Учитель истории: - Какие перемены принёс XIX век в российское общество? Главным явлением общественной жизни стал вопрос о направлении развития страны. Участники общественного движения понимали его по-своему, но вначале давайте определимся с понятием «общественное движение». Общественное движение – это движение социальных групп, преследующее социальные, политические, национальные и иные общественно-полезные цели (слайд 4). Давайте вспомним, какие исторические события способствовали возникновению идей, призванных обосновать место и роль России в мировом историческом процессе. На развитие общественной мысли оказали влияние следующие факторы: - революционное наследие декабристов; их выступление дало толчок дальнейшему развитию борьбы с существующими порядками. - сильное давление государства на общественную жизнь; и, как следствие- - пессимизм и отчаяние в некоторой части общества, вызванные поражением декабристов и наступление реакции (слайд 5). Конец 20-х – начало 30-х г.г. XIX века принято называть кружковым периодом. Наиболее известные из них: - кружок братьев Критских, - кружки Станкевича, Сунгурова, - кружки Герцена и Огарёва. Все они изучали западноевропейскую революционную литературу, печатали листовки, в которых высказывали идеи, критикующие существующее правительство. Все кружки были разгромлены и отправлены в ссылку (слайд 6). Одним из первых оппозиционеров был П.Я. Чаадаев. Его «Философические письма» были опубликованы в журнале «Телескоп» в 1836 году и произвели эффект «разорвавшейся бомбы». Основной смысл сводился к тому, что Чаадаев считал, что Россия отстаёт от мирового развития. Она выглядит аномальной страной, история которой противоречит мировому историческому прогрессу. Единственным выходом для России он считает выбор исторического пути, по которому прошли европейские страны. Эти идеи были настолько новыми, что правительство объявило его сумасшедшим. Но результат был: Герцен сравнил «Письма» с выстрелом, который разбудил общество (слайд 7). И это означало, что в стране не удалось подавить инакомыслие. Да. Общественное движение продолжалось, участники его искали пути совершенствования существующего строя. Но понимали они его по-разному. Давайте вспомним, какие направления существовали в общественном движении и обратим внимание на их особенности. Вы заранее были разделены на группы. Каждая получила опережающее задание: составить характеристику направления с показом презентации и довести материал до остальных учащихся. Предлагаю каждой группе выступить со своим материалом, а остальным – делать записи, которые помогут при закреплении данного материала. Учащиеся. Они получали задания для систематизации материала по группам. Каждая группа характеризует свое направление в общественном движении. Ответы сопровождаются презентацией. Выступление 1-й группы: консервативное направление. Учитель истории: - Итак, в чём суть взглядов консерваторов? Предполагаемые ответы учеников (слайды 8-12). Выступление 2-й группы: о либеральном направлении. Учитель истории: - В чём вы видите основную цель либералов? Предполагаемые ответы учеников (слайды 13-18). Выступление 3-й группы: о революционном направлении. Учитель истории: - Каковы средства достижения цели у революционеров. Предполагаемые ответы учеников (слайды 19-24). Учитель истории: - Мы прослушали материал и, чтобы закрепить его, давайте поработаем с таблицей. Закрепление материала проводится коллективно на интерактивной доске в обобщающей таблице. Учитель истории: - К какому выводу мы пришли? В середине XIX века общественное движение было разрозненно и поделено. Отсутствие единства, противоположность взглядов нашло отражение в художественной литературе того периода. Учитель литературы: дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе - Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Чего больше в них: общих или отличительных черт? Работаем по группам. 1. Первая группа учащихся находила общие черты героев. Предполагаемые ответы учеников. -Сильные личности, всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других. -Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов. -Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника. Учитель литературы: на этом сходства и заканчиваются. 2. Послушаем вторую группу. Происхождение и социальная принадлежность героев. Предполагаемые ответы учеников. -П.П.Кирсанов. – дворянин, аристократ , сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал-консерватор . -Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни и мелкопоместной дворянки , студент медицинского факультета Петербургского университета , разночинец, демократ-нигилист . 3 Третья группа о внешности героев. Предполагаемые ответы учеников. -Базаров - человек «Высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки». -П.П.Кирсанов - во внешнем виде его - лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича, как подчеркивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще больше заметен он, когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями. 4 Четвертая группа об особенностях речи героев. Учитель литературы: да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками – это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к следующему пункту. Предполагаемые ответы учеников. -Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения, речь его строго изысканна , однако режет слух то что он часто искажает русские слова на иностранный манер. -Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов. |