kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индустриальное развитие России на рубеже 19-20 веков как этап модернизации страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~«Индустриальное развитие России на рубеже   XIX – XX веков
как  этап модернизации России».
(Урок проводится в классе социально-экономического профиля обучения)
Цели урока
1. Способствовать формированию представлений учащихся об особенностях социально-экономического развития России на рубеже  XIX – XX веков, о повторяющейся логике «модернизационных скачков» России в XVIII – XX в.
2. Способствовать развитию аналитического мышления, интерпретационных умений учащихся.
3. Содействовать развитию  у учащихся  интереса к отечественной истории как предпосылке для формирования гражданского сознания и активной общественной позиции. 
Тип урока – урок изучения нового материала.
На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить по материалам курса истории России (10 класс) следующие сюжеты:
- последствия Петровских реформ (особенно – экономических);
- российская бюрократия (в теме «Эпоха Николая I).
Оборудование -  карта «Россия в начале XX в.», мультимедиапроектор, презентация «Особенности  российской индустриализации на рубеже XIX – XX веков».
План урока  (урок рассчитан на 2 учебных часа)
I.  Организационный момент.
II. Формирование мотивации и определение целей и задач урока.
Активизация опорных знаний.
III.  Изучение нового материала:
1. Источники и содержание индустриального скачка конца XIX – начала XX в.
2. Особенности российской индустриализации
А) Особенности структуры промышленности
Б) Роль иностранного капитала («плюсы» и «минусы»)
В) Роль государственного участия («плюсы» и «минусы»)
Г) Техническая отсталость
Д) «Взрывной» характер индустриализации и его социальные
     последствия
IV. Закрепление  изученного материала
V. Домашнее задание
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индустриальное развитие России на рубеже 19-20 веков как этап модернизации страны »

7














Учебно-методическая разработка

урока по истории России в 11 классе

«Индустриальное развитие России на рубеже XIX – XX веков

как этап модернизации России»

учителя истории школы № 410

Пушкинского района Санкт-Петербурга









Маноцкова Платона Александровича,

высшая квалификационная категория













Тема урока

«Индустриальное развитие России на рубеже XIXXX веков

как этап модернизации России».

(Урок проводится в классе социально-экономического профиля обучения)

Цели урока

  1. Способствовать формированию представлений учащихся об особенностях социально-экономического развития России на рубеже XIX – XX веков, о повторяющейся логике «модернизационных скачков» России в XVIII – XX в.

  2. Способствовать развитию аналитического мышления, интерпретационных умений учащихся.

  3. Содействовать развитию у учащихся интереса к отечественной истории как предпосылке для формирования гражданского сознания и активной общественной позиции.

Тип урока – урок изучения нового материала.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить по материалам курса истории России (10 класс) следующие сюжеты:

- последствия Петровских реформ (особенно – экономических);

- российская бюрократия (в теме «Эпоха Николая I).

Оборудование - карта «Россия в начале XX в.», мультимедиапроектор, презентация «Особенности российской индустриализации на рубеже XIX – XX веков».

План урока (урок рассчитан на 2 учебных часа)

  1. Организационный момент.

  2. Формирование мотивации и определение целей и задач урока.

Активизация опорных знаний.

  1. Изучение нового материала:

  1. Источники и содержание индустриального скачка конца XIX – начала XX в.

  2. Особенности российской индустриализации

А) Особенности структуры промышленности

Б) Роль иностранного капитала («плюсы» и «минусы»)

В) Роль государственного участия («плюсы» и «минусы»)

Г) Техническая отсталость

Д) «Взрывной» характер индустриализации и его социальные

последствия

  1. Закрепление изученного материала

  2. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Формирование мотивации и определение целей и задач урока. Активизация опорных знаний



Вступление учителя

Начиная с XVI века и по сегодняшний день, Россия несколько раз оказывалась в ситуации, когда необходимо было искать и находить ответ на один и тот же, по сути, глобальный вызов, а именно: цивилизационное отставание от Запада.

Попыткой «ответа», предпринятой Иваном IV, стала Ливонская война, затеянная для выхода в Балтийское море. Война обернулась военным и экономическим крахом, кровавой опричниной, далее – Смутой, на преодоление последствий которой ушел весь XVII век.

Вновь и, на этот раз успешно, эту задачу решал Петр I.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Каковы основные реформы Петра I?

  2. Каковы итоги реформ?

  3. Какова историческая цена этих реформ?

В ходе фронтальной беседы учащиеся называют

- главнейшие преобразования Петра I: создание регулярной армии и флота, десятикратный рост мануфактурного производства, «Табель о рангах», европеизация управления, образования, быта;

- итоги реформ: победа в Северной войне, вхождение Российской империи в ряды великих держав Европы, т.е. петровская «революция сверху» позволила России совершить модернизационный скачок, а значит, ответить на вызов истории;

- о цене реформ: жестокие методы, применяемые Петром, огромные масштабы затрат людских, финансовых и прочих ресурсов.



Учитель напоминает учащимся, что вопрос о цене петровских реформ лучше всего рассматривать через сопоставление процессов модернизации в России и в Европе. В ходе направляемой фронтальной беседы формулируются следующие выводы.

– По внешним признакам (особенно развитию мануфактурной промышленности) петровские реформы повторяют процесс европейской модернизации.

– Но! Существуют важнейшие различия

Таблица 1.



Европа

Россия

1

Экономика

Полномерная частная собственность на средства производства

Накопление и распределение ресурсов осуществляется через конкурентный рынок

+

Вольнонаемный труд

Как следствие,

тенденция интенсивного развития

экономики

Частное предпринимательство не развито, необходимые для мануфактур ресурсы государство собирает методом редистрибуции («отнять и поделить»).


Государственная монополия на большую часть промышленной продукции.


Подневольный труд даже на частных производствах.


Рост преимущественно за счет экстенсивных факторов


Неизбежное (в перспективе) отставание от стран с интенсивно развивающейся экономикой ( что и произойдет в 19 веке и приведет к поражению в Крымской войне).

2

Социальная сфера

Развитие свободы личности, защита частных интересов

Жесткое сословное деление, тотальное закрепощение людей, никакой свободы личности


3

Политическая сфера

Постепенное становление гражданского общества и правового государства

Деспотизм власти, всевластие и произвол бюрократии



Далее учитель напоминает, что именно вследствие противоречивости петровских реформ Россия вновь столкнулась с «вызовом отставания», ответом на который стали Великие реформы Александра II и последовавшая за ними индустриализация (рассмотрение каковой и является темой нашего урока).

Подведение итогов фронтальной беседы

Предваряя переход к изучению нового учебного материала и несколько забегая вперед, учитель приводит следующие рассуждения:

- Внутренняя противоречивость петровских реформ привела, как уже вспомнили выше, к повторению ситуации вызова, аналогичного прежнему по сути.

- Поиск ответов на этот «вызов» произошел в той же логике, т.е. приоритет государства в экономике и, как следствие, преобладание экстенсивного характера экономического развития при минимуме политической модернизации. И, как итог, - политическая катастрофа начала XX века, усугубленная еще одной особенностью российской модернизации – «взрывным» характером индустриализации и проистекающим отсюда феноменом под названием «массовое общество» (но это - отдельная тема, рассмотрение которой предстоит в ближайшем будущем).

- Ответом на новый «вызов отставания» станет сталинская индустриализация, но доведенная до максимума: предельное огосударствление экономики и тоталитарный политический режим. В итоге: поначалу впечатляющий рост промышленного производства, превращение в сверхдержаву, контролирующую чуть ли не полмира. Но далее – те же «грабли»: нарастающее отставание от интенсивных экономик Запада, нарастающее истощение ресурсов, развал экономики и крах всей политической системы.

А это значит, что Россия вновь стоит перед необходимостью отвечать на «вызов отставания». Каким будет ответ? Опять по тому же кругу или принципиально новым? От ответа на этот вопрос зависит будущее России.

И чтобы снова не наступить на те же «грабли», чтобы преодолеть эту дурную повторяемость, всем – от правителей до граждан – а значит, и нам с вами надо во всем этом разобраться. И поможет нам история. В том числе и сегодняшний урок.



  1. Изучение нового материала

Лекция учителя, учащиеся получают задание составить развернутый план-конспект в тетрадях.

  1. Источники и содержание индустриального скачка конца XIX – начала XX в.

Исходный тезис: крайняя противоречивость структуры экономики – сосуществование бурно развивающейся индустриализации в промышленности (при этом в промышленности тоже есть сильные структурные перекосы) и крайне отсталого (полуфеодального) сельского хозяйства.

Промышленность. Бурная индустриализация.

Источники:

  1. Расширение внутреннего рынка благодаря реформам 60-70-х годов (особенно благодаря отмене крепостного права).

  2. Приток иностранных капиталов.

  3. Активное государственное финансирование промышленности (целенаправленные усилия С.Ю. Витте).

Достижения промышленности:

  1. Железнодорожное строительство: 1-е место в мире по протяженности железных дорог. Транссиб. КВЖД. Рекордные темпы. Железные дороги – это спрос на металл, уголь, вагоны, паровозы и т.п.; стимул для развития соответствующих производств; рост емкости внутреннего рынка(!).

  2. Мощный подъем, модернизация старых отраслей (металлургия – бронированный флот, тяжелая артиллерия, рельсы).

  3. Появляются новые отрасли в машиностроении, развивается текстильная, пищевая промышленность …

  4. Складываются новые промышленные районы ( помимо Урала):

-Петербургский ( машиностроение, металлургия, текстиль),

-Москва (легкая промышленность, машиностроение),

-Подмосковный,

-«Южная дуга»: Баку (нефть) – Донбасс (уголь) – Южная Украина (металлургия) – Одесса (порт).

5. Высокие темпы промышленного роста (1-2 место в мире по темпам роста ВВП.

6.Высокие показатели (1-2 место в мире) темпов и уровня концентрации производства. Начало 900-х годов – появление монополий ( Продамет, Продуголь, Продвагон).

Параллельно с промышленным ростом происходит концентрация банковского капитала.

  1. Особенности российской индустриализации

А) Особенности структуры промышленности

- очень велика доля ремесленного производства в общем объеме промышленной продукции;

- преобладание легкой промышленности над тяжелой (по объему капиталовложений, суммарной стоимости продукции, числу занятых);

- крайне слабое развитие ряда жизненно важных отраслей (станкостроение, химия, электротехника, приборостроение и т.п.); чрезмерная зависимость от импорта соответствующей продукции.

Б) Роль иностранного капитала («плюсы» и «минусы»)

Велика доля иностранного капитала (в ряде отраслей до 80-100%). Ввозится предпринимательский капитал из Англии, Германии, Бельгии (привлекают источники сырья и дешевая рабочая сила) и ссудный капитал, особенно из Франции.

Главная причина импорта капитала – нехватка национальных частных капиталов для инвестирования в промышленность. Приток иностранных капиталов позволил осуществить индустриальный скачок, на российских предприятиях, принадлежащих иностранным владельцам, внедряются новейшее оборудование и технологии (плюсы).

Но есть и минусы. Сильна зависимость:

а) экономическая: во время мирового кризиса начала 1900-х гг. резко сократились западные кредиты и инвестиции в Россию – обвальный спад российской экономики – революция 1905 г.; сходная ситуация во время Мировой войны – революция 1917 г.

б) политическая: втягивание России в военно-политический союз с Англией и Францией (Антанта).



В) Роль государственного участия («плюсы» и «минусы»)

Очень велика роль государства в промышленности (слияние элиты чиновной, промышленной, банковской).

Проявления:

- Крупный госсектор (почти все железные дороги, казенные военные заводы) государство регулярно выкупает в казну частные железные дороги, крупные заводы (напр. Путиловский). - Государственные военные заказы. - Государственные субсидии и льготные кредиты частным предприятиям. - Протекционизм в таможенной политике.

Оценка государственного участия в промышленности:

- с одной стороны, именно государственное регулирование в сочетании с иностранными капиталами обеспечивает сверхиндустриализацию.

С другой стороны – «минусы» госрегулирования:


  • Избирательность, не всем достается гос. «пирог» - неизбежны уродливые структурно-отраслевые перекосы



  • Коррупция высшей государств. администрации, распределяющей заказы





  • Экономическая и политическая зависимость буржуазии от власти (самодержавной!), политическая слабость и несамостоятельность русской буржуазии

Беседа с уч-ся:

В чем вред всевластия бюрократии?


- неэффективность

- коррупция

-реакционность

- гасится конкуренция – тормозится технический прогресс. Фабриканты Морозов, Прохоров, внедрявшие на своих предприятиях новейшую технику, - «чудаки» на общем фоне технической отсталости.


Г) Техническая отсталость – парадоксальная особенность на фоне индустриального бума

Причины: уродливая структура промышленности, «минусы» госрегулирования, дешевая рабочая сила, что позволяет предпринимателям и без технических новшеств обеспечивать приемлемую конкурентоспособность своих товаров.

Д) «Взрывной» характер индустриализации и его последствия.

- Темпы промышленного роста и темпы концентрации производства были столь велики, что фаза индустриализации совпала с фазой монополизации (в европейских странах и США эти фазы были разнесены по времени)

- «Взрывной» характер индустриализации ведет к массовой маргинализации населения, создавая опасную социальную напряженность.

  1. Закрепление изученного материала

Уточнение основных пунктов развернутого плана рассмотренной темы с использованием презентации (PowerPoint)

  1. Домашнее задание

Оформить развернутый план-конспект темы.













МаноцковП.А. Учебно-методическая разработка урока



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Индустриальное развитие России на рубеже 19-20 веков как этап модернизации страны

Автор: Маноцков платон Александрович

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства