Интеллектуально-познавательная игра по истории "За Волгой для нас земли нет!"
Интеллектуально-познавательная игра по истории "За Волгой для нас земли нет!"
Данный материал предназначен для обобщения на уроках истории в 9-11 классах на тему коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Возможно использовать как на уроке, так и во внеурочных мероприятиях.
В конспекте предложено несколько раундов, которые можно использовать как в комплексе, так и самостоятельно. Для участия в игре предполагается, что участники ознакомлены с основными датами, ключевыми событиями и современниками Сталинградской битвы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра по истории "За Волгой для нас земли нет!" »
Урок в форме интеллектуально-познавательной викторины
для 8-го класса
«За Волгой для нас земли нет»
Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!
В. Фадин.
Предварительно учащимся дается задание собрать сведения о Сталинградском сражении, его героях, а также ознакомиться с документальным фильмом «Сталинградская битва».
Урок может проходить как внеклассное мероприятие как для средней школы, так и для старшей.
Цели и задачи урока:
расширять представление учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа;
показать подвиг советского народа, одержавшего победу в тяжелой войне;
воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, умение работать в группах.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, раздаточный материал, флажки для команд.
Класс делится на 3 команды. Учителю могут помогать старшеклассники.
Игра состоит из пяти раундов.
Первый раунд. Вопрос-ответ «Историческая разминка». К ответу допускается команда, первая поднявшая флажок. При неверном ответе вопрос снимается.
Второй раунд. Тест «Сталинградские хроники». На решение теста дается 5 минут.
Третий раунд. Конкурс капитанов «Личность в истории».
Четвертый раунд. Работа с историческим документом «Архив».
Пятый раунд. Конкурс командного эссе «Подвиг героев будет жить вечно».
Учитель: Битва за Сталинград – одно из самых крупных и массовых сражений, включающих и маневренные операции, и оборону, и уличные рукопашные бои. Равных этому сражению еще не было ни по размаху, ни по потерям, ни по железной стойкости обороняющихся.
Сегодня мы пролистаем несколько страниц героического и в тоже время трагического прошлого нашего народа. Узнаем, какие же события происходили 70-лет назад и какой след они оставили в истории.
Актуализация знаний с помощью видео о мемориальном комплексе на Мамаевом кургане, посвященного Сталинградской битве.
ПЕРВЫЙ РАУНД «Историческая разминка».
К ответу допускается команда, первая поднявшая флажок. При неверном ответе вопрос снимается и дается верный ответ учителем.
1. Назовите кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны? Силами каких трех фронтов было обеспечено контрнаступление?
Ответ. Операция «Уран». Контрнаступление обеспечивали Юго-Западный, Сталинградский и Донской фронты.
2. Назовите командующего 6-й армией вермахта, которая была окружена и капитулировала под Сталинградом?
Ответ.Фридрих Паулюс
3. Сколько дней и ночей продолжалась великая битва на Волге?
Ответ.200 дней и ночей.
4. Какие страны были союзниками Германии в Сталинградской битве?
Ответ. Румыния, Италия, Венгрия, Хорватия.
5. Назовите общепризнанную дату начала Сталинградской битвы?
Ответ.Общепризнанной датой начала битвы считается 17 июля 1942 года.
6. Назовите современное название города Сталинграда?
Ответ.Город Волгоград.
7. Какая высота в городе переходила из рук в руки несколько раз?
Ответ. Мамаев курган.
8. Какой дом, находящийся в центре города, стал символом мужества, стойкости и героизма?
Ответ. Дом Павлова, жилой дом, в котором держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего сержанта Якова Павлова.
9. Назовите авторов скульптуры «Родина мать зовет!»?
Ответ. Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина
10. Как называлась стратегическая военная операция вооружённых сил СССР против немецких войск на заключительном этапе Сталинградской битвы?
Ответ. Операция «Кольцо».
11. Почему Гитлер решил летом 1942 года наступать именно к Волге?
Ответ. Немцы вышли бы к кавказским нефтеносным районам, от возможности использования которых целиком зависела боеспособность СССР, а следовательно - и общий исход войны. Если бы немцам удалось форсировать Волгу и продвинуться вперед всего на 40 километров, страна оказалась бы разделенной на две части. Это означало поражение, плен, рабство, смерть для граждан СССР.
ВТОРОЙ РАУНД. ТЕСТ «Сталинградские хроники».
Командам раздается бланк с тестом, на выполнение которого дается 5 минут.
Сопоставьте события и даты. (5 баллов)
А) оборонительный период Сталинградской битвы
1) 5 – 23 июля 1943 г.
Б) контрнаступление советских войск под Сталинградом
2) 12 июля – 23 августа 1943 г.
В) оборонительный этап Курской битвы
3) 17 июля – 18 ноября 1942 г.
Г) наступательная операция Красной Армии в районе Курска
4) 23 июня – 29 августа 1944 г.
Д) Белорусская операция
5) 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.
А
Б
В
Г
Д
3
5
1
2
4
Значение Сталинградской битвы: (1 балл)
А) развеян миф о непобедимости германской армии
Б) положен конец наступательным операциям вермахта
В) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны
За повесть «В окопах Сталинграда» был удостоен Сталинской премии, а позднее выслан из СССР за диссидентскую деятельность ее автор: (1 балл)
А) Б.Л. Пастернак
Б) А.И. Солженицын
В) В.П. Некрасов
Г) А.А. Фадеев.
Кто руководил действиями советских войск по ликвидации окруженной группировки немецких войск в Сталинграде: (1 балл)
А) В.И. Чуйков
Б) К.К. Рокоссовский
В) Р.Я. Малиновский
Когда немецкие войска впервые во второй мировой войне получил директиву о переходе к обороне: (1 балл)
А) 30 июля 1941 г. во время сражения под Смоленском
Б) 11 сентября 1941 г. в период сражения за Киев
В) 16 октября 1941 г. во время битвы за Одессу
В ходе Сталинградской битвы он был командующим Донским фронтом, командовал Парадом Победы в июне 1945 г., после войны в течение нескольких лет был министром национальной обороны и заместителем председателя Совета Министров Польской Народной Республики. Свои военные мемуары назвал просто и ясно — «Солдатский долг». Кто он?
А) Константин Рокоссовский;
Б) Родион Малиновский;
В) Василий Соколовский;
Г) Александр Василевский.
7. Музыка этого композитора поднимала моральный дух блокадного Ленинграда, а его Седьмую симфонию называют «Хроникой войны». Это композитор: (1 балл)
А) А.И. Хачатурян
Б) В.И. Мурадели
В) Д.Д. Шостакович
Г) С.С. Прокофьев
Символичный меч освобождения от фашизма Родина-мать подняла в Сталинграде, а советский воин со спасенным ребенком на руках опустил меч в Берлине. Такой смысл вкладывал в свои известные произведения скульптор: (1 балл)
А) Э.И. Неизвестный
Б) Е.В. Вучетич
В) В.И. Мухина
Г) С.Т. Коненков
9. Расположите события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в хронологической последовательности. (6 баллов)
«Рельсовая война»
Бои за «Дом Павлова»
Решение союзников о распространении системы ленд-лиза на Советский Союз
Начало осуществления операции «Багратион»
Первый залп «Катюши»
Первое исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича
5
3
6
2
1
4
ТРЕТИЙ РАУНД. Конкурс капитанов «Личность в истории».
Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Мол, город окружают непроходимые рвы, в городе – мощные оборонительные сооружения и укрепления. «Сталинград – сильнейшая крепость России», – твердили фашисты. А Сталинград крепостью никогда не был. Город как город: дома, заводы, скверы, парки. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.
От каждой команды приглашается капитан, который своими знаниями будет отражать интеллектуальные атаки. На обдумывание 30 секунд. При неправильном ответе право ответа переходит по часовой стрелке. За каждый правильный ответ капитан команды получает – 1 балл.
Он уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов. Кто он?
Ответ. Снайпер Василий Зайцев.
62-я советская армия в ожесточенных боях удерживала высоту на Мамаевом кургане под его талантливым командованием. Как его зовут?
Ответ.Василий Иванович Чуйков.
Кому принадлежат слова: “Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой.”?
Ответ.Георгию Константиновичу Жукову
Отрывок из листовки (адресованной) защитникам Сталинграда «…Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах». Назовите имя героя.
Ответ. Матвей Путилов, рядовой связист.
«...Примите, пожалуйста, мои поздравления по случаю капитуляции фельдмаршала Паулюса и по случаю конца 6-й германской армии. Это, действительно, изумительная победа» назовите автора этого послания, адресованного И.В. Сталину.
Ответ. Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании.
Учитель (рассказ учителя сопровождается слайдами с хроникой Сталинграда и музыкой Р. Вагнера): Мы с вами увидели, что советские воины являли примеры удивительного героизма на протяжении всей обороны города. 33 бойца 87-й стрелковой дивизии, оборонявшие высоту в районе Малые Россошки, стали неодолимой твердыней на пути превосходящих сил противника. В течение дня они отчаянно отбивали атаки 70 танков и батальона гитлеровцев, оставив на поле боя 150 убитых солдат и 27 подбитых машин. 23 августа Сталинград подвергся жесточайшей бомбардировке немецкой авиации. Несколько сотен самолётов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, превращая их в руины. Началась беспримерная по мужеству и напряжённости борьба за город – самый страшный этап Сталинградской битвы.
За каждое здание, за каждую пядь земли бойцы стояли насмерть, обагряя их кровью. Генерал Родимцев назвал бой в здании самым тяжёлым боем. Ведь здесь нет привычных понятий флангов, тыла, за каждым углом может таиться враг. Город беспрерывно подвергался обстрелам и бомбёжкам, горела земля, горела Волга. Из пробитых снарядами нефтебаков нефть огненными потоками устремлялась в блиндажи и окопы. Примером беззаветной доблести советских воинов стала почти двухмесячная оборона дома Павлова. Несмотря на это, Гитлер требовал любой ценой взять волжскую «цитадель».
Командир батальона армии Паулюса Г. Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон. «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро всё повторяется снова…»
Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «дорогой смерти».
У обелисков мы стоим...
Торжественно знамена склонены,
Сердца потомков славой овевая.
Молчат в земле
Великие сыны.
Молчит над ними молодость живая.
Учитель: Прошу всех встать. Объявляется минута молчания в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД. Работа с историческим документом «Архив».
Необходимо вставить пропущенные фамилии, цифры и даты - до 14 баллов. (Приложение 1)
Контрнаступление под Сталинградом началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ____________) и Донского (командующий генерал ____________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал _____________), прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии в огромном котле между Волгой и Доном. ______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _____________. В котле оказались __________. Чтобы избежать ненужного кровопролития, советское командование предложило _____________. Но ______________. Начались упорные бои за ликвидацию окруженных войск. Грандиозное сражение под Сталинградом закончилось _________. Было взято в плен _________ человек, в том числе _________ генерала, среди которых был __________.
ПЯТЫЙ РАУНД. Конкурс командных эссе «Подвиг героев будет жить вечно».
Используя свои и ключевые слова необходимо написать эссе на 1 стр. А4 (Приложение 2).
На написание эссе дается 5-7 минут
Подвиг
Битва
Герои
Бессмертие
Кровопролитие
Сражение
Наступление
Самоотверженность
Оборона
Мамаев курган
По результатам игры команда, набравшая большее количество баллов согласно таблице оценивания, побеждает и получает оценку «5». (Приложение 3).
Приложение 1
Необходимо вставить пропущенные фамилии, цифры и даты. (до 14 баллов)
Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября 1942 года силами Юго-Западного (командующий генерал Н.Ф.Ватутин) и Донского (командующий генерал _К.К. Рокоссовский_) фронтов. 20 ноября перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал А.И.Ерёменко), прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии в огромном котле между Волгой и Доном. 23 ноября 1943 года передовые части этих фронтов соединились в районе города Калач – на Дону. В котле оказались 20 немецких дивизий. Чтобы избежать ненужного кровопролития, советское командование предложило капитуляцию немецко – фашистским войскам. Но получило отказ. Начались упорные бои за ликвидацию окруженных войск. Грандиозное сражение под Сталинградом закончилось 2 февраля 1943 года. Было взято в плен от 91 до 110 тысяч (200 тысяч)человек, в том числе 24 генерала, среди которых был генерал- фельдмаршал Паулюс.
Приложение 2
Критерии оценивания
исторического эссе «Подвиг героев будет жить вечно»
1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли; 2) правильность фактического материала;
3) грамотность использования исторических фактов и терминов; 4) последовательность и логичность изложения;
5) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.