kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок на тему: "Развитие сельского хозяйства. Освоение целины".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок изучения нового материала. Внедрение семи модулей в учебный процесс с использованием стратегий критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему: "Развитие сельского хозяйства. Освоение целины".»


Дата: класс: 9 урок 38

Тема урока:

Развитие сельского хозяйства. Освоение целины


Цель урока:


развивать навыки монологической речи, парной и групповой работы.

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, чувство доброты и взаимоуважения.

Тип урока

Изучение новой темы

Используемые технологии

Элементы таксономии Блума, критическое мышление, ИКТ, взаимооценивание, самооценивание, диалоговое обучение, лидерство в обучении


Результат обучения:

Учащиеся узнают о процессе освоения целинных земель в Казахстане;

выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины

умеют высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Раздаточный материал, интерактивная доска, флипчарт, тестовые материалы


Этапы проведения урока

Время

Действие преподавателя

Действие учащихся

Орг.момент


Приветствие учеников. Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вытягивают вопросы и по цвету собираются в группу.

Повторение пройденного материала и деление на группы.



Проверка домашнего задания.


Актуализация субъектного опыта учащихся

На карточках записаны вопросы повторения пройденных тем.

В Казахской ССР формально высшим законодательным органом власти считался Верховный Совет

Большинство депутатов в Верховном и местных Советах в послевоенные годы составляли - коммунисты

После Великой Отечественной войны деятельностью всех общественных организаций, коопераций, предприятий и хозяйств руководила – комунистическая партия

В послевоенный период курорты, дома отдыха, культурные учреждения были переданы в ведение - профсоюзов

Казахский республиканский совет профсоюзов был создан в – 1948г

В послевоенный период комсомол обеспечивал контроль работы - за пионерской организацией


Прежде чем озвучить тему нашего урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  1. в какой местности мы живем? (село, сельская). Правильно.

  2. Какой вид хозяйства присутствует в нашем селе? Сельское.

  3. Какие ассоциации у вас возникают при этом словосочетании? Составление ассоциативного ряда.

Ребята, с 1946 с каждого гектара посевных земель собирали всего по 5-6 центнеров зерна, и к началу 1954 года в стране наступил аграрный кризис, не хватало хлеба. Как вы думаете, как можно было добиться увеличения запасов хлеба, увеличения урожайности? - Распахать больше земель и посадить. Правильно. Так какая цель была перед страной для преодоления кризиса? - Распахать больше земли. Вот это и стало главной задачей нашей страны в 50-годы. Подумайте и сформулируйте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы рассмотрим, как происходил этот процесс у нас, в Казахстане. Правильно.

И тема нашего урока «Развитие сельского хозяйства. Освоение целины»

Ученики отвечают на вопросы и рассаживаются по группам.

1-группа –

2-группа –


Прием «Кластер»

Применение знаний и умений.

Основная часть

Объяснение нового материала.

Развитие познавательного интереса.

























Стратегия «Выбери позицию»




















































































Логически перепутанные цепочки









5 м































2 м



10 м

































































































2 м










-Что такое целина? (земля, трактора, техника, люди, совхозы, колхозы,..

Целина - Место, пространство, по которому никто не ходил и не ездил

Целина - Никогда не паханная, не подвергавшаяся обработке земля

Кластер целина. Рисуем на доске

А сейчас учитель географии расскажет, в каких районах была распахана целина - (рассказ учителя географии) 1954 г. — Начало освоения целинных и залежных земель. Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954–1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.- это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить страну хлебом Весной 1954 года было принято Постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель», по которому было решено резко расширить посевы зерновых культур в Сибири, на Урале, Северном Кавказе. В Казахстане освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков - тракторы; Ростов-на-Дону и Запорожск - комбайны; Армения, Грузия и Эстония - строительные материалы. «Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было» Н.А.Назарбаев

Со всех концов СССР в Казахстан стали прибывать люди разных профессий и возрастов. В первые годы целины в Казахстан приехало 640 тысяч человек, из которых механизаторами были только 150 тысяч. (Слушаем песню в исполнении Н. Кадышевой «Едут новоселы»). О целине не только складывались песни, но и снимали фильмы, писали книги. Одна из самых известных, это трилогия Л.И.Брежнева.

Работаем с новым материалом:

Используя теоретический материал в учебнике (Группы работают с новым материалом). Проведём мини-дебаты. Выигрывает та группа, которая представит на постере больше аргументов.

1 группа «Позиция «да» отстаивает свою позицию и утверждает, что освоение целины было исторически оправданным шагом и приводит положительные последствия освоения.

2 группа «Позиция «нет» доказывает, что освоение целины было непродуманным шагом, приводит в аргументы отрицательные последствия.

Вопросы, освещенные группой утверждения

1.Причины целины – нарастание дефицита хлеба. Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было создано 573 новых совхоза, массово строились дороги… 2.После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность населения достигла уровня довоенного 1940 г. За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи 1959… 3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. 4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана.

Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам:

1. Производство зерна можно было увеличить и за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др.

2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с казахским языком обучения, превращение казахского языка в бытовой язык.

3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения…

4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы. Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия. Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию животноводства и т.д.

«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями

В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».

В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.

Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 600 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР

Освоение целины поддерживалось значительными льготами.

Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.

Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.

Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.

Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.


1. Ученики работают над анализом текста.


2. Выписывают выделенные предложения,







































Составить постер

/Физминутка /



Проведение физминутки

Ученики проводят физминутки.

Закрепление знаний и умений

1.Выбор правильного ответа.











5 м

Описание слайда №4, затем «Да-нет-ка»

1. Освоение целины началось в 1954 году – да

2. Освоение целины оказало положительное влияние на другие отрасли экономики - да

3. В период освоения целины в республику прибыла мощная техника – да

4. Распахивание земель и рост населённых пунктов привели к увеличению пастбищ – нет 5. Руководство страны стало решать проблему нехватки продовольствия интенсивным путём – нет

Решение разноуровневых тестовых заданий. Взаимопроверка.

1.Выбор правильного ответа.



Оценивание

Самооценивание, взаимооценивани,

Вот и кончился урок,                                               

И подводим мы итог!

Детям предлагается оценить себя и работу группы (словесная оценка).

Оценивание себя, друг друга и группы.

Дом задание

Составить сканворд на тему: Освоение целины




Если осталось время на уроке: синквейн на тему «Целина»


Рефлексия


Ответить на вопросы:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

теперь я могу…

у меня получилось …

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
























«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями

В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».

В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.

Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР

Освоение целины поддерживалось значительными льготами.

Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.

Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.

Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.

Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.



«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями

В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».

В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.

Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР

Освоение целины поддерживалось значительными льготами.

Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.

Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.

Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.

Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.



«Расширь предложение» карточка с незаконченными предложениями

В 1954г узким кругом лиц в Кремле принято решение «укрепить руководство республикой».

В соответствии с принятым постановлением 1954года «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» было решено резко расширить посевы зерновых культур.

Всего за 1953-1958гг в сельское хозяйство республики направлено 266тыс 6000 механизаторов, некоторые из них прославились на весь СССР

Освоение целины поддерживалось значительными льготами.

Нарушение экологического баланса привело к тяжелым последствиям.

Созданный НИИ зернового хозяйства в Целинограде 1956г предложил почвозащитную систему мер.

Освоение целинных и залежных земель повлияло на состояние животноводства республики.

Этнический состав населения республики в годы освоения целины значительно изменился.



Прочитать и определить результаты освоения целины. Были ли они только положительными или отрицательными?

Освоение Целины и залежных земель, было вызвано отставанием в развитие сельского хозяйства от промышленности. К середине 50-х годов начинает наблюдаться недостаток сырья для промышленности. А так же довольно низкое обеспечение городов продуктами сельского хозяйства. Это было вызвано, потеряй заинтересованностью в собственном труде. По этой причине отмечается некоторый отток с села, в города. А так же в этот момент наблюдается некоторый спад сельскохозяйственного производства, колхозы были не заинтересованы в увеличение поставок зерна из-за низких закупочных цен в частности на зерно.

Для ликвидации отставания в развитии сельского хозяйства, а так же возвращения на землю части крестьян, которые по разным причинам оказались в городах. Правительство решило начать программу по освоению целинных и залежных земель. В рамках этой программ так же намечалось вернуть заинтересованность крестьянам в своём труде. Освоение целинных и залежных земель было решено развернуть в Казахстане, Сибири, Урале, Поволжье, Северном Кавказе. Всего по стране намечалось освоить в 1954г 13 млн.га земли. Движение за освоение Целины в Казахстане возглавил Брежнев. Согласно заданию уже в августе 1954г было освоено б млн.га земли в республике, а по союзу 1 З млн.га. Одушевлённое таким успехом правительство спускает новую установку в 1955г освоить 20-30млн.га земли. С этого момента начинается всесоюзное движение за подъём целины. В республику по комсомольским путёвкам прибывает около 14 240 комсомольцев и молодёжи.

Главным образом из Украины, России. Из самого Казахстана на освоение целины, направлено 9656 комсомольцев. Но если в 1954г на целину ехала в основном молодежь то в 1955г на целину начинает, прибывают семьи колхозников из Украины, Белоруссии и других братских республик. Всего за 1955г в республику прибыло около 20 тыс. семей. На целину было направленно свыше 2088 специалистов с высшем т средним образованием. Они направлялись на должности директоров ведущих агрономов, инженеров. Всего же за 54-55гг в республику прибыло свыше 640 тыс. человек, главным образом специалисты в сельском хозяйстве - механизаторы. Из них 50 тыс. строителей. В рамках компании за поднятие целины так же преследовалась цель укрепить колхозы и совхозы механизаторами и техникой.

За первый период освоения целены в республики было основано 337 новых совхозов, которые владели 17млн. га земли из них 10 млн. га пахотно-пригодными. А каждый совхоз в общей сложности владел 25- 30 тыс. га земли посевной площади. Для уборки таких угодий в Казахстан направлялось большое количество техники, механизация вспашки в этот момент достигла 99%, а уборка 98%. К 1956г количество совхозов возросло до 635 .В 1954 - 1955гг в республике было распахано 20,5 млн. га земли. А урожай составил 4 750 тыс.т зерна. Однако уже в 1956- 1958гг в республике было освоено 4.8 млн. га земли, а посевная площадь республики достигла 28 млн. га. Это позволило республики уже в 1956г сдать свой первый миллион пудов зерна. На уборку, которого было брошено около 2-х миллионов человек.

В этот период в ход вошёл массовый способ уборки урожая, это когда вся техника сосредотачивается на одном участке, а потом переходит на новый. В этот период в совхозах насчитывалось 98 тыс. комбайнов, 73 тыс. грузовиков и другой различной сельскохозяйственной техники. Освоение пелены, нельзя рассматривать как-то одно бока, чисто положительно или чисто отрицательно. Не смотря на не которые просчёты освоение делены, позволило решить продуктовый вопрос, в городских домах появились дешёвые масло сахар, хлеб. Что говорит об улучшение жизни. Так же в ходе компании по освоению целины была укреплена материальная база колхозов и совхозов. В целом по республике произошёл рост промышленных заказов.

Однако сам процесс освоение целины, происходил с некоторыми недочётами. К примеру, не которые колхозы распахивали слишком большие площади земли и не могли рационально её обрабатывать. Другой негативной стороной освоение целины явилось снижение удельного веса коренного населения.

Разноуровневые задания:

Тест

1. Назовите историческое событие 1954 г. для Казахстана:

а) Окончание строительства Турксиба; б) Начало освоения целинных и залежных земель;

в) Первый полет человека в космос с космодрома Байконур;

г) Город Алма-Ата стал столицей Казахской ССР; д) Образовалась Республика Казахстан.


2. Какой Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоения целинных и залежных земель» и положил начало освоению целины?

а) Январско-февральский 1953 г.; б) Февральско-мартовский 1954 г.;

в) Февральско-мартовский 1953 г; г) Июньский 1955 г.;

д) Августовский 1954 г.


3. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?

а) Ученым Академии наук СССР; б) Ученым Академии наук КазССР;

в) Зарубежным ученым; г) Сельскохозяйственным специалистам на местах;

д) Высшим звеньям государственной власти.


4. Сколько гектаров новых земель из запланированных 13 млн. было распахано в Казахстане в 1954 г.?

а) 2 млн га; б) 1,5 млн га; в) 3 млн га; г) 4 млн га; д) 6,5 млн га.


5. В ходе массового движения за освоение целинных земель за один год (март 1954-март 1955) в Казахстане было организовано:

а) 337 колхозов; б) 337 совхозов; в) 320 МТС;

г) 340 колхозных садов; д) 200 общественных огородов.


6. Что не относится к льготам, созданным для целинников в Казахстане?

а) Обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения;

б) Единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500–1000 руб. и по 150–200 руб. на каждого члена семьи;

в) Кредит на постройку дома в размере 10 тыс. руб. на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя), 1500–2000 руб. кредита на приобретение скота;

г) Освобождение от воинской обязанности;

д) Освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.


7. Что не относится к негативным последствиям освоения целины в Казахстане?

а) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства;

б) Нарушение экологического баланса;

в) Проявление массового трудового героизма;

г) Кризис животноводства.;

д) Демографический кризис.


8. С 1954 по 1962 гг. на освоение целины в Казахстан из других союзных республик прибыло:

а) 0,5 млн чел.; б) 1 млн чел.; в) 1,5 млн чел.;

г) 2 млн чел.; д) 2,5 млн чел.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок на тему: "Развитие сельского хозяйства. Освоение целины".

Автор: Тенисбаева Ольга Николаевна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства