Интегрированный урок. Русский язык, литература и история. "Древняя Греция - страна мифов".
Интегрированный урок. Русский язык, литература и история. "Древняя Греция - страна мифов".
Данная разработка может быть использована в качестве интегрированного урока по истории, литературе и русскому языку. Урок соответсвует стандартам ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок. Русский язык, литература и история. "Древняя Греция - страна мифов".»
Дата: 25 ноябрь 2016
Тема урока: Древняя Греции - страна мифов.
Эпиграф к уроку - «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя» Альберт Камю
1.Организационный момент.
Г.И..: Мы рады вас видеть.
Т.В.: Здравствуйте.
Г.И.: Видим, что вы готовы к уроку.
Т.В.: Урок сегодня не совсем обычный. «Три в одном»!!! Догадались?
УрокИстории, Русского языка и Литературы.
Г.И.: Часто, почти всегда для того, чтобы открыть для себя что - то новое и важное, мы должны вспомнить, что мы уже знаем повторить.
Т.В.: Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унести,
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли проверить знания свои,
Которые на уроках получили?
Тогда скорее в путь, друзья!
Мы сегодня с вами будем путешествовать. Но путешествовать будем не одни, у нас сегодня на уроке много гостей.
У каждого участника есть свой личный бортовой журнал (тетрадь), в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время путешествия. Также хочу сообщить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные участники будут отмечаться звёздами. Набравшие большое кол - во будут занесены в Почётную книгу достижений (журнал).
Актуализация.
Г.И.: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Назовите их. (Египет, Междуречье, Китай …)
Т.В.: С какой буквы пишутся названия стран и государств? Почему?
Г.И.: Мы много узнали о странах Древнего Востока: как жили, во что верили, что изобрели и открыли. Прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, мы ими пользуемся - одними часто, другими реже. Давайте вспомним, из каких стран они к нам пришли.
(Поочередно демонстрируем предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)
1. Лист бумаги – Китай
2. Шахматные фигуры – Индия
3. Компас – Китай
4. Сахар – Индия
5. Чай – Китай
6. Прозрачное стекло -Финикия
Т.В.: Внимание на экран. Задание: вставить пропущенные буквы в слова…
(Слайд №1) - пропуски букв
(Слайд №2) - проверка слов
Г.И.: Давайте посмотрим на экран и попробуем определить о какой стране у нас с вами пойдет речь. Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока: Древняя Греции - страна мифов.
Запишите в тетради. (Слайд №6 – название темы)
Обратимся к нашимПутевым листам. (Слайд №4) - без ответов и итогового слова. Найдите задание №1 - запишите правильные ответы вместо многоточия, выделите первые буквы слов и из них запишите полученное (итоговое)слово - (работают - 2 мин.)
(Слайд №5: с ответами )
1.Место захоронения фараона (Гробница)
2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)
3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)
4.Первый властелин единого Китая (Цинь)
5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)
6.Имя бога евреев (Яхве).
Итоговое слово:Греция
Т.В.: Почему слова в скобках написаны с заглавной буквы?(ответы)
Г.И.: По первым буквам нам понятно, с историей какого государства мы сегодня начнём знакомиться? (отвечают ученики - ГРЕЦИЯ). Итак, мы отправляемся впутешествие в Древнейшую Грецию и удивительный мир её мифических героев.
Усвоение образа.
Т.В.: Итак, билеты мы вам приобрели. Они у вас на столах. (Демонстрация билетов и путевых листов). К ним еще прилагаются путевые листы, там есть задания. Выполняя их, мы будем продвигаться в нашем путешествии.
По ходу выполнения будете ответы в каждом задании обозначать плюсиками, а после проверки запишем полученные баллы.
Возьмите свои БИЛЕТЫ и подпишите их: Ф.И., класс.
Г.И.: Вы готовы? Представьте, что мы с вами финикийские мореплаватели, садимся на корабли и в ПУТЬ!!! (двигаюсь по карте, что на доске, с «корабликом»)
Наш корабль направляется на Северо - Запад. Пересекаем Средиземное море, попадаем в Эгейское море, а там не за горами страна -ЭЛЛАДА или ГРЕЦИЯ.
Т.В.: Эта небольшая страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция небольшая страна, но с высокой культурой.
А знаете ли вы, что в русском языке множество слов греческого происхождения
(школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история - это все греческие слова).
Слайд №8
Г.И.: (кораблик) Первая наша остановка - порт «Практический».
Я прошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей в древности»(Востока и Греции) (Слайд №9).
Мы можем таблицу заполнить сейчас? (ответ: Востока – да, Греции – нет).
Почему? (ответ: не хватает знаний по Греции).
Какие задачи мы перед собой поставим? (сами формулируют задачи)
(Слайд №10 – задачи)
Наши задачи:
1.Определить географическое положение Греции
2.Выяснить природные условия
3.Определить занятия населения
4.Познакомиться с мифами Древней Греции.
Г.И.: Вы правильно определили задачи.
Определим главные наши ОРИЕНТИРЫ:
Во 2 - ом тысячелетии до н.э. греки пришли с севера…
- расселились вокруг моря, (какого?)
- заняли полуостров (какой?), он делится на несколько частей (сколько и какие?)
- на полуострове и вдоль побережья Малой Азии они строили города (какие?)
- и общались с населением самого большого острова (какого?)
- были и свои природные особенности, которые повлияли на занятия древних греков
(Слайд №11 – Карта Греции)
Г.И.: ВНИМАНИЕ!!! Спешу сообщить, что мы прибываем в порт «Познавательный». Возьмите ваши Путевые листы и выполните задание - №2.
Работаете с картой « Древняя Греция» и заполняете контурную карту (Слайд №12 – Контурная карта). Определяем географическое положение Греции и географические объекты.
Работаетес дополнительным материалом на листах и учебник стр. 116 и выполняете задание. (слайд №13 - с вопросами). Занимаемся поиском информации: особенности природы Греции
Вопросы к тексту:
1. Назовите три особенности природы Древней Греции
2.Какие занятия были характерны для греков? (дети работают: 5 мин.)
Г.И.: Готовы озвучить результаты работы?
Показать по карте
Назвать особенности природы
Ответы на слайде №14:
Моря - Эгейское, Ионическое, Средиземное. Остров – Крит. Города – 1.Микены, 2-Пилос, 3 – Афины. ( Всего: 7 баллов)
Т.В.: Как написали названия городов? Объясните. (ответы)
Ответы на слайде №15.
Г.И.: Природные особенности Греции:
1) окружена морями
2) горная страна
3) нет полноводных рек
Основные занятия греков: торговля, рыболовство, земледелие, ремесло
(Всего: 7 баллов)
Т.В.:Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, культурой, которую создают люди. Мы с вами отправляемся в следующий порт - «Мифический».
Г.И.: Вы знакомы с мифами? С историей Греции мы продолжим знакомство, обратившись к мифам: «О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре».
Объяснить понятие «мифы».(Слайд №16 - определение)
Г.И.: Можем ли мы считать мифы историческим источником? И почему?
(ответы: изучают прошлое, узнают, как жили люди)
Г.И.:(Слайд№17): Проблема: «Мифы – исторический вымысел или историческая реальность?»
Т.В..: Задача для всех - чтение мифов.(стр.116-118 «Миф о Тесее и Минотавре»стр.119 «Миф о Дедале и Икаре»). Читают – 5 мин.
Вопросы для диалога:
Т.В.:1.Что построил Дедал на Крите? (лабиринт)
2. Что такое лабиринт? Найдите в учебнике и зачитайте – стр.117.
3.Как бы выбрались из лабиринта вы?
4.Что вы смогли бы для этого придумать?
Т.В.: 1.Что у меня в руках? (клубок ниток).
2.Что можете рассказать? (ответ: Дочь царя Миноса Ариадна полюбила Тесея и помогла ему выбраться из лабиринта с помощью клубка)
3.В какой ситуации сегодня мы можем использовать выражение «нить Ариадны»?
Т.В.: Со вторым мифом вы знакомитесь самостоятельно. Учебник - стр.119
Т.В.: Что сказочного в этих мифах?(ответы: сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря).
Г.И.: Что могло соответствовать исторической действительности?(Ученики: - наличие государств, т.к. есть «цари», « дань» - это могло соответствовать исторической действительности, а также города, дворцы, мастера, строительство кораблей - тоже реальность).
Т.В.: Что объединяет эти два мифа?( дети не послушались своих родителей - Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб; а Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель).
ТВ.: Какой вы можем сделать вывод для себя? (Ученики:
Надо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра). Продолжаем наше путешествие.
Г.И.: Обратимся к нашим Путевым листам.
Задание №4 ,там записаны имена героев мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Работают. (Слайд №18 - с ответами). Оценивают.
Г.И.: Критское царство погибло. Когда и почему? Выясните дома.
Сам остров ещё остаётся большой загадкой для нас, современного поколения. Их тайну, возможно, удастся в будущем решить кому - то из вас.
Репродуктивные действия.
Г.И.: Вы много узнали сегодня на уроке? А можете заполнить таблицу, которую вы в начале урока не могли заполнить? Внимание на экран. (Слайд №21 –таблица пустая). (Ученики устно говорят по таблице)
Г.И.: Вернёмся в начало урока. Мы ответили на главные вопросы урока? Внимание на экран. (слайд №22)
Вопросы:
1. Каковы природные особенности Греции? 2.Мифы – исторический вымысел или историческая реальность? 3.Может ли миф быть историческим источником? (ответы учеников)
Т.В.: Посчитайте баллы, поставьте отметку себе в путевых листах. (Получить звезды успеха)
(Рефлексия)
Г.И.:Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии?
Т.В.: Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными?
Т.В.: Кто старался и выполнял все задания, но не все получалось?
Г.И..: Кто активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания?
Поднимите руку, у кого «5», «4»,»3».
Итак, «три в одном» - это не миф, а реальность.
Вы получаете три оценки.
Г.И..: Домашнее задание: параграф 24, прочитайте миф и нарисуйте иллюстрации к нему.