Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему: "Развитие сельского хозяйства. Освоение целины".»
Дата: класс: 9 урок 38
Тема урока:
Развитие сельского хозяйства. Освоение целины
Цель урока:
развивать навыки монологической речи, парной и групповой работы.
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, чувство доброты и взаимоуважения.
Тип урока
Изучение новой темы
Используемые технологии
Элементы таксономии Блума, критическое мышление, ИКТ, взаимооценивание, самооценивание, диалоговое обучение, лидерство в обучении
Результат обучения:
Учащиеся узнают о процессе освоения целинных земель в Казахстане;
выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины
умеют высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Раздаточный материал, интерактивная доска, флипчарт, тестовые материалы
Этапы проведения урока
Время
Действие преподавателя
Действие учащихся
Орг.момент
1м
Приветствие учеников. Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вытягивают вопросы и по цвету собираются в группу.
Повторение пройденного материала и деление на группы.
Проверка домашнего задания.
Актуализация субъектного опыта учащихся
5м
На карточках записаны вопросы повторения пройденных тем.
В Казахской ССР формально высшим законодательным органом власти считался Верховный Совет
Большинство депутатов в Верховном и местных Советах в послевоенные годы составляли - коммунисты
После Великой Отечественной войны деятельностью всех общественных организаций, коопераций, предприятий и хозяйств руководила – комунистическая партия
В послевоенный период курорты, дома отдыха, культурные учреждения были переданы в ведение - профсоюзов
Казахский республиканский совет профсоюзов был создан в – 1948г
В послевоенный период комсомол обеспечивал контроль работы - за пионерской организацией
Прежде чем озвучить тему нашего урока я хочу задать вам несколько вопросов:
в какой местности мы живем? (село, сельская). Правильно.
Какой вид хозяйства присутствует в нашем селе? Сельское.
Какие ассоциации у вас возникают при этом словосочетании? Составление ассоциативного ряда.
Ребята, с 1946 с каждого гектара посевных земель собирали всего по 5-6 центнеров зерна, и к началу 1954 года в стране наступил аграрный кризис, не хватало хлеба. Как вы думаете, как можно было добиться увеличения запасов хлеба, увеличения урожайности? - Распахать больше земель и посадить. Правильно. Так какая цель была перед страной для преодоления кризиса? - Распахать большеземли. Вот это и стало главной задачей нашей страны в 50-годы. Подумайте и сформулируйте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы рассмотрим, как происходил этот процесс у нас, в Казахстане. Правильно.
И тема нашего урока «Развитие сельского хозяйства. Освоение целины»
Ученики отвечают на вопросы и рассаживаются по группам.
1-группа –
2-группа –
Прием «Кластер»
Применение знаний и умений.
Основная часть
Объяснение нового материала.
Развитие познавательного интереса.
Стратегия «Выбери позицию»
Логически перепутанные цепочки
5м
5 м
2 м
10 м
2 м
-Что такое целина? (земля, трактора, техника, люди, совхозы, колхозы,..
Целина - Место, пространство, по которому никто не ходил и не ездил
Целина - Никогда не паханная, не подвергавшаяся обработке земля
Кластер целина. Рисуем на доске
А сейчас учитель географии расскажет, в каких районах была распахана целина - (рассказ учителя географии) 1954 г. — Начало освоения целинных и залежных земель. Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954–1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.- это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить страну хлебом Весной 1954 года было принято Постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель», по которому было решено резко расширить посевы зерновых культур в Сибири, на Урале, Северном Кавказе. В Казахстане освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков - тракторы; Ростов-на-Дону и Запорожск - комбайны; Армения, Грузия и Эстония - строительные материалы. «Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было» Н.А.Назарбаев
Со всех концов СССР в Казахстан стали прибывать люди разных профессий и возрастов. В первые годы целины в Казахстан приехало 640 тысяч человек, из которых механизаторами были только 150 тысяч. (Слушаем песню в исполнении Н. Кадышевой «Едут новоселы»). О целине не только складывались песни, но и снимали фильмы, писали книги. Одна из самых известных, это трилогия Л.И.Брежнева.
Работаем с новым материалом:
Используя теоретический материал в учебнике (Группы работают с новым материалом). Проведём мини-дебаты. Выигрывает та группа, которая представит на постере больше аргументов.
1 группа «Позиция «да» отстаивает свою позицию и утверждает, что освоение целины было исторически оправданным шагом и приводит положительные последствия освоения.
2 группа «Позиция «нет» доказывает, что освоение целины было непродуманным шагом, приводит в аргументы отрицательные последствия.
Вопросы, освещенные группой утверждения
1.Причины целины – нарастание дефицита хлеба. Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было создано 573 новых совхоза, массово строились дороги… 2.После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность населения достигла уровня довоенного 1940 г. За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи 1959… 3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. 4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана.
Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам:
1. Производство зерна можно было увеличить и за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др.
2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с казахским языком обучения, превращение казахского языка в бытовой язык.
3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения…
4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы. Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия. Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию животноводства и т.д.
«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями
В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».
В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.
Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 600 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР
Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.
Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.
Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.
Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.
1. Ученики работают над анализом текста.
2. Выписывают выделенные предложения,
Составить постер
/Физминутка /
2м
Проведение физминутки
Ученики проводят физминутки.
Закрепление знаний и умений
1.Выбор правильного ответа.
3м
5 м
Описание слайда №4, затем «Да-нет-ка»
1. Освоение целины началось в 1954 году – да
2. Освоение целины оказало положительное влияние на другие отрасли экономики - да
3. В период освоения целины в республику прибыла мощная техника – да
4. Распахивание земель и рост населённых пунктов привели к увеличению пастбищ – нет 5. Руководство страны стало решать проблему нехватки продовольствия интенсивным путём – нет
Решение разноуровневых тестовых заданий. Взаимопроверка.
1.Выбор правильного ответа.
Оценивание
Самооценивание, взаимооценивани,
2м
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Детям предлагается оценить себя и работу группы (словесная оценка).
Оценивание себя, друг друга и группы.
Дом задание
1м
Составить сканворд на тему: Освоение целины
Если осталось время на уроке: синквейн на тему «Целина»
Рефлексия
2м
Ответить на вопросы:
сегодня я узнал…
я выполнял задания…
теперь я могу…
у меня получилось …
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями
В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».
В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.
Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР
Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.
Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.
Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.
Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.
«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями
В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».
В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.
Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР
Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.
Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.
Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.
Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.
«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями
В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».
В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.
Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР
Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.
Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.
Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.
Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.
Прочитать и определить результаты освоения целины. Были ли они только положительными или отрицательными?
Освоение Целины и залежных земель, было вызвано отставанием в развитие сельского хозяйства от промышленности. К середине 50-х годов начинает наблюдаться недостаток сырья для промышленности. А так же довольно низкое обеспечение городов продуктами сельского хозяйства. Это было вызвано, потеряй заинтересованностью в собственном труде. По этой причине отмечается некоторый отток с села, в города. А так же в этот момент наблюдается некоторый спад сельскохозяйственного производства, колхозы были не заинтересованы в увеличение поставок зерна из-за низких закупочных цен в частности на зерно.
Для ликвидации отставания в развитии сельского хозяйства, а так же возвращения на землю части крестьян, которые по разным причинам оказались в городах. Правительство решило начать программу по освоению целинных и залежных земель. В рамках этой программ так же намечалось вернуть заинтересованность крестьянам в своём труде. Освоение целинных и залежных земель было решено развернуть в Казахстане, Сибири, Урале, Поволжье, Северном Кавказе. Всего по стране намечалось освоить в 1954г 13 млн.га земли. Движение за освоение Целины в Казахстане возглавил Брежнев. Согласно заданию уже в августе 1954г было освоено б млн.га земли в республике, а по союзу 1 З млн.га. Одушевлённое таким успехом правительство спускает новую установку в 1955г освоить 20-30млн.га земли. С этого момента начинается всесоюзное движение за подъём целины. В республику по комсомольским путёвкам прибывает около 14 240 комсомольцев и молодёжи.
Главным образом из Украины, России. Из самого Казахстана на освоение целины, направлено 9656 комсомольцев. Но если в 1954г на целину ехала в основном молодежь то в 1955г на целину начинает, прибывают семьи колхозников из Украины, Белоруссии и других братских республик. Всего за 1955г в республику прибыло около 20 тыс. семей. На целину было направленно свыше 2088 специалистов с высшем т средним образованием. Они направлялись на должности директоров ведущих агрономов, инженеров. Всего же за 54-55гг в республику прибыло свыше 640 тыс. человек, главным образом специалисты в сельском хозяйстве - механизаторы. Из них 50 тыс. строителей. В рамках компании за поднятие целины так же преследовалась цель укрепить колхозы и совхозы механизаторами и техникой.
За первый период освоения целены в республики было основано 337 новых совхозов, которые владели 17млн. га земли из них 10 млн. га пахотно-пригодными. А каждый совхоз в общей сложности владел 25- 30 тыс. га земли посевной площади. Для уборки таких угодий в Казахстан направлялось большое количество техники, механизация вспашки в этот момент достигла 99%, а уборка 98%. К 1956г количество совхозов возросло до 635 .В 1954 - 1955гг в республике было распахано 20,5 млн. га земли. А урожай составил 4 750 тыс.т зерна. Однако уже в 1956- 1958гг в республике было освоено 4.8 млн. га земли, а посевная площадь республики достигла 28 млн. га. Это позволило республики уже в 1956г сдать свой первый миллион пудов зерна. На уборку, которого было брошено около 2-х миллионов человек.
В этот период в ход вошёл массовый способ уборки урожая, это когда вся техника сосредотачивается на одном участке, а потом переходит на новый. В этот период в совхозах насчитывалось 98 тыс. комбайнов, 73 тыс. грузовиков и другой различной сельскохозяйственной техники. Освоение пелены, нельзя рассматривать как-то одно бока, чисто положительно или чисто отрицательно. Не смотря на не которые просчёты освоение делены, позволило решить продуктовый вопрос, в городских домах появились дешёвые масло сахар, хлеб. Что говорит об улучшение жизни. Так же в ходе компании по освоению целины была укреплена материальная база колхозов и совхозов. В целом по республике произошёл рост промышленных заказов.
Однако сам процесс освоение целины, происходил с некоторыми недочётами. К примеру, не которые колхозы распахивали слишком большие площади земли и не могли рационально её обрабатывать. Другой негативной стороной освоение целины явилось снижение удельного веса коренного населения.
Разноуровневые задания:
Тест
1. Назовите историческое событие 1954 г. для Казахстана:
а) Окончание строительства Турксиба; б) Начало освоения целинных и залежных земель;
в) Первый полет человека в космос с космодрома Байконур;
г) Город Алма-Ата стал столицей Казахской ССР; д) Образовалась Республика Казахстан.
2. Какой Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоения целинных и залежных земель» и положил начало освоению целины?
3. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?
а) Ученым Академии наук СССР; б) Ученым Академии наук КазССР;
в) Зарубежным ученым; г) Сельскохозяйственным специалистам на местах;
д) Высшим звеньям государственной власти.
4. Сколько гектаров новых земель из запланированных 13 млн. было распахано в Казахстане в 1954 г.?
а) 2 млн га; б) 1,5 млн га; в) 3 млн га; г) 4 млн га; д) 6,5 млн га.
5. В ходе массового движения за освоение целинных земель за один год (март 1954-март 1955) в Казахстане было организовано:
а) 337 колхозов; б) 337 совхозов; в) 320 МТС;
г) 340 колхозных садов; д) 200 общественных огородов.
6. Что не относится к льготам, созданным для целинников в Казахстане?
а) Обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения;
б) Единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500–1000 руб. и по 150–200 руб. на каждого члена семьи;
в) Кредит на постройку дома в размере 10 тыс. руб. на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя), 1500–2000 руб. кредита на приобретение скота;
г) Освобождение от воинской обязанности;
д) Освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.
7. Что не относится к негативным последствиям освоения целины в Казахстане?
а) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства;
б) Нарушение экологического баланса;
в) Проявление массового трудового героизма;
г) Кризис животноводства.;
д) Демографический кризис.
8. С 1954 по 1962 гг. на освоение целины в Казахстан из других союзных республик прибыло: