kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок МХК и истории "История в полотнах В.И. Сурикова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан и проведен как открытый. Цель урока рассказать о выдающихся полотнах художника и показать непосредственную связь работ с историей нашей России. Урок могут вести два учителя: МХК и истории, или один. Все рассказы о полотнах должны сопровождаться показам картин. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок МХК и истории "История в полотнах В.И. Сурикова" »

Интегрированный урок МХК и Истории

ТЕМА: История в полотнах Сурикова

Цели: - познакомить с выдающимися полотнами художника;

- история их создания;

-исторические факты, предшествующие созданию этих шедевров;

- развивать интерес к истории России;

- воспитывать гордость за русский народ; уважение к прошлому нашей страны:

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

- сообщение темы и целей урока.

II. Вводное слово.

-Многие ли в наши дни сохранили способность глядеть на многосаженные полотна, изображающие «несчастные случаи истории», без тайной, сосущей тоски? Такую же тоску вызывает у нас и чтение старых исторических романов.

Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов. В современности всегда присутствует все, из чего народ слагался исторически. Подводные течения истории только на время выносят на поверхность, на яркий свет известные элементы народного духа и характера, оставляя другие в тени, в глубине. Но творческие вихри всех эпох присутствуют всегда в жизни народа.

В исторической живописи – самом неверном и условном из видов искусств – Суриков был подлинным художником, мастером, в котором не было ни капли условной живописной лжи.

Обстоятельства его рождения и его детства поставили его в обстановку жизни столь исключительную, что он, родившись в 19 веке, оказался действительным современником и очевидцем тех событий, что старался воплотить в своем творчестве.

III.В.И. Суриков.

Родился в 1849 году в Красноярске, детство провел в селе Сухой Бузим среди суровой природы, среди политических ссыльных. Рисовать мальчик начал рано. Восьми лет Васю отдали в Красноярское уездное училище, где он стал серьезно заниматься рисованием. Окончив училище, В. Суриков поступил писцом в канцелярию губернского управления: внезапно умер отец, надо было кормить мать, младших брата и сестру.

Случай помог молодому чиновнику. Однажды он рисовал на полях деловой бумаги муху. Муха была так верно и живо нарисована, что начальник канцелярии Замятин, пытавшийся смахнуть муху с листа, заинтересовался этой проделкой и пригласил Сурикова к себе в кабинет. Познакомившись с ним и попросив показать свои рисунки, Замятин предложил молодому художнику давать уроки рисования своей дочери. Позднее Замятин выхлопотал Василию Ивановичу разрешение учиться в Петербургской академии художеств. В 1869 году Суриков начал посещать классы Академии. Окончив ее в 1875 году, он переехал в Москву.

IV.История в полотнах В.И Суркова.

  1. «Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ) – первая картина, которую Суриков задумал в Москве. В августе 1689 года Петр I получил известие о готовящемся в ползу Софьи (его сестры) перевороте, в ходе которого стрельцы якобы хотели его убить. Он срочно покинул Преображенское и выехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. К этому времени Петр уже достиг совершеннолетия и мог быть самостоятельным правителем. Поэтому, чувствуя за ним силу, в лавру потянулись бояре, дворяне, военные, раннее поддерживавшие Софью. Вскоре в лавру прибыл и патриарх Иоаким. Софья, не собиравшаяся нападать, была встревожена бегством Петра. Не имея сил для борьбы с братом, она ждала дальнейшего развития событий.

По приказу Петра в 1697 году в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Его главной официальной целью была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Поехал в Европу инкогнито и сам царь под именем урядника Петра Михайлова. Он объехал пол-Европы. Приехав в Вену, царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию.

Выяснилось, что в сговоре с Софьей стрельцы намеревались свергнуть его с престола. Последовала жестокая расправа царя над мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Этому событию и посвящена картина В. Сурикова. Детальное изучение петровского времени, покроя одежды, рисунков на тканях, оружия стрельцов и преображенцев отняло у художника годы.

Три года создавалась картина, воплотившая народную трагедию в эпоху столкновения двух миров – старого, уходящего мира стрельцов, преданных царевне Софье, и нового мира – мира реформ и преобразований, который создал молодой царь Петр, умный, но горячий и жестокий.

Каждый из стрельцов по-своему ждет конца: один в полном отчаянии, онемев от сознания приближающейся гибели, другие, по русскому обычаю, истово прощаются с народом, принимая смерть мужественно и достойно, а рыжий стрелец слева смотрит на царя с такой ненавистью и столько в нем бунтарской силы, что кажется – сама смерть ему не страшна.

Вот повели первого стрельца. Бархатный кафтан его волочится по грязи, брошенная на землю свеча погасла. Стрельца тащат под руки солдаты Петра, сам он к месту казни не дойдет.

В стороне Петр на своем белом коне. Глаза его гневны, лицо вот-вот перекосит судорога… но он молчит, он неумолим, он знает, что если он сейчас не сломит силу, на которую опирается его сестра, то эта сила сломит его самого, помешает ему ввести те новшества, которые должны возвысить Россию.

Высшая красочная нота в «Стрельцах» дана белыми рубахами осужденных на смерть и горящими свечами в их руках, а низшая представлена черной позорной доской. Все остальное выдержано в гармонии серых и цвета и цвета запекшейся крови тонах, прекрасно передающих гул народной толпы и мрачный силуэт Василия Блаженного. Узкая цепь, соединяющая враждебные группы, как бы дрожит. В бесконечной разорванности композиции – как бы рыдание. Мглистое осеннее утро покрывает картину холодными тонами. В этой первой своей картине Суриков обнаружил свою стихию: драматизм и жажду религиозного подвига.



  1. «Меньшиков в Березове» (1883, ГТГ)

Мысль о картине пришла художнику в дождливое лето, когда он с женой и двумя маленькими дочерьми жил под Москвой в Перерве. Жили они в старой невзрачной избушке. Из-за дурной погоды Суриковы часто сидели все вместе за столом. В один из таких ненастных дней и представилось художнику, что так же вот, как и он с семьей, в такой же избушке сидел когда-то могущественный вельможа, соратник Петра Александр Меншиков.

А.Д. Меньшиков был одной из самых влиятельных фигур при дворе Петра I. Его стремительная карьера была бы невозможна в иное время. Выходец из крестьянской семьи, торговавшей пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников. Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная преданность царю сделали Меньшикова незаменимым для Петра. В ходе Северной войны он отличился при взятии Нотебурга (губернатором которого был вскоре назначен) во время боевых действий в Прибалтике, а затем во время Полтавской битвы, в которой успешно руководил русской кавалерией и добился больших результатов. За эти сражения он был удостоен звания фельдмаршала, а позже стал генералиссимусом русской армии. Меньшиков а по праву модно назвать одним из основателем Санкт-Петербурга, который он возводил по приказу Петра, будучи губернатором Ингерманландии. Имея необъятную власть и пользуясь неограниченным доверием царя, Меньшиков часто пользовался ими в корыстных целях. Со временем он стал одним из самых богатых людей в стране. Еще большего влияния на положении дел он достиг после смерти Петра, когда с его подачи императрицей стала жена царя Екатерина. Попытка выдать одну из своих дочерей замуж за императора Петра II и стать регентом до его совершеннолетия окончилась неудачей. Меньшиков был арестован и сослан в Сибирь, где вскоре умер.

Попавший в немилость, лишенный всех почестей и богатств, он доживал свои дни в глуши, в далекой ссылке. Образ небритого, растрепанного человека в тулупе, размышляющего в полном бездействии о превратностях судьбы, очень убедителен и силен. Равнодушное оцепенение сына, печальные глаза сидящей у ног отца старшей дочери – бывшей царской невесты, скорбная поза младшей дочери, читающей у стола евангелие, и рука отца с драгоценным перстнем, в безысходной тоске сжимая в кулак, - все это великолепно передает трагедию семьи. В лице старшей дочери Меньшикова – Марии изображена супруга художника.



  1. «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ)

Для полотна «Покорение Сибири Ермаком» Суриков три года по крупицам собирал исторические и бытовые детали из жизни минусинских татар, хакасовиостяков, в казачьих станицах искал образы своих предков – донских казаков, пришедших с Ермаком в Сибирь.

Обратимся к истории. в 1581 году на средства купцов Строгановых для похода в Сибирь против хана Кучума был снаряжен отряд казаков. Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич, мужественный и опытный воин. Преодолев Каменный пояс (Урал), казаки, используя огнестрельной оружие, разбили отряды местных правителей. В упорном бою были разгромлены войска Кучума. Казаки вошли в Кашлык – столицу Сибирского ханства. Кучум бежал на юг собирать новое войско.

Ермак решил перезимовать в Кашлыке. Он обложил местное население данью и запретил своим «ребятушкам» своевольничать. За зиму дружина Ермака заметно поредела, и он отправил к Строгановым и в Москву гонцов с просьбой о подкреплении. Царь прислал большое жалование, боевые припасы и подкрепление – 500 стрельцов. Но они прибыли в Сибирь только в конце 1584 года. Силы Ермака тем временем таяли.

Летом 1584 собранные Кучумом сибирские князья подошли со своими отрядами к Кашлыку и осадили его. Отряд Ермака отбил нападение. Вскоре Ермак покинул город и отправился на юг. Не встретив противника, уставшие казаки расположились в шатрах и уснули, не выставив стражи. Находившееся неподалеку войско Кучума внезапно напало на стан русских. В завязавшемся бою отряд понес тяжелые потери. Сам Ермак, облаченный в тяжелые царские доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул. Остатки русского отряда покинули Сибирь.

Картина глубоко патриотична, она рассказывает об одном из знаменательнейших моментов в истории России. Главное действующее лицо в картине, как и почти во всех произведениях Сурикова, - народ. Художник не отделяет Ермака от его войска. По-иному изображен татарский хан Кучум. На лицах его всадников, расположившихся высоко над обрывом вокруг хана, выражение полной растерянности.

  1. «Переход Суворова через Альпы» (1899, ГРМ)

Картина не случайно имеет вертикальную форму, это дает возможность зрителю ощутить отвесную пропасть в горах, куда неудержимо скользят русские солдаты. Возле них Суворов. Он командует переходом, он делит с ними все лишения, и ему нельзя не верить.

А.В. Суворов занимает особое место в истории нашей страны как один из величайших ее полководцев. С детства Суворов был болезненным мальчиком, и лишь регулярные занятия спортом позволили ему не только укрепить здоровье, но и перенести все тяжести многолетней (почти 53 года) военной службы. Будучи сыном денщика Петра I, Александр Васильевич начал службу в армии с 18 лет. Его боевая деятельность началась в ходе Семилетней войны (1756 – 1763), когда он впервые показал себя в сражении под Кунерсдорфом и при взятии Берлина. В ходе русско-турецких войн Екатерининской эпохи Суворов блестяще показал свои полководческие качества, которые были высоко оценены императрицей: он был произведен в генерал-фельдмаршалы, получил титул графа Рымнинского. Вершиной полководческого искусства Суворова стали его Итальянский и Швеййарский походы, за которые он был удостоен высшего воинского звания – генералиссимуса русской армии. Его талант был признан во всех европейских столицах. Суворов был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск.

Перед написанием картины Суриков в 1897 году ездил в Швейцарию, прошел весь знаменитый суворовский путь в суворовских гетрах и даже скатывался в снежных ущельях, повторяя подвиги суворовских солдат. В 1898 году Суриков снова ездил в Сибирь, где еще сохранился дореформенный солдатский тип. В «Переходе Суворова через Альпы» взят рискованнейший момент в жизни русского человека. Суриков поставил его на чуждую отвесную плоскость и заставил пережить сложный психологический момент – лететь или не лететь в зияющую пропасть. Здесь выступает на сцену не народное движение, а обаяние «отца командира», гипнотизирующее армию; его улыбка, как фонарем освещает попавшие в его сферу солдатские лица.

V. Закрепление полученных знаний.

-- мы совершили небольшой экскурс по истории нашей страны, и в этом нам помогли замечательные картины Сурикова. Давайте вспомним некоторые факты, полученные вами на этом уроке.

•Когда родился В.И. Суриков?

•Что вы можете рассказать о его детстве?

•Какой случай помог молодому человеку попасть в Академию Художеств?

•Какой факт истории изобразил художник в картине «Утор стрелецкой казни»? Расскажите.

•Чем выражена высшая красочная нота в «Стрельцах?» А низшая?

•Когда пришла Сурикову мысль написать картину «Меншиков в Березове»?

•Расскажите про Меншикова.

•За что Меншиков был сослан в Сибирь?

•Как работал Суриков над картиной «Покорение Сибири Ермаком»?

•Чем прославился Ермак?

•Что изобразил художник в этой картине?

•Расскажите о А.В. Суворове. Чем он прославился?

•За что любили и уважали солдаты Суворова?

•Расскажите о картине «Переход Суворова через альпы»



VI. Обобщающее слово.

Суриков был одним из величайших исторических живописцев мира. Свои монументальные по содержанию и форме полотна он посвятил крупным событиям русской истории. их главная тема – народные





ЛИТЕРАТУРА

-Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца 16 века. Москва «Просвещение» 2006

-Данилов А.А. История России. Конец 16-18 век. Москва «Просвещение» 2006

-Журналы «Изобразительное искусство в школе» № 2. 2008; № 3. 2009

-Калинов В. Русские победы. Москва «Белый город»2002




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок МХК и истории "История в полотнах В.И. Сурикова"

Автор: Гапонова Елена Александровна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства