kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок ''Основные направления общественного движения середины XIX века в России''

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и литературы в 10 классе.

Возраст учащихся: 10 класс, 15-16 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Схема конспекта урока.

Аттестуемый педагог: Уварова Людмила Викторовна.

Предмет: история.

Интегрированный урок по истории и литературы в 10 классе.

Возраст учащихся: 10 класс , 15-16 лет.

Тема: Основные направления общественного движения середины XIX века в России. Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова).

Цель: Систематизировать материал об общественном движении середины XIX века в России.

Создать условия для осознания и осмысления содержания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Задачи: Способствовать формированию аналитического и творческого мышления, интеллектуальных навыков, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы. Учиться соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, пытаться его понять.

Урок в технологии критического мышления.

Прогнозируемый результат: учащиеся самостоятельно охарактеризовывают направление общественного движения, делают обобщение.

Самостоятельно выявляют основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей».

На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Эпиграф урока: Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте на него, приближайте его.


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель этапа: провести подготовку обучающихся к восприятию новой темы.

  • Психологическая подготовка обучающихся к восприятию новой темы.

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Вступительное слово учителя.

  • Оформление тетрадей обучающимися.


Вступительное слово учителя истории.

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проводим вместе с учителем литературы. Такие уроки, как вы знаете, называются интегрированными. Вам через год предстоит сдавать экзамены по курсу истории в режиме ЕГЭ. В тестах есть задания, связанные с общественным движением середины XIX века. Об этом говорили на уроках в 8 классе. Настало время обобщить этот материал. А как вы думаете , в связи с чем?

Ученики (предполагаемый ответ): Мы на уроках литературы изучаем роман И.С.Тургенева. «Отцы и дети» именно об этом историческом периоде.

Учитель истории: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Ученики (предполагаемые ответы).

После ответов слайд 1 с темой урока. Записи в тетрадях.

Учитель истории: ребята, как вы думаете, какие цели мы сегодня будем ставить на уроке?

Ученики (предполагаемые ответы).

После ответов слайд 2.

Задачи урока слайд 3.

Учитель истории зачитывает цели урока и задачи урока.

А эпиграфом нашего урока будет высказывание Н.Г.Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте на него, приближайте его».

2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Цель этапа:

  • Подготовить обучающихся для систематизации учебного материала об общественном движении середины XIX века в России и создания условий к выявлению основных «точек» идеологического спора между героями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  • Включение в активную учебную деятельность.

  • Диагностировать уровень подготовки обучающихся на начальном этапе работы; повторить материал, изученный на предыдущих уроках.

  • Использование различных форм организации учебной деятельности.

  • Сопоставительная характеристика героев.

  • Если не удается достичь поставленной цели – слово учителя.

  • Создание ситуации успеха.

  • Критерии оценивания ответов учащихся: поощрение и благодарность педагога.



Учитель истории:

- Какие перемены принёс XIX век в российское общество?

Главным явлением общественной жизни стал вопрос о направлении развития страны. Участники общественного движения понимали его по-своему, но вначале давайте определимся с понятием «общественное движение». Общественное движение – это движение социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно-полезные цели (слайд 4).

Давайте вспомним, какие исторические события способствовали возникновению идей, призванных обосновать место и роль России в мировом историческом процессе.

На развитие общественной мысли оказали влияние следующие факторы:

- революционное наследие декабристов; их выступление дало толчок дальнейшему развитию борьбы с существующими порядками.

- сильное давление государства на общественную жизнь; и, как следствие-

- пессимизм и отчаяние в некоторой части общества, вызванные поражением декабристов и наступление реакции (слайд 5).

Конец 20-х – начало 30-х г.г. XIX века принято называть кружковым периодом. Наиболее известные из них:

- кружок братьев Критских,

- кружки Станкевича, Сунгурова,

- кружки Герцена и Огарёва.

Все они изучали западноевропейскую революционную литературу, печатали листовки, в которых высказывали идеи, критикующие существующее правительство.

Все кружки были разгромлены и отправлены в ссылку (слайд 6).

Одним из первых оппозиционеров был П.Я. Чаадаев. Его «Философические письма» были опубликованы в журнале «Телескоп» в 1836 году и произвели эффект «разорвавшейся бомбы». Основной смысл сводился к тому, что Чаадаев считал, что Россия отстаёт от мирового развития. Она выглядит аномальной страной, история которой противоречит мировому историческому прогрессу. Единственным выходом для России он считает выбор исторического пути, по которому прошли европейские страны. Эти идеи были настолько новыми, что правительство объявило его сумасшедшим. Но результат был: Герцен сравнил «Письма» с выстрелом, который разбудил общество (слайд 7).

И это означало, что в стране не удалось подавить инакомыслие. Да. Общественное движение продолжалось, участники его искали пути совершенствования существующего строя. Но понимали они его по-разному. Давайте вспомним, какие направления существовали в общественном движении и обратим внимание на их особенности.

Вы заранее были разделены на группы. Каждая получила опережающее задание: составить характеристику направления с показом презентации и довести материал до остальных учащихся.

Предлагаю каждой группе выступить со своим материалом, а остальным – делать записи, которые помогут при закреплении данного материала.

Учащиеся. Они получали задания для систематизации материала по группам. Каждая группа характеризует свое направление в общественном движении. Ответы сопровождаются презентацией.

Выступление 1-й группы: консервативное направление.

Учитель истории:

- Итак, в чём суть взглядов консерваторов?

Предполагаемые ответы учеников (слайды 8-12).

Выступление 2-й группы: о либеральном направлении.

Учитель истории:

- В чём вы видите основную цель либералов?

Предполагаемые ответы учеников (слайды 13-18).

Выступление 3-й группы: о революционном направлении.

Учитель истории:

- Каковы средства достижения цели у революционеров.

Предполагаемые ответы учеников (слайды 19-24).

Учитель истории:

- Мы прослушали материал и, чтобы закрепить его, давайте поработаем с таблицей.

Закрепление материала проводится коллективно на интерактивной доске в обобщающей таблице.

Учитель истории:

- К какому выводу мы пришли?

В середине XIX века общественное движение было разрозненно и поделено. Отсутствие единства, противоположность взглядов нашло отражение в художественной литературе того периода.

Учитель литературы: дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе - Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Чего больше в них: общих или отличительных черт? Работаем по группам.

1. Первая группа учащихся находила общие черты героев.

Предполагаемые ответы учеников.

-Сильные личности, всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других.

-Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов.

-Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника.

Учитель литературы: на этом сходства и заканчиваются.

2. Послушаем вторую группу.

Происхождение и социальная принадлежность героев.

Предполагаемые ответы учеников.

-П.П.Кирсанов. – дворянин, аристократ , сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал-консерватор .

-Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни и мелкопоместной дворянки , студент медицинского факультета Петербургского университета , разночинец, демократ-нигилист .

3 Третья группа о внешности героев.

Предполагаемые ответы учеников.

-Базаров - человек «Высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».

-П.П.Кирсанов - во внешнем виде его - лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича, как подчеркивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще больше заметен он, когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями.

4 Четвертая группа об особенностях речи героев.

Учитель литературы: да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками – это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к следующему пункту.

Предполагаемые ответы учеников.

-Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения, речь его строго изысканна , однако режет слух то что он часто искажает русские слова на иностранный манер.

-Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели этапа: 1) Систематизировать материал об общественном движении середины XIX века в России.

2) Создать условия для осознания и осмысления содержания романа И.С.Тургенева. «Отцы и дети», выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей».

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в которомработает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Слайд 25

Философские, общественно – политические взгляды, нравственная позиция.

Об этих спорах мы сегодня и поговорим.

Слайд 26

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие – «детьми», сколько потому, что «отцы» и « дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно – демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.

В.В.Воровский.

Учитель литературы: мы подошли к анализу 10 главы романа, где происходит открытый идеологический конфликт между Е.Базаровым и П.П.Кирсановым, нигилистом и аристократом. Комментарий цитаты В.В.Воровского.

Инсценировка 10 главы. Спор героев.

См. текст, глава 10

Учитель литературы: посмотрев инсценировку из романа вы вспомнили позиции героев. Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить их.

Первая группа: какие бы вы задали вопросы участникам спора?

Вторая группа: почему П.П.Кирсанов идет на столкновение?

Третья группа: почему ни один из участников спора не уступает своих позиций?

Четвертая группа: какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Учитель литературы: чтобы закрепить данный материал, давайте заполним таблицу. Слайд 27

На интерактивной доске заготовлена таблица. Она заполняется материалом из текста романа.

4.

Закрепление учебного материала:

Цели этапа: закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке.

  • проверка степени усвоения материала;

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.


Учитель истории:

Слайд 28

Если бы вы жили в России, то приверженцем какой идеологии вы бы стали? Объясните мотивы своего выбора.

Предполагаемые ответы учеников.

Проведение дискуссии.

1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2.Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

А теперь, давайте, обратимся к эпиграфу нашего урока - а, именно, к высказыванию Чернышевского: Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте на него, приближайте его.

Как понимаете эти слова? У каждого направления была главная задача - прекрасное будущее России, и каждое из этих направлений делало все для этого возможное.

Учитель литературы: мне интересно было выслушать все ваши мнения. Вы умело вели дискуссию, давали обоснование своим высказываниям. Чтобы узнать уровень понимания вами поставленной проблемы давайте напишем синквейн.

Слайд 29

  • Первая строка – слово – ключевое понятие

  • Вторая строка – три прилагательных к этому слову

  • Третья строка – три глагола

  • Четвёртая строка – ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл понятия

  • Пятая строка – одно слово

Что у вас получилось?

Предполагаемые ответы.

5.

Задание на дом. Рефлексия.

Цели этапа: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить синквейн и завершить работу над таблицей.

Учитель литературы: Домашнее задание (слайд 30).

  • 1) Составить синквейны, которые объединяли материал и истории, и литературы.

  • 2) Завершить составление таблицы

Учитель истории:

- Рефлексия: заканчивая наш урок, я хочу вас спросить…

Учитель истории: слайд 31.

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал новое…

  • На уроке мне было непонятно…

  • Мне захотелось подробнее узнать о…

  • Самым интересным для меня было…

С каким настроением вы уходите с урока ? Нам это очень важно знать. А вот наше настроение.

- Нам было приятно сегодня работать на уроке, но хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с нашего урока (слайды 32-33).



Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Основные направления в развитии общественного движения середины XIX века в России Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». (Взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова)

Основные направления в развитии общественного движения середины XIX века в России

Идейные споры «отцов» и «детей» в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети». (Взаимоотношения

Е. Базарова и П. П. Кирсанова)

◦  Систематизировать материал об общественном движении середины XIX века в России. ◦ Выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Систематизировать материал об общественном движении середины XIX века в России.

Выявить основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей» в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети».

◦ Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы. ◦ Учиться соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, пытаться его понять.

Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы.

Учиться соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, пытаться его понять.

Общественное движение -   движение народных масс, социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно-полезные цели.

Общественное движение - движение народных масс, социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно-полезные цели.

Развитие общественной мысли России к середине XIX века   находилось под влиянием следующих факторов:  - революционное наследие  декабристов;  - сильное давление государства на общественную жизнь;  - пессимизм и отчаяние в некоторой части общества, вызванные поражением декабристов и наступление реакции.

Развитие общественной мысли России к середине XIX века находилось под влиянием следующих факторов: - революционное наследие декабристов; - сильное давление государства на общественную жизнь; - пессимизм и отчаяние в некоторой части общества, вызванные поражением декабристов и наступление реакции.

Конец 20-х – начало 30-х г.г. XIX века – кружковый период   - кружок братьев Критских,  - кружки Станкевича, Сунгурова,  - кружки Герцена и Огарёва.   Все они были разгромлены и отправлены в ссылку.

Конец 20-х – начало 30-х г.г. XIX века – кружковый период - кружок братьев Критских, - кружки Станкевича, Сунгурова, - кружки Герцена и Огарёва. Все они были разгромлены и отправлены в ссылку.

П.Я. Чаадаев   - «Философические письма», первое из которых было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

П.Я. Чаадаев - «Философические письма», первое из которых было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

Консерватизм (от латин. conservatio – охранять, сохранять) - учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Консерватизм (от латин. conservatio – охранять, сохранять) - учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.

Принципы консерватизма: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок . Признавали: 1. Право государства на сильную власть. 2. Право на регулирование экономики.

Принципы консерватизма:

Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок .

Признавали:

1. Право государства на сильную власть.

2. Право на регулирование экономики.

Теория официальной народности

Теория

официальной

народности

Консервативное движение С.С. Уваров - теоретик консервативного движения.  С.С. Уваров – «Теория официальной народности» - официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.  Содержание:  Православие – традиционная ориентация на благо справедливого общества  Самодержавие – единство царя и народа  Народность –единство народа вокруг царя. С.  С. Уваров

Консервативное движение

С.С. Уваров - теоретик консервативного движения.

С.С. Уваров – «Теория официальной народности» - официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.

Содержание:

  • Православие – традиционная ориентация на благо справедливого общества
  • Самодержавие – единство царя и народа
  • Народность –единство народа вокруг царя.

С. С. Уваров

Консерватизм –  общественно - политическое течение сторонников  сохранения абсолютной (самодержавной) монархии,  противников реформирования жизни российского общества . Консерваторы выражали официальную государственную идеологию. Видные представители: публицист М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев. Периодическая печать консерваторов: газета «Московские ведомости». Журнал «Русский вестник». М.Н. Катков: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления; осуждал конституционные устремления либералов. К.П. Победоносцев: вдохновитель консервативной политики, проводившейся в царствование Александра III ; организатор гонений на сектантов и протестантов.  М.Н. Катков К.П. Победоносцев

Консерватизм общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества .

  • Консерваторы выражали официальную государственную идеологию.
  • Видные представители: публицист М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.
  • Периодическая печать консерваторов: газета «Московские ведомости». Журнал «Русский вестник».
  • М.Н. Катков: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления; осуждал конституционные устремления либералов.
  • К.П. Победоносцев: вдохновитель консервативной политики, проводившейся в царствование Александра III ; организатор гонений на сектантов и протестантов.

М.Н. Катков

К.П. Победоносцев

Либерализм (от латинского liberum ) – относящийся к свободе. Принципы: 1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. 2. Право на свободу слова, печати, собраний. 3. Право на участие в решении государственных дел.

Либерализм (от латинского liberum ) – относящийся к свободе.

Принципы:

1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.

2. Право на свободу слова, печати, собраний.

3. Право на участие в решении государственных дел.

Требования к либерализму: 1.Ограничение деятельности государства законом. 2.Провозгласить принцип разделения власти. 3.Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. 4.Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. 5.Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня.

Требования к либерализму:

1.Ограничение деятельности государства законом.

2.Провозгласить принцип разделения власти.

3.Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

4.Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

5.Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня.

Либерализм –  общественно - политическое течение сторонников демократических свобод. Утверждение либеральных идей в России связано с «оттепелью» - со временем подготовки и проведения реформ в царствование Александра II .  Носителем либеральной идеологии в России были просвещенные дворяне, в том числе находящиеся на государственной службе (в Западной Европе – буржуазные слои населения). Александр II Освободитель 1818 - 1881 1855 - 1881 Н. Лавров. Портрет Александра II

Либерализм – общественно - политическое течение сторонников демократических свобод.

  • Утверждение либеральных идей в России связано с «оттепелью» - со временем подготовки и проведения реформ в царствование Александра II .

  • Носителем либеральной идеологии в России были просвещенные дворяне, в том числе находящиеся на государственной службе (в Западной Европе – буржуазные слои населения).

Александр II

Освободитель

1818 - 1881

1855 - 1881

Н. Лавров. Портрет Александра II

Видные деятели: историки и правоведы  К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, публицист  В. А. Гольцев, ученый-юрист С. А. Муромцев Основные идеи: Россия - часть европейской цивилизации Европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти Побудить самодержца к проведению либеральных реформ Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии Методы достижения целей: Коллективные петиции и обращения к властям Либеральная периодическая печать: газета «Русские ведомости», журнал «Вестник Европы» Научно - просветительские общества: «Московское юридическое общество» Муромцева и Гольцева Участие в работе органов местного самоуправления, земств     К. Д. Кавелин Б. Н. Чичерин С. А. Муромцев

Видные деятели: историки и правоведы К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, публицист В. А. Гольцев, ученый-юрист С. А. Муромцев

Основные идеи:

  • Россия - часть европейской цивилизации
  • Европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти
  • Побудить самодержца к проведению либеральных реформ
  • Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии

Методы достижения целей:

  • Коллективные петиции и обращения к властям
  • Либеральная периодическая печать: газета «Русские ведомости», журнал «Вестник Европы»
  • Научно - просветительские общества: «Московское юридическое общество» Муромцева и Гольцева
  • Участие в работе органов местного самоуправления, земств

К. Д. Кавелин

Б. Н. Чичерин

С. А. Муромцев

Самарин Ю.Ф. Грановский Т.Н . Кавелин К.Д . Киреевский И.В.

Самарин Ю.Ф.

Грановский Т.Н .

Кавелин К.Д .

Киреевский И.В.

Идейные споры западников и славянофилов Разработка программы либерального движения Земское движение

Идейные споры

западников и славянофилов

Разработка программы

либерального движения

Земское движение

НИГИЛИСТ –   1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.  2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

НИГИЛИСТ

1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

А.И. Герцен Н.П. Огарев В.Г. Белинский

А.И. Герцен

Н.П. Огарев

В.Г. Белинский

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной. Теоретики народничества – Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен крестьяне заинтересованы в ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения крестьяне будут бороться за землю и волю крестьяне легко усвоят социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию (коллективное владение землей, самоуправление) крестьяне составляют большинство населения России и смогут начать строительство социализма, минуя капитализм Н.Г. Чернышевский 1828-1889 А.И. Герцен 1812-1870 Социализм  – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.

Народничествополитическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Теоретики народничества – Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен

  • крестьяне заинтересованы в ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения
  • крестьяне будут бороться за землю и волю
  • крестьяне легко усвоят социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию (коллективное владение землей, самоуправление)
  • крестьяне составляют большинство населения России и смогут начать строительство социализма, минуя капитализм

Н.Г. Чернышевский

1828-1889

А.И. Герцен

1812-1870

Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.

Бакунин М.А. Лавров П.Л. Ткачев П.Н.

Бакунин М.А.

Лавров П.Л.

Ткачев П.Н.

Марксистское Революционно- демократическое  Народническое 80-е гг. 60-70-е гг. 40-50е гг. К.В.Плеханов П.Б.Аксельрод  М.А.Натансон М.А.Бакунин П.Л.Лавров П.Н.Ткачев Г.В.Плеханов Н.А.Ишутин В.Засулич А.И.Желябов В.Г.Белинский В.Петрашевский А.И.Герцен Н.П.Огарев

Марксистское

Революционно-

демократическое

Народническое

80-е гг.

60-70-е гг.

40-50е гг.

К.В.Плеханов

П.Б.Аксельрод

М.А.Натансон

М.А.Бакунин

П.Л.Лавров

П.Н.Ткачев

Г.В.Плеханов

Н.А.Ишутин

В.Засулич

А.И.Желябов

В.Г.Белинский

В.Петрашевский

А.И.Герцен

Н.П.Огарев

И. С. Тургенев Роман «Отцы и дети».

И. С. Тургенев

Роман «Отцы и дети».

Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция героев.

Философские,

общественно-политические взгляды,

нравственная позиция героев.

«Два поколения, сопоставленные Тургеневым, в его произведении расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие – «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм».  (В. В. Воровский)

«Два поколения, сопоставленные Тургеневым, в его произведении расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие – «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм».

(В. В. Воровский)

Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии  вы бы стали?    Объясните мотивы своего выбора.

Если бы вы жили

в России XIX века,

то приверженцем

какой идеологии

вы бы стали?

Объясните мотивы

своего выбора.

Синквейн:

Синквейн:

  • Первая строка – слово – ключевое понятие
  • Вторая строка – три прилагательных к этому слову
  • Третья строка – три глагола
  • Четвёртая строка – ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл понятия
  • Пятая строка – одно слово
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1) Составить синквейны
  • 2) Завершить составление таблицы
Рефлексия

Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал новое…
  • На уроке мне было непонятно…
  • Мне захотелось подробнее узнать о…
  • Самым интересным для меня было…
Урок окончен!

Урок окончен!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уварова Людмила Викторовна

Дата: 07.01.2020

Номер свидетельства: 534716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства