kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игнатьева Валентина Сергеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Барлы? о?ушыларды? ?й тапсырмасын  д?рыс ??ынып шы?ар?анын аны?тау,  білімдегі кемшіліктерді  жою

?йге  берілген тапсырманы? де?гейін ай?ындау, білімдегі  кемшіліктерді ж?не оны? себептерін ай?ындау, табыл?ан кемшіліктерді жою

М??алімні?  жеделдігі, оны? іскерлігіні? ма?саты, м??алім саба?та о?ушыларды? к?бінде ?й тапсырмасын тексеруге бол Материалды? к?лемімен сапасын т?рді ?дістермен тексеру; о?ушыларды? ойлау ?абілеттерін тексеру; жалпы о?уды? білім мен да?ыдыларыны? ??растырылу д?режесін тексеру; о?ушыларды?  жауаптарын жалпылау;  білім, іскерлік, да?дыларын ба?алау атын ?дістерді  ?олдануы

О?ушыларды?  фактілерді, ??ымдарды, ережелерді ?зара салыстыру  іскерліктері; жа?а материалды?  басты идеясын ?сыну іскерліктері, басты ??ымдарды? на?ты  ерекшеліктерін ай?ындау  іскерліктері; оларды на?тылау; о?ушыларды? белсенділігі

Ж?мысты? мазм?ны? оны? ж?йелігі мен т?сілдерін асы?пай, шыдамдылы?пен т?сіндіру; кезенні? саба? ішінде міндетті  ж?не  ж?йелі т?рде орындау; о?ушылар?а ?ыс?а н?с?аулар ар?ылы ?й тапсырманы ?алай орындау керектігін т?сіндіру іскерлігі; ?й тапсырмасына  танымды?  есептерін ж?не  с?ра?тарын е?гізу; ?йге  берілетін  о?у материалын дифференциалдап іріктеу; репродукция (берілгенді  ?дайы ??діру (воспроизвести)); лгоритм (??сас есепке есеп шы?ару); шы?армашылы? (ойлап шы?ар, ??састы?ты тап, зертте)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игнатьева Валентина Сергеевна »

1.Тема: Из истории государства и права казахского народа.

 

2.Цель: познакомиться с зарождением права на территории Казахстана.

 

3.Задачи:

-Образовательная: рассмотреть что является источником правовой системы.

-Развивающая: вспомнить законы Чингиз-хана, Касыма, Есима и Тауке-хана.

-Воспитательная: расширение кругозора учащихся и воспитание казахстанского патриотизма.

 

4. План урока:

1.      Источники правовой системы.

2.      Семейной право.

3.      Становление национальной правовой системы.

 

4.   Ход урока:

4.1  Организационный момент

4.2  Знакомство с новой темой.

Казахское обычное право представляет собой совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения казахского общества в прошлом.

Начало государственности казахского народа было положено - саками, уйсунами, канглами.

В VI-VII вв. на территории Казахстана существовал Тюркский каганат, который в последствии распался на западный и восточный. Каждый каганат назывался- Эль.             

Политическая система Тюркского каганата



                            Выбирался              Хакан ( правитель)

 


                             Беки, Тарханы ( Высшие должностные лица)





                                                          Общество 




Баи       Шигай(бедняки)         Таты( зависимые крестьяне)    Кул и Кун (рабы)

Наряду правовыми обычаями у тюрков существовали еще и тору - название закона. Каганы были наделены не всей полнотой власти, каганы считали себя представителями Тенгри.

В тюркском обществе муж был хозяином дома, скота и всего имущества. По закону старшие сыновья получали свою долю имущества и отделялись, чтобы жить самостоятельно. Младший сын оставался вместе с родителями и считался наследником отца.

Были известны следующие виды преступлений - кровная месть, барымта. грабеж, убийства.

Главным источником казахского права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычный «адат». Однако в течении 12 века источники казахского обычного права изменялись. Можно выделить три источника:

1. обычай («адат» или «зан»).

2. практику судов биев («бийдын билиги»).

3. положение съезда биев («ереже» )

Ереже- положения, принимаемые судами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти руководящие постановления сами затем становились источником права. «Ереже», как правило, содержали и новые формы материального права).

У каждого племени были свои территории. А внутри племени также были деления по участкам- то есть по родоплеменным делениям.

Племена кочевали по по своим землям в зависимости от сезонов

Самостоятельное задание:

Начертить таблицу и вызвать ученика:

Пастбища

Весеннее

Летнее

Осеннее

Зимнее

Коктеу

Жайляу

Кузеу

Кыстау

 

Многие правовые понятия тюрков вошли в государственно-правовую жизнь последующих политических образований.

 

 

В 960 году Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией Ислам.

Кем был Муса каган? ( правитель караханидов)

Мусульманские правовые и политические идеи вошли в государственную и правовую жизнь тюркских народов.  Свидетельством этому является появление новых слов и понятий. Н-р:

Хукык- право

Мемлекет-государство

Как известно в 13в. Было татаро-монгольское нашествие в связи с этим поменялась вся правовая и государственная система.


Хан (Глава)


Государственные должности занимали Чингизиды (султаны) относились к группе Торе

Народ

В 1206 году был принят сборник законов монголов - «Ясы Чингизхана» эти законы были распространены  на завоеванные  страны  и  регулировали  политические,  экономические  и социальные отношения.

Самое строгое наказание применяемое в то время было смертное наказание. Была введена единая налоговая система.

При Касым хане в Казахском ханстве была проведена систематизация правовых обычаев и норм -«Касым ханным каска жолы» («Чистый путь Касым хана»). В XVIII в. Тауке хан при помощи трех биев создал новый сборник законов «Жеты-Жаргы». Была запрещена кровная месть, полномочия султанов и биев, социальная защита бедных слоев населения. Есим хан сделал акцент на военную демократию. Это связано с Джунгарским нашествием.

«Жеты Жаргы», являлось сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни:

- земельные тяжбы;

- споры из-за вдовы;

- споры из-за куна;

- воспитание детей и брачные отношения;

- ответственность за преступления;

- межродовые споры;

- обеспечение национальной безопасности.

 

Опираясь на «Жеті Жарғы», народные обычаи и судебную практику прошлых времен, Бии создали систему права, вполне отвечающую требованиям казахского кочевого общества.

В материалах по казахскому обычному праву, опубликованных Семипалатинским областным статистическим комитетом в 1886 году, сказано, что, «Киргизы не различают деяний преступных, безнравственных и религиозных. Все эти категории проступков сливаются у них в одну группу деяний: совершаемых человеком по злой воле, вследствие подстрекательств злого духа, шайтана, который безусыпно старается принести человеку какой-либо вред, то, истребляя скот, то, причиняя боли и огорчения, то, наконец, направляя его деятельность на худые поступки».

Таким образом, суровость наказаний за убийство и членовредительство смягчалось разрешением уплачивать «кун» или выкуп крови. «Кун» (с персидского «кун» - кровь) в обычном праве казахов - плата за убийство виновными, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести. Помимо индивидуальной ответственности существовала коллективная ответственность.

У  казахов того времени не были известны тюрьмы и общественные работы, и до присоединения Казахстана к России применялись следующие основные виды наказания:

- смертная казнь;

- телесные наказания;

- позорящие наказания;

- «кун» (выкуп за убийство);

- «айып» (штраф);

- отдача в рабство;

- выдача обидчика в услужение потерпевшему;

- выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников;

- конфискация у обидчика всего имущества;

- изгнание обидчика из общины.

 

Наиболее распространенным и детально разработанным наказанием за проступки и преступления был «айып» - штраф, который выплачивался обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб.

Относительно возраста субъекта преступления тоже существуют разные мнения. Одни считали, что ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет, опираясь на поговорку тех времен: «В 13 лет человек – хозяин своего очага». В других найденных и опубликованных исследованиях говорится... «К наказанию за преступления плетьми полагается мужской пол с 13 лет, а женский пол с 9 лет от роду, не достигших же тех лет, наказывают розгами, но вообще с малолетних никаких исков не взыскивается».

5. Закрепление пройденного материала:

1.Как вы считаете, какие элементы национального права можно было бы ввести в современную правовую систему?

2.  Назовите монгольские и казахские элементы национального права?

6. Подведение итогов

Оценки за активность

7. Домашнее задание

Земля Чингиз-хана -деления на улусы

Правитель

 

 

 

Территория

 

 

 

 

Сообщение 3 людям:

·         Адат

·         Жеты жаргы

·         Касым ханным каска жолы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Игнатьева Валентина Сергеевна

Автор: Игнатьева Валентина Сергеевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства