kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технолгии ТРКМ на уроках гуманитарного цикла (МХК). Особенности стиля барокко в архитектуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Особенности стиля барокко в архитектуре"

Цель:

Создание условий для творческого самовыражения и приобретения новых знаний учащихся о художественном направлении  – барокко

Задачи:

Обучающая

  • Создание условий для усвоения знаний об искусстве барокко.
  • Создание условий для умения работы с текстами и выявления и понимания учащимися стилевых особенностей  искусства барокко.

Развивающая:

  1. Создание условий для активизации познавательных процессов учащихся,  художественного восприятия и  мышления, развития творческого воображения и эстетического вкуса.
  2. Создание условий для развития умений работать с разными источниками информации и умений формулировать выводы;

Воспитывающая: 

  1. Воспитание чувства сопричастности к всемирному культурному наследию.
  2.  Повышение коммуникативной  культуры каждого участника.

Форма работы учащихся на уроке: групповая и индивидуальная

Материальное оснащение и учебные материалы: мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация  к уроку, персональные компьютеры, ватман, фломастеры.

Урок предназначен для учащихся10 класса, предмет – МХК, рассчитан на 45 мин.

На уроке используются приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ): модельный урок (вызов – осмысление-рефлексия), ключевые слова, ИКТ работа в группах, презентация, таблица ПМИ ("Плюс - минус - интересно), синквейны.

№            Продолжительность       Этапы урока  Методические приемы, используемые на данном этапе

                                                                                                                            урока

Этап 1.              3 мин.                         Вызов           Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Этап 2.            25 мин.                    Осмысление      Приемы ТРКМ,. Объяснительно-иллюстративные, наглядные.

Этап 3.            15 мин.                      Рефлексия       Презентация групповой работы. Сопоставление и анализ

                                                                                        работ учащихся на уроке. Синквейн.

Этап 4.              2 мин.                    Домашнее задание

Сценарий урока:

Модельный урок:

Вызов: ключевые слова – барокко, стиль, дворец, храм, парк, Италия, Россия.

Задание: сочинить предложение с ключевыми словами.

Осмысление:

Работа в группах с текстами.

Первая группа – текст «Архитектура эпохи барокко»

Вторая группа – текст «Храмовая архитектура эпохи барокко».

Третья группа – текст «Дворцо?во-па?рковый ансамбль эпохи барокко»

Учащиеся получают задание – создать презентацию на основе текста, заполняя таблицу (Технологический прием «INSERT» -.маркировка текста по мере его чтения )

ИНСЕРТ

I - interactive

N - noting самоактивизирующая «V» - уже знал

S - system системная разметка «+» - новое

Е - effective для эффективного «-» - думал иначе

R - reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

    V               +                 -                     ?

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  •  Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  • Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
  • Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Рефлексия: Учащиеся по группам озвучивают презентацию у доски. В конце урока – учащиеся пишут синквейн и по желанию озвучивают.

Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Домашнее задание: каждой группе создать виртуальную экскурсию по дворцам (храмам или паркам барокко) в Санкт-Петербурге (можно выбрать Париж, Рим)

Список используемой литературы

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999
  2. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004
  3. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004
  4. Мировая  художественная  культура. 10.кл. Учебник. Автор Емохонова Л.Г. Издательский центр «Академия»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технолгии ТРКМ на уроках гуманитарного цикла (МХК). Особенности стиля барокко в архитектуре »

Архипова Светлана Степановна, методист, преподаватель

ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


"Особенности стиля барокко в архитектуре"

Цель:

Создание условий для творческого самовыражения и приобретения новых знаний учащихся о художественном направлении – барокко

Задачи:

Обучающая:

  • Создание условий для усвоения знаний об искусстве барокко.

  • Создание условий для умения работы с текстами и выявления и понимания учащимися стилевых особенностей искусства барокко.

Развивающая:

  1. Создание условий для активизации познавательных процессов учащихся, художественного восприятия и мышления, развития творческого воображения и эстетического вкуса.

  2. Создание условий для развития умений работать с разными источниками информации и умений формулировать выводы;

Воспитывающая: 

  1. Воспитание чувства сопричастности к всемирному культурному наследию.

  2. Повышение коммуникативной культуры каждого участника.

Форма работы учащихся на уроке: групповая и индивидуальная

Материальное оснащение и учебные материалы: мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация к уроку, персональные компьютеры, ватман, фломастеры.

Урок предназначен для учащихся10 класса, предмет – МХК, рассчитан на 45 мин.

На уроке используются приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ): модельный урок (вызов – осмысление-рефлексия), ключевые слова, ИКТ работа в группах, презентация, таблица ПМИ ("Плюс - минус - интересно), синквейны.

Этапы урока


Продолжительность

Этапы урока

Методические приемы, используемые на данном этапе урока

Этап 1.

3 мин.

Вызов

Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Этап 2.

25 мин.

Осмысление

Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ). Объяснительно-иллюстративные, наглядные.

Этап 3.

15 мин.

Рефлексия

Презентация групповой работы. Сопоставление и анализ работ учащихся на уроке. Синквейн.

Этап 4.

2 мин.

Домашнее задание



Ход урока:

Модельный урок:

Вызов: ключевые слова – барокко, стиль, дворец, храм, парк, Италия, Россия.

Задание: сочинить предложение с ключевыми словами.

Осмысление:

Работа в группах с текстами.

Первая группа – текст «Архитектура эпохи барокко»

Вторая группа – текст «Храмовая архитектура эпохи барокко».

Третья группа – текст «Дворцо́во-па́рковый ансамбль эпохи барокко»

Учащиеся получают задание – создать презентацию на основе текста, заполняя таблицу (Технологический прием «INSERT»).

V

+

-

?






  • В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  • Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

  • Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

  • Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Рефлексия: Учащиеся по группам озвучивают презентацию у доски. В конце урока – учащиеся пишут синквейн и по желанию озвучивают.

Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.


Домашнее задание: каждой группе создать виртуальную экскурсию по дворцам (храмам или паркам барокко) в Санкт-Петербурге (можно выбрать Париж, Рим)

Список используемой литературы

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999

  2. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004

  3. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004

  4. Мировая художественная культура. 10.кл. Учебник. Автор Емохонова Л.Г. Издательский центр «Академия»;

Приложение 1

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО


Европейская архитектура XVII--XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко". Это слово взято из итальянского языка и означает "причудливый".

Барокко противостояло классицизму и рационализму. Барокко свойственна театральность, на­пыщенность.

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность, контрастность, много различных цветовых гамм, большое количество извилистых линий. Барокко стремится к соединению несоединимого, различных видов искусств, а также к пышности.

Архитектор барокко мыслит проектируемое здание как элемент окружающей среды, как часть безграничного пространства. Фасады барочных построек ограничивают не только замкнутое пространство сооружения, но и пространство улицы, площади. Соответственно мастер барокко включает постройку в городскую среду, стремится связать, ее с природным окружением, а для этого он делает плавные, мягкие очертания, растворяет контуры здания в воздушном мареве, превращает стену в ширму, которая условно «работает» на две стороны, разграничивая внутреннее и внешнее пространство. Архитектурная пластика, словно превращенная в податливый эластичный материал, служит для исполнения эмоциональных прелюдий Городские дворцы в стиле барокко отличались большим количеством колон, пилястров, популярны стали фасады выпуклого или вогнутого вида.

В период барокко стали популярны постройки в форме буквы П. А именно это были дворцы, которые были огорожены садами. Архитектор Мансар принес такое нововведение как мансарды, которыми с тех пор стали украшаться кровли зданий.

Стиль барокко в интерьерах дворцов подразумевает наличие парадной лестницы из мрамора, напротив которой находился балкон. На этом балконе должен находиться оркестр. Традиционными чертами барокко является обилие зеркал, потолков, стен, которые украшены росписями. Стены чаще всего украшены гобеленами. Больше пышности и величия вносят в интерьер ковры, громоздкие люстры, лепнина. Также для данного стиля характерно обилие ярких красок, света, позолоты. Некую напряженность интерьера передавали ниши, выступы, карнизы изогнутой формы.

Под стать дворцам, кусты в окружающих их садах подстригались в геометрическом стиле. Так как характерной чертой барокко является самовосхваление, то без обилия нагромождений здесь не обойтись.

Потсдам, Новый дворец в парке Сан-Суси, возведен 1763—1769 гг.


Для периода барокко стали характерны не только помпезные симметричные и большие ордера, но также анфилады с изломанными карнизами и разорванными фронтонами. Аркады и колоннады были в это время самыми предпочитаемыми мотивами в декорации.

Еще пышнее украшались порталы периода барокко. Над полуциркульными, коробчатыми или сегментными арками, над монументальными замковыми камнями и картушами с гербами "пылали" изломанные орнаменты в виде свитков, а на средних ризалитах целые группы аллегорических скульптур доходили до верхних этажей.

Фасады дворцов в стиле барокко отличаются роскошью и излишней помпезностью. Изобилие скульптур, масштабных колоннад, большое число раскреповок, рустованных колонн и пилястр. Цветовая гамма содержит в себе в основном пастельные тона: розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание – белый с золотом. Большое наличие арочных проемов с колоннами.

Балконы с каменными парапетами, с балюстрадами и художественными решетками из кованого железа часто венчают центральные порталы дворцов периода барокко

В интерьерах плафонные росписи — излюб­ленный вид искусства барокко - главная задача — создание мистического ощущения пространства, в котором теряются привыч­ные представления о реальной протяженно­сти, специфике объема, цвета, света и пло­скости. В барочных интерьерах плафон из завершающего элемента превращается в не­кое подобие иллюзорного, уходящего вверх пространства. Характерно, что многие пла­фонные композиции в интерьерах Барокко имитируют не только бесконечное простран­ство неба с облаками и летящими фигура­ми, но и купол с его устремленностью вверх, создающей ощущение «светового столпа».


Приложение 2.

ДВОРЦО́ВО-ПА́РКОВЫЙ АНСА́МБЛЬ ЭПОХИ БАРОККО

Дворцо́во-па́рковый ансамбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.






В барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея. Регулярные сады периода барокко там, где это позволял ландшафт, получили террасные сооружения с парапетами, скульптурами, водными устройствами и роскошными лестницами. Сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками.

Наслаждение жизнью, свойственное эпохе барокко, требовало соответственно оформленного свободного паркового пространства. Сеть дорожек следует строгим геометрическим формам, чаще всего главная тропа приводит совершенно прямо и по осям к центру замка. К убранству свободных пространств наряду с растениями и разнообразными садовыми затеями относятся и произведения искусства: павильоны, гроты, фонтаны-шутихи и садовые скульптуры.

Композиционным центром дворцово-паркового ансамбля является дворец. Планировка дворца восходит к итальянским барочным виллам. На одной оси расположены вестибюль и овальный зал, выступающий в сад. Планировка жилых помещений — анфиладная; ей не следуют только помещения в крыльях дворца.



Потсдам, парк Сан-Суси, виноградные террасы с большой садовой лестницей перед замком Сан-Суси разбиты около 1744 г. по планам Г. В. фон Кнобельсдорфа. Широкое лестничное сооружение объединяет шесть выгнутых уступов виноградника


Царское Село. Пушкин

Петергоф. Большой дворец.


Вена. Дворец Бельведер

Вена. Дворец Бельведер



Приложение 3.

Храмовая архитектура эпохи барокко

В церковном зодчестве мастера, стремясь создавать возможно более обширные, нерасчлененные главные помещения, не могли отказаться от центрических решений. Поэтому в первое время план строится еще по принципу греческого креста, как это было запроектировано Микеланджело для собора св. Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме. План

Собор Святого Петра в Риме.

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. Главному и поперечному нефам придавали возможно большую широту и высоту, сокращая боковые нефы, так что последние приобретали характер галерей, иногда же их вовсе упраздняли или превращали в капеллы значительной длины и небольшой глубины. Поперечный неф делался лишь немного шире продольного. Продольный неф получал довольно умеренное развитие по своей главной оси, чтобы не ослаблять пространственного эффекта внутри и воздействия купола снаружи; продольный неф имел обыкновенно три междуколонных пространства в своей передней части и одно между поперечным нефом и апсидой. Хор помещался в полукруглой апсиде. Для решения плана в форме латинского креста с капеллами по обеим сторонам главного нефа классическим образцом является церковь иезуитов в Риме.

В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира. Барокко свойственна театральность, напыщенность. Главные темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души

Соборы и монастыри в стиле барокко похожи на одновременные им дворцовые сооружения, богато украшенные скульптурой и живописью.

Главный способ художественного обобщения в Барокко — иносказание, аллегория. Превыше всего ценился замысел, композиция, аллегорический смысл и декоративное расположение изображаемых фигур. Более всего были распространены огромные алтарные картины, предназначенные для конкретного интерьера. Поэтому жи­вопись Барокко, искусственно вырванная из того окружения, для которого она пред­назначалась, многое теряет в музейных залах

Порталы церквей периода барокко напоминают о триумфальных арках для религиозных процессий.



.

Прага-Бревнов, бенедиктинский монастырь. В 1740 г. К. И. Динценхофер спроектировал вход в монастырь. Выпукло-изогнутые ворота украшает свернутый в волюты фронтон с разрывом, парные колонны по бокам и завершающая ворота скульптурная группа вокруг фигуры св. Бенедикта (работы К.Й Хирнле) складываются в произведение, исполненное динамики и пафоса.



Паломническая церковь в Висе. Алтарь церкви. Германия

Собор святого Петра в Риме

Собор Святого Петра в Риме.

Западный фасад Никольского собора. Санкт-Петербург


Бернини Джованни Лоренцо
"Экстаз святой Терезы"











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Архипова Светлана Степановна

Дата: 30.07.2015

Номер свидетельства: 223968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства