Интегрированный урок истории "Старожилы и переселенцы"
Интегрированный урок истории "Старожилы и переселенцы"
УРОК – РОЛЕВАЯ ИГРА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С КРАЕВЕДЕНИЕМ
«СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»
Игра направлена на развитие умений идти на компромиссы, уживаться вместе, несмотря на различия в культуре и имеющее порой место противостояние интересов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории "Старожилы и переселенцы"»
КОНСПЕКТ УРОКА 11 КЛАСС
УРОК – РОЛЕВАЯ ИГРА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С КРАЕВЕДЕНИЕМ
«СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»
Н.П.Аликберова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа»
п.Нововоронежский Гайского района
Игра направлена на развитие умений идти на компромиссы, уживаться вместе, несмотря на различия в культуре и имеющее порой место противостояние интересов.
Цель урока-игры:
-развитие коммуникативных умений и навыков;
-формирование основ толерантного поведения;
-формирование умения понимать позицию и мотивы каждой из сторон в конфликте,
-воспитание терпимости к чужим взглядам, способности идти на компромисс;
-развитие умения видеть себя со стороны в возможном конфликте (осознавать, какими стереотипами или предубеждениями определяется собственное поведение), навыков выстраивания своего поведения в конфликтных ситуациях.
Игра рассчитана на два урока. Предпочтительнее, чтобы они были спаренными. Если это по каким-либо причинам невозможно, то прерваться можно после подготовки к переговорам, начав второй урок с их первого раунда.
Ход игры
Класс делится на три ролевые группы – «старожилы», «переселенцы», «местные власти». Для этого можно выдавать учащимся при входе в класс произвольно перемешанные цветные карточки с литерами (по две-три карточки каждого наименования).
Желтый
Зеленый
Синий
1с
1П
1МВ
2с
2П
2МП
3с
3П
3МВ
На каждом из трех игровых столов (мебель следует расставить так, чтобы вокруг каждого стола могли разместиться все члены группы) имеется цветная табличка:
Желтая – со словами «Старожилы»;
Зеленая – со словами «Переселенцы»;
Синяя – со словами «Местные власти».
На обратной стороне таблички указывается номер переговорного стола (от 1 до 3)
Учащиеся занимают места в соответствии с цветом выданной им при входе карточки. Каждая группа получает задание, большой лист бумаги и фломастеры двух цветов (группа «местных властей» - трех).
Задание для каждой ролевой группы состоит из двух частей: особого задания для данной группы и задания, одинакового для всех групп.
Задание «старожилам»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей жизни после приезда в село новых жителей?
Для этого выполните следующие задания:
Напишите на лист бумаги, какие изменения, на ваш взгляд, являются положительными.
Перечислите на листе бумаги проблемы местных жителей, которые возникли на рубеже XIX-XX в.в. из-за притока в Оренбуржье переселенцев.
Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависели только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, и другим цветом – проблемы, для решения которых необходима была помощь государственных органов.
Задание «переселенцам»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей жизни в связи с переездом на новое место жительства?
Для этого выполните следующие задания:
Напишите на листе бумаги, какие положительные изменения произошли в вашей жизни после переезда в Оренбуржье.
Перечислите на лист бумаги проблемы, с которыми на рубеже XIX-XX в.в. сталкивались в Оренбуржье переселенцы.
Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависели только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, и другим цветом – проблемы, для решения которых необходима была помощь государственных органов.
Задание «местным властям»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей работе после приезда вверенный вам регион новых жителей?
Для этого выполните следующие задания:
Перечислите на листе бумаги то положительное, что дал приток переселенцев для развития вашего края.
Перечислите на листе бумаги те проблемы, которые пришлось решать местным властям в Оренбуржье в связи с притоком переселенцев на рубеже XIX-XX в.в.
Обведите одним цветом проблемы, которые вы можете решить своей властью. Подчеркните другим цветом проблемы, для решения которых вам необходимо содействие старожилов, и третьим цветом – проблемы, для решения которых вам необходимо содействие мигрантов (двумя чертами разного цвета, если необходимо, содействие и тех и других).
Подумайте как бы вы расселили новых жителей – в отдельном поселении или среди местного населения учитывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии навсегда. Объясните свой ответ.
Задание для всех
Подготовьтесь к ведению переговоров: предложите ваш вариант решения проблемы; продумайте аргументы для отстаивания своей позиции; определите, на какие уступки вы можете пойти, а на какие – нет. Работая в переговорных группах, постарайтесь выработать наиболее оптимальный и безболезненный вариант решения проблемы.
Следует предоставить учащимся следующие справочные материалы.
Из современных исследований
Приемные переговоры. В 1860-1870-е гг. приток переселенцев в Сибирь составлял около 12 тыс. человек в год. В 1880-1890-е гг. переселение за Урал неуклонно росло и стало главным направлением переселенческого движения крестьянства.
Основной формой устройства переселенцев было «доприселение» к старожильческим селениям. К старожилам приселялись по приемным приговорам, в которых старожилы официально соглашались на неделение переселенцев всеми угодьями. За выдачу приемных приговоров сельские общества взыскивали до 50 руб.
Переселенцы, не имевшие средств на оплату приемного приговора или же не принятые старожилами в свое общество, оказывались на положение неприписанных. Они проживали в старожильческих селах в качестве батраков или на правах «полетовщиков» - одной из разорительных форм краткосрочной аренды.
Положение переселенцев. «Село Анисимово - одно из старейших сел Алтайского края. Оно было основано во времени царствования Петра Великого, в 1710 г. Основателями села считается отряд казаков из Томского острова. Основная масса переселенцам прибыла в 1906 - 1910гг.
По национальному составу из 249 семей 180 семей были русскими,57 семей украинскими и 12 семей белорусскими.
Новоселы из Полтавской и Черниговской губерний привнесли в жизнь старожилов такое явление, как оштукатуренные стены внутри дома. До этого старожилы просто конопатили швы между бревнами паклей или мхом, а некоторые заливали еще швы сверху смолой. Полтавские переселенцы также впервые в Анисимово начали культивировать бахчевые культуры, в частности арбузы. Переселенцы привнесли новые черты в культуру земледелия.
В отношении важнейшего показателя - обеспеченности землей - переселенцы выиграли при переселении. По данным общероссийской статистики, переселенцы на родине имели земли в среднем 4,9 дес. На весь двор, а в сибирских условиях у них земли оказывалось примерно в 8 раз больше.
Исключение составляли не причисленные к переселенческому поселку переселенцы. По закону они не имели права на надел. В селе их было 40 семей. Большинство семей непричисленных жило, действительно, очень бедно. Землю под пашню и сенокос они арендовали у своих односельчан. Больше половины из них (22 семей) не имело ни одной лошади, а средний размер арендуемой пашни был ничтожным.
Но были и исключения из правил. Например, Григорий Лепехин, переселившийся в село из Воронежской губерний, был отличным кузнецом и благодаря своим умелым рукам жил совсем неплохо.
Аренда покосов была шире распространена среди переселенцев, чем старожилов, но прибегали к ней лишь немногие - 1/10 часть новоселов. В роли арендодателей выступали односельчане - старожилы, причисленные переселенцы, получившие после землеустроительных работ в 1909 г. наделы, и церковь. В приговоре на сборе домохозяев о разделе земли было решено « ... всю землю делить навечно и по жребию», но зажиточные старожилы, используя свою экономическую мощь и зависимость от них многих бедняцких хозяйств - и переселенцев и старожилов, добились на сходах получения отрубов и хуторов на тех же участках, которые принадлежали им до размежевания, т. е на лучших землях.
После размежевания зажиточные старожилы стали путем различных сделок, в том числе и с помощью аренды, прибирать к рукам наделы бедняцких хозяйств. Все подобного рода арендные сделки, хотя и назывались арендой, по сути своей были замаскированной формой продажи и покупки наделов в обход сибирских законов, не разрешавших крестьянам продажу их наделов.
Еще одним важным и существенным компонентом в крестьянской жизни является количество рабочего скота. В этом отношении положение переселенцев было менее благоприятным. На одно старожильческое хозяйство приходилось в среднем 4,4 лошади и 1,1 жеребенка, а в переселенческом хозяйстве аналогичные показатели составляли в среднем около 3,0 лошадей и 0,7 жеребенка.
Средние показатели посевов свидетельствует, что благоприятные земельные условия сказались на достаточно быстром обустройстве переселенцев в новых местах поселения. По своему положению они выравнивались со старожилами. Посевные площади были фактически одинаковы как в переселенческих, так и в старожильческих хозяйствах»
Для экономии времени можно, заранее разделив учащихся на ролевые группы, дать им задание прочитать справочные материалы дома и подготовить свою версию ответа. В классе школьники обсуждают и систематизируют эти версии и готовят общий ответ.
На работу в группах дается 10-15 минут. Затем каждая группа вывешивает в классе листы с результатами своей работы и представляет их (2 - 3 минуты на группу).
Проведение переговоров
По результатам обсуждения в группах выбирается проблема, которая станет предметом для переговоров. Целесообразно, чтобы это была проблема, которую все группы отметят как требующую совместно решения.
Учитель предлагает группам провести подготовку к переговорам и раздает рабочие листы с вариантами решения проблемы, которые помогут разработать стратегию и тактику переговоров.
Рабочий лист
Возможные уступки
1
2
Нежелательные уступки
1
2
Принципиальные требования
1
2
После этого составляются переговорные группы: в каждой из них должно по 2-3 представителя от всех ролевых групп.
После 7-10 минут переговоров учитель прерывает их, возвращает участников в их ролевые группы и предлагает обсудить следующие вопросы:
Почему оппонент не идет на уступки?
Как мы можем сделать шаг навстречу друг другу?
Как бы я воспринимал наши тезисы, если бы был на месте оппонента?
В течение второго раунда тройственных переговоров учащиеся должны выработать итоговый документ – соглашение по проблеме. Итоговые соглашения записываются на больших листах и вывешиваются на доске.
Затем в классе организуется итоговое обсуждение по вопросам:
Насколько реалистично выработанное решение?
Какие вопросы можно решить сразу, а решение каких должно быть отложено и почему?
Почему та или иная группа смогла прийти к соглашению?
Если останется время, можно предложить для обсуждения вопрос об изменении взаимоотношений между переселенцами и старожилами.
Также стоит вспомнить, какие исторические события произошли в России в течение 15-20 лет после столыпинской реформы. Предложить учащимся подумать, как они могли повлиять на развитие отношений между старожилами, переселенцами и местными властями.