УУД: Познавательные: (Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта); Регулятивные: (осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог); Коммуникативные: Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы) | 1. Сегодня мы будем говорить о людях, которые пользовались репутацией образованнейших людей своего времени. Они увлекались политическими науками, экономикой, юриспруденцией, историей, искусством, литературой. Многим из них пророчили блестящее будущее государственных и военных деятелей, ученых, писателей. У них было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? Какие же причины побудили блестящих молодых людей, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные союзы вольнодумцев? Во имя чего отреклись от собственных благ? Можем ли мы сегодня понять мотивы поступков этих молодых людей? 2. Обращение к учащимся: Как можем обозначить тему урока? Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. - Востание декабристов. 3. Задание учащимся: Составьте алгоритм рассказа об этом историческом событии. Выстройте алгоритм, проранжировав последовательность изложения материала. 4. Обращение к учащимся: Можно очень ярко и трагично рассказать по алгоритму об этом событии. Итак, мы сегодня займемся серьезным и не простым делом – мы создадим сценарий документального фильма о Встании Декабристов. 5. Обращение к учащимся: О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже. 6. Вопрос к учащимся: Как написать сценарий фильма? Задачи документалистики: Средство обучения (учебные фильмы) Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.) Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.) Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.) Публицистика Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).
Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование). Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку. Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт). | 1. Высказывают свои предложения по содержанию вопросов: размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ 2. Составляют алгоритм самостоятельно |
3. Построение учебной задачи УУД: Регулятивные: - умение слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - строить понятные для соучастников высказывания; Личностные: - формирование учебной мотивации |
1. Обращение к учащимся: Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах.
Вопрос к учащимся: Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания). Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле. Группы: Историки (использование исторических источников и т.д.) Художники (использование карт, портретов и т.д.) Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.) Документалисты (использование документов и т.д.) Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.) Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.). Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
2. Обращение к учащимся: А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне: «Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть. В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи! | 1.Ученики подтверждают готовность к работе
2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ |
Операционно - исполнительский | 4. Решение учебной задачи УУД: Познавательные: (овладение способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию) Личностные: (формирование учебной мотивации; проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.) Коммуникативные: (умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками; | Существую следующие оценки деятельности декабристов Скептическая оценка. Ключевский: случайность, обросшая литературой, декабристы - лишние люди. Бердяев и веховцы: декабристы - порождение беспочвенной российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни. 2. В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. | 1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу. 2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы, стихи. 3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии) |
III. Рефлексивно - оценочный | 5. Подведение предварительных итогов урока. УУД Познавательные: (Осуществлять анализ объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме); Коммуникативные: (Уметь формулировать собственное мнение и позицию); Регулятивные: (Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания); | 1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты. Причем, начинают Историки и заканчивают Историки (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы. 2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии) наиболее удачный. 3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом. | 1. Ребята представляют работу в группах. 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор. 3. Определяют наиболее сложные моменты. |