Интегрированный урок истории и географии «Народы государства доколумбовой Америки».
Авторы: учитель истории Туркина Галина Геннадьевна, учитель географии Белова Анастасия Викторовна.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
Сформировать у учащихся целостное представление о географических особенностях с одной стороны и хозяйственной, культурной, религиозной жизни народов Америки – майя, ацтеков и инков до открытия континента европейцами с другой стороны.
Совершенствовать умение учеников самостоятельно работать с картой, иллюстрациями, подготавливать небольшие сообщения, делать краткие записи на основе услышанного материала.
Задачи:
1. Учащиеся должны знать:
Географическое положение и особенности природно-климатических условий Центральной и Южной Америки
основные занятия народов доколумбовой Америки;
группы населения и особенности управления государствами
главные достижения культуры американских народов.
2. Учащиеся должны уметь:
извлекать информацию из объяснения учителя, устных сообщений одноклассников;
находить общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;
работать с исторической картой: находить нужные объекты, наносить их на контурную карту;
оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.
План:
Оргмомент
Формулирование темы урока
Постановка цели урока
Определение этапов деятельности по достижению цели
Основная деятельность - оформление дневника путешественника и контурной карты
5.1. знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями региона
5.2. Определение основных видов занятий населения
5.3. Знакомство с цивилизацией майя, заполнение дневника путешественника
5.4. Знакомство с цивилизацией ацтеков, заполнение дневника путешественника
5.5. Знакомство с цивилизацией инков, заполнение дневника путешественника
Подведение итогов, выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее задание
Оборудование:
карта «доколумбова Америка»;
контурная карта «доколумбова Америка»
медиапроектор (презентация);
дидактический материал: Дневник путешественника, карточки с заданиями для закрепления
.
Понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, присаживайтесь!
- Сегодня мы отправимся в путешествие, но пункт нашего прибытия вам необходимо отгадать, он зашифрован в ребусе. Ответ: Доколумбова Америка.
Таким образом, пункт нашего назначения ограничен не только пространством, но и временем. То есть наше путешествие будет происходить в пространстве и времени. Учитель географии поможет вам ориентироваться в пространстве, а учитель истории – во времени.
Учитель географии характеризует географическое положение Центральной и Южной Америки, показывает на карте важные географические объекты, предлагает ребятам нанести на контурную карту океаны, омывающие берега Америки: Тихий и Атлантический; горы: Анды и Кордильеры; Амазонскую и Ла-Платскую низменности.
- Учитель истории: А может кто-то из вас ответит на такой вопрос:
Почему этот континент называют доколумбовой Америкой? (Ответ: доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он его не открыл континент никак не назывался, потому что жители Старого Света не знали о его существовании.
- Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы познакомимся с индейскими племенами майя, инков, ацтеков; выясним, чем они занимались, узнаем особенности управления государством, прикоснёмся к удивительной культуре индейских племён. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки мы будем совершать с помощью ваших одноклассников, которые заранее познакомились с жизнью этих народов и поделятся своими наблюдениями со всеми. Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественником, а возможно экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся вам знания с уроков по истории средних веков.
- Задание на урок
Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?
Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока
- Итак, мы отправляемся в путешествие, следуя нашему маршруту
Вы должны внимательно слушать и запоминать то, что они говорят, о чем рассказывают, в ходе нашего путешествия мы будем вести путевой дневник в виде таблицы. Обратите внимание, в заполнении вам поможет рассказ одноклассников, также помощь вам окажут страницы учебника по истории средних веков § 35
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
Название племени | Занимаемая территория | Занятия | Как было устроено управление государством. | Достижения культуры |
1. Майя | | | | |
2. Ацтеки | | | | |
3. Инки | | | | |
СООБЩЕНИЕ О НАРОДЕ МАЙЯ
Племя проживало на полуострове Юкатан – это непроходимые джунгли. Земля принадлежала общинам, каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Главная сельскохозяйственная культура – кукуруза. Майя всегда помогали друг другу – это их обычай. В I веке до нашей эры у них возникли города во главе каждого города стоял правитель – он великий человек и его власть передавалась только по наследству.
Майя использовали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Ими создан самый точный календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Майя строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, они сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в их городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.
На высоких платформах сооружали дворцы и храмы (самый известный - Чичен – Ица, это каменное сооружение дошло до наших дней, в виде ступенчатых пирамид, некоторые из них потом использовались как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проёмы. Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены.
В племени майя существовали и развлечения, одно из которых игра в мяч.
Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали Бога Солнца, в честь Бога Дождя Чаку совершали жертвоприношения.
Вот так жили майя, пока в середине XIII века не начались внутренние конфликты, которые привели к падению города Майяпана в 1441 году. Так племя и прекратило существование. Но до нашего времени сохранились величественные храмы индейского племени майя.
____________________________________________________________
- Мы с вами сейчас были очевидцами жизни в племени майя. Как обстоят дела с путевым дневником?
- Давайте сверим записи.
Учитель географии: Теперь нанесем на контурную карту надписи, обозначающие расселение майя: полуостров Юкатан, карибское море, омывающее его берега.
__________________________________________________________________
- СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ ПЛЕМЕНИ АЦТЕКОВ.
Племя жило на территории Мексики, на плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря в этом месте расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. Сюда племя пришло с севера в 13 веке и основало на островах посреди большого озера Тескоко город Теночтитлан. Острова соединили дамбами, город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.
Горожанам земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.
Во главе государства стоял наследственный правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны, которая для ацтеков была самым почётным занятием, создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Меня поразило то, что с раннего детства мальчика готовили в воины.
Ацтеки подчинили все соседние народы и создали могущественную державу. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делами рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.
Больших успехов достигли ацтеки в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка с вышивкой и прокладками из цветных птичьих перьев.
В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслу и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Они сочиняли гимны, которые посвящали богам. В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.
Так жили ацтеки, пока в 1519 году в их империю не вторглись испанские завоеватели, и с тех пор начались беды – большую часть территории они подвергли сожжению.
____________________________________________________________
- Продолжаем заполнять путевой дневник.
- Давайте сверим наши записи. Итак, приступаем.
Учитель географии: нанесем на контурную карту записи, обозначающие территорию расселения ацтеков.
______________________________________________________________________
СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ ИНКОВ
ИНКИ
В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна Перу. Центр её город Куско с прилегающей территорией.
Государство инков возникло в 11 веке. Постепенно они завоевали соседние племена, подчинили себе большие области. Во главе государства стоял неограниченный правитель – верховный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, назывались «Сынами Солнца» (Солнце – главный Бог Инков), занимали высшие должности в государстве.
Государство у инков подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды – десятки, сотни – во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровая: например, воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Их армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось до 20 солдат инков.
Население жило общинами, которая состояла из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник был всю жизнь привязан к своему селению, он не мог выйти за границу общины без разрешения властей. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю, в засуху орошали ее водой из каналов.
Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.
Вступление в брак у них было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!
Инки создали свою неповторимую культуру. Письменности они не знали, но создали особое узелковое письмо – кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, законах и обычаях.
Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.
Так жили инки вплоть до 20-х годов 16 века, пока их территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили Куско. Вот так грустно закончилась жизнь инкского племени.
____________________________________________________
- Продолжаем заполнять путевой дневник
Учитель географии: нанесем на контурную карту записи, характеризующие расселение племени инков.
Учитель истории предлагает, Используя информацию, которая есть в путевых дневниках, сравнить устройство жизни ацтеков и инков, выделить общее и отличия.
(В обоих случаях речь идёт о высокоразвитых культурах. И ацтеки и инки имели собственное государство. Причём, и в том, и в другом случае речь идёт об империи, объединявшей множество покорённых племён. Судя по имеющейся информации, у инков государство было более централизованным с упорядоченной системой управления. Об этом, в частности, свидетельствуют дороги, способствовавшие укреплению связей между различными частями страны)
- В ходе путешествия мы с вами немного устали. Предлагаю вам отдохнуть. У индейцев очень своеобразный язык. Одно понятие как правило обозначают 2 слова. С произношением нескольких слов и их значением мы сейчас и познакомимся…
- Я буду произносить фразу и говорить, что она означает. А вы по рядам хором должны будете повторить только саму фразу.
Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня = поэзия;
Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город;
Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна
Для закрепления попробуем выполнить задания на карточках (индивидуально). Нужно определить верность суждений
Умение людей выплавлять железо /нет/.
Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
Отсутствие тягловых животных /да/.
Наличие знати /да/.
Развитие астрономических и математических знаний /да/.
Вера во множество богов /да/.
Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
Широкое использование тягловых животных /нет/.
Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.
Следующее задание – определить какому из народов принадлежат названные особенности жизни.
Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин /майя/.
Создание единого государства со столицей в городе Куско /инки/.
Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей /инки/.
Существование ряда независимых городов - государств, отсутствие единого государства. /майя/.
Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтли и бога земли Тлалока /ацтеки/
Правитель государства командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Должность эта была выборной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей. /ацтеки/
Успехи в развитии астрономии, математики, умение предсказывать затмения, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль» /майя/
Во главе государства стоял наследственный правитель, считавшийся прямым потомком бога Солнца. Он обладал неограниченной властью над подданными своей империи и являлся владельцем всей земли в государстве /инки/
Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческими жертвоприношениями, то Вселенную постигнет катастрофа /ацтеки/
Для передачи сообщений использовали узелки, завязанные на шнурках разного цвета /инки/
- Давайте подведём итоги по проблеме урока. Проблемный вопрос звучал так
Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? И в чем это выражалось? Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему)
- Озвучить выводы
Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
У них складывались классовые общества и возникали государства.
Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.
- Вывод по нашему путевому дневнику (нашей таблице) совпадает сегодня с выводом по нашему уроку?
- Просим вас поделиться впечатлениями о сегодняшнем путешествии в пространстве и времени.
- Подведение итогов работы на уроке – выставление оценок
Домашнее задание: параграф 35, пересказ; уметь показывать на карте места расселения майя, ацтеков и инков. (В том случае, если не хватило времени на работу с карточками – закончить эту работу)
7