kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок 9 класс Тема: «И помнит мир спасенный…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: устный журнал.

Методы обучения: аналитический, поисковой, системные обобщения, словесный, наглядный, интерактивный.

Оборудование урока: интерактивная  доска, настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», схемы, таблицы, портреты героев-казахстанцев, книги-раскладушки «Война в судьбе и воспоминаниях казахстанцев», музыкальный центр.

Используемая литература:

  • Республиканский научно-методический и педагогический журнал «История Казахстана преподавание в школах и ВУЗах ». №3, №5 2005г.
  • «Героям слава». Москва 1984г.
  • Учебник истории Казахстана 9 класс.
  • История Казахской ССР  II том.
  • Журналы «Внеклассная работа в школе».
  • Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия». 
  • Электронная «Большая советская энциклопедия».
  • Газеты «Престиж», «Новая» май 2008г.
  • Материалы из городского музея.
  • «Девушка из легенды» Алма-Ата 1989г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок 9 класс Тема: «И помнит мир спасенный…»»

Интегрированный урок

9 класс

Тема: «И помнит мир спасенный…» (2 часа) – слайд №1

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: устный журнал.

Методы обучения: аналитический, поисковой, системные обобщения, словесный, наглядный, интерактивный.

Оборудование урока: интерактивная доска, настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», схемы, таблицы, портреты героев-казахстанцев, книги-раскладушки «Война в судьбе и воспоминаниях казахстанцев», музыкальный центр.

Используемая литература:

  • Республиканский научно-методический и педагогический журнал «История Казахстана преподавание в школах и ВУЗах ». №3, №5 2005г.

  • «Героям слава». Москва 1984г.

  • Учебник истории Казахстана 9 класс.

  • История Казахской ССР II том.

  • Журналы «Внеклассная работа в школе».

  • Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».

  • Электронная «Большая советская энциклопедия».

  • Газеты «Престиж», «Новая» май 2008г.

  • Материалы из городского музея.

  • «Девушка из легенды» Алма-Ата 1989г.

  • Интернет ресурсы: www.Wikipedia.org. www.km.ru, www.bsi.sci-lib.com, www.historic.ru, www.lyakhov.kz.

Цели:

  1. показать роль казахстанцев в ходе Великой Отечественной войны;

  2. развивать умения анализировать, обобщать, дискутировать, критически мыслить;

  3. воспитывать чувство любви к своей Родине, гордость за свой народ, патриотизм, неприязнь к войне, которая должна быть чуждой человеческой природе.





С труктура урока:





















































План урока

Организационный момент – 1 минута

  1. Изучение новой темы

1 блок – Начало второй мировой войны (1939 год) – 15 минут

2 блок – «Сороковые – роковые» - 15 минут

3 блок – Подвиги партизан – казахстанцев – 5 минут

4 блок – «У войны не женское лицо» - 10 минут

5 блок – «Рабочий класс Казахстана – фронту!» - 5 минут

6 блок – Культура и наука Казахстана в военные годы – 5 минут

7 блок – «Долгожданная Победа!» - 10 минут

  1. Закрепление изученной темы – 20 минут

  2. Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 минут

Ход урока

  1. Звучит фрагмент песни Б. Окуджавы «Одна Победа…»

Эпиграф

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Мы за ценой не постоим.


Учитель: прежде, чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить события, происходившие на территории Казахстана, до Великой Отечественной войны (на интерактивной доске слайд с картой-схемой)

Карта – схема - слайд №2


«Исторические процессы

в первой половине 20 века в Казахстане»




1 блок – слайд №3,4

Блок ведет учитель географии, который дает социально – экономическую характеристику зарубежных стран, завоеванных Гитлером (Польша, Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция, Румыния, Венгрия, Болгария, Югославия) – работа на интерактивной доске.



2 блок – слайд №5

Учитель истории продолжает работу с учащимися на интерактивной доске. Сравнительная таблица «Соотношение сил к 30 сентября 1941 года»



Военная техника

Немецкие войска

Советские войска

Танки

1700

774

Самолеты

1390

677

Численность войск

1800000

1250000

Выступления учащихся с сообщениями (на фоне слайдов о ВОв)


«Москва военная» (подвиги 316-ой Панфиловской дивизии, Тулегена Тохтарова, Малика Габдуллина, Рамазана Амангельдиева, Баурджана Момышулы)

слайды №6,7

«Защитим Сталинград» (подвиги Гания Сафиуллина, Жамбыла Алгадая, Карсыбая Спатаева, сержанта Абдирова) слайды №8,9

«На подступах к Днестру» (подвиги В. Грушко, С Гуляева, К. Ходжаева, сержанта Тасыбаева) слайд №10

«В боях за Ленинград» (подвиги С. Бймагамбетова, Д. Шыныбекова)

слайды №11,12

«Галерея боевой славы» (участники ВОв, жители города Степногорска – Н. Изотов, А. Рыбалко, П. Бондарец, И. Котов, А. Рамазанов, Х. Зарипов).

Выступления Николая Григорьевича Изотова, Андрея Павловича Рыбалко.


слайд №13

3 блок - слайды №14-15

Звучит фрагмент песни «Землянка»

Учитель знакомит учащихся с героями партизанского движения

(Д. Байдаулетовым, Ф. Абдуллиным, К. Кайсеновым, Ф. Озмителем, Н. Сыдыковым).


4 блок – слайд №16

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная!»

Говоря о казахстанском патриотизме, дружбе народов, гражданственности, мы не всегда задумываемся о емкости этих понятий. Древняя земля казахов в разное время рождала немало героев, не пожалевших жизни для сохранения нравственных идеалов, среди которых были женщины.

Идет рассказ учащихся о А. Молдагуловой, М. Маметовой, Х. Доспановой


5 блок – слайды №17,18

Трудящиеся Казахской ССР, как и все народы нашей многонациональной страны, в эти грозные дни еще теснее сплотили свои ряды вокруг Коммунистической партии и Советского правительства. На проходивших митингах и собраниях в городах, селах и аулах республики они выражали готовность самоотверженно выполнить свой священный долг перед социалистической Отчизной.

Сообщения учащихся о помощи рабочего класса Казахстана – фронту.
В годы войны около 1 200 000 казахстанцев ушли на фронт, Таджикистан послал 209 тыс. человек. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых и 4 кавалеристских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков. Уже в первые месяцы войны Германия оккупировала районы, где проживало около 40% населения страны, производилось 68% чугуна, 58% стали и алюминия, 65 – угля, 40 – железнодорожного оборудования. Исход войны во многом зависел от того, как быстро наладится «военная экономика», что было невозможно без тоталитарного перевода промышленности на Восток. Из районов которым угрожал захват было перевезено 1.5 млн. вагонов. В июне-декабре 1941 г. В тыловые регионы было перебазировано 1530 крупных предприятий и цехов. Более 200 из низ были размещены в Казахстане, 30 – в Киргизии, около 100 – в Узбекистане, 20 – в Таджикистане...

Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №1

Таблица

Рост численности рабочего класса в решающих отраслях


Годы

Угольная промышленность

Нефтяная промышленность

Черная металлургия

1941

14355

1714

123

1945

42598

2687

1822


6 блок – слайд №19

Блок ведет учитель искусства.

Перед Великой Отечественной войной народы Советского Казахстана достигли огромных успехов в строительстве новой социалистической культуры. Советская многонациональная культура воспитывала у людей глубокое отвращение к фашизму, агрессии.

В суровые годы войны культурная жизнь не только не прекратилась, а приобрела еще более ярко выраженный целеустремленный характер.

Учащиеся читают отрывок из произведения Жамбыла «Ленинградцы, дети мои».

Учитель знакомит учащихся с культурной жизнью КазССР в годы ВОв.

Монолитное единство, высокий патриотический дух народа, его моральное, культурное и интеллектуальное превосходство над человеконенавистническими идеями фашизма явились основными факторами победы Советского Союза в войне с гитлеровцами.

7 блок – слайды №20,21

Апрель 1945 года – ВОв близится к своему завершению.

30 апреля 1945 года – Гитлер покончил с собой. Гарнизон Берлина сложил оружие.

30 апреля 1945 года в 14 часов 25 минут на Рейхстаге М. Егоровым,

М. Кантария, Р. Кошкарбаевым, Г. Булатовым было водружено красное знамя.

8 мая 1945 год – подписание акта о капитуляции Германии.

Просмотр видеоматериалов о параде Победы в Москве.

  1. Закрепление – слайд №22

    1. Что означают эти слова?

  • Блокада

  • Трудармия

  • План «Барбаросса»

  • Этнический конгломерат

  • «Блицкриг»

  • «Тигры»

  • «Пионер Казахстана»

  • «Советский Казахстан»

  • Фашизм

  • Геноцид


2. «Знаешь ли ты документы?» - слайд №23

О каких событиях идет речь?


... Мы, горняки шахты №41, досрочно выполнив полугодовой план, отвечаем на призыв нашего правительства удвоенным и утроенным самоотверженным стахановским трудом. Мы обязуемся давать Родине сотни и тысячи тонн угля сверх плана...

... Из нашего колхоза сейчас бойцами и командирами Красной Армии служат сорок человек. В любое время мы сможем дать Красной Армии людей, машины, лошадей.... Увеличим выпуск продукции с/х, дадим стране больше хлеба, мяса, масла и других продуктов с/х.

…В период июля — сентября 1941 года, будучи командиром стрелкового батальона, воспитал в бойцах беспредельную преданность своей Родине, добился хорошей боевой подготовки личного состава своего батальона.

…За годы Великой Отечественной войны организовано пять институтов Филиала (химии и металлургии, почвоведения и ботаники, зоологии и зоотехники, астрономии и физики, тропических болезней). Число экспедиционных отрядов Филиала с 32 в 1941 году возросло до 102 в 1944 году.

…Спецпереселенцы обязаны строго соблюдать установленный для них режим и общественный порядок в местах расселения подчиняться всем распоряжениям спецкомендатур НКВД.


3. «Знаешь ли ты даты?» - слайд №24

Историческая россыпь


1.

Начало II мировой войны

Декабрь 1940 года

2.

Начало Великой Отечественной войны

1942 год

3.

День подписания акта о капитуляции Германии

1943 год

4.

Сталинградская битва

22 июня 1941 год

5.

Оборона Ленинграда

1 сентября 1939 год

6.

В каком году принят план «Барбаросса»?

8 мая 1945 год

7.

В каком году КазССР принимала второй поток эвакуированных предприятий?

Февраль 1944 год


8.

В каком году депортировали чеченцев и ингушей?

Осень 1942 года



4. Тесты – слайд №25

1. Строки из письма: «Так как у меня никого нет, то на фронт прошу отправить меня», - написаны:

а) А. Молдагуловой

b) Р. Кошкарбаевым

с) М. Маметовой

d) Д. Тохтаровым

е) К. Кайсеновым


2. Дивизия генерал - майора И.В, Панфилова была сформирована в городе:

а) Алматы

b) Бишкеке

с) Ташкенте

d) Костанае

е) Акмоле


З. Потери СССР в годы Великой Отечественной войны составили:

а) 27 миллионов человек

b) 25 миллионов человек

с) 20 миллионов человек

d) 30 миллионов человек

е) 15 миллионов человек


4. До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. М. Маметова была студенткой:

а) ЖенПИ

b) КазГУ

с) Сельхозинститута

d) КазПи

е) АГМИ


5. Алия Молдагулова на фронте была:

а) Разведчицей

b) Радисткой

с) Пулеметчицей

d) Снайпером

е) Медсестрой


6. Автор стихотворения «Ленинградцы, дети мои!», написанного в

I941 году:

а) Ж. Жабаев

b) С. Мауленов

с) С. Муканов

d) Ж. Саин

е) Г. Мусрепов


7. Южно — казахстанский боец, принимавший участие в обороне знаменитого «дома Павлова» в Сталинградской битве:

а) К. Аманжолов

b) Т. Мырзаев

с) К. Кузин

d) А. Бельгии

е) К. Сатпаев


8. «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва». Эти слова произнес:

а) В. Клочков

b) В. Владимирский

с) Т. Тохтаров

d) И. Панфилов

е) Е. Рыков


9. Генерал — майор И.В. Панфилов командовал:

а) 238- ой стрелковой дивизией

b) 73-ей стрелковой дивизией

с) 316-ой стрелковой дивизией

d) 30-ой стрелковой дивизией

е) 8-ой стрелковой дивизией


10.В 1943 году с инициативой строительства подводной лодки «Комсомолец Казахстана» выступила сельская молодежь:

а) Западного Казахстана

b) Южного Казахстана

с) Северного Казахстана

d) Восточного Казахстана

е) Центрального Казахстана


III. Подведение итогов урока.

Ученик читает отрывок, из стихотворения Р. Рождественского

Помните! Через века, через года — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны,

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!

Заключительное слово учителя – слайд №26

Война — это гибель родного, кров без людей, люди без крова.

Война — это черное, гнусное дело: тело без ног, ноги без тела.

Война — это тысяч разлук причина: сын без отца, отец без сына.

Война — это слезы, зола и стужа: муж без жены, жена без мужа.

Война — это тучи пепла и смрада: стада без лугов, луг без стада,

Война — это кровь, эпидемия горя, пороха дым, селенья в огне.

И вновь разгореться не дадим войне!


Вечная слава героям великой Отечественной войны, труженикам тыла, низкий им поклон.

День Победы — великий день! Он — памятник павшим, награда живым. Мы, родившиеся после этого великого дня, не знаем, что такое война. Но нет на земле человека, который бы не чтил и не помнил тех, кто выстоял и победил в жестокой битве с фашизмом.

Выставление оценок. Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок 9 класс Тема: «И помнит мир спасенный…»

Автор: Лукашенко Валерия Леонидовна

Дата: 03.11.2021

Номер свидетельства: 590388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства