Просмотр содержимого документа
«Игнатьева Валентина Сергеевна »
1.Тема: Из истории государства и права казахского народа.
2.Цель: познакомиться с зарождением права на территории Казахстана.
3.Задачи:
-Образовательная: рассмотреть что является источником правовой системы.
-Развивающая: вспомнить законы Чингиз-хана, Касыма, Есима и Тауке-хана.
-Воспитательная: расширение кругозора учащихся и воспитание казахстанского патриотизма.
4. План урока:
1. Источники правовой системы.
2. Семейной право.
3. Становление национальной правовой системы.
4. Ход урока:
4.1 Организационный момент
4.2 Знакомство с новой темой.
Казахское обычное право представляет собой совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения казахского общества в прошлом.
Начало государственности казахского народа было положено - саками, уйсунами, канглами.
В VI-VII вв. на территории Казахстана существовал Тюркский каганат, который в последствии распался на западный и восточный. Каждый каганат назывался- Эль.
Политическая система Тюркского каганата
Выбирался Хакан ( правитель)
Беки, Тарханы ( Высшие должностные лица)
Общество
Баи Шигай(бедняки) Таты( зависимые крестьяне) Кул и Кун (рабы)
Наряду правовыми обычаями у тюрков существовали еще и тору - название закона. Каганы были наделены не всей полнотой власти, каганы считали себя представителями Тенгри.
В тюркском обществе муж был хозяином дома, скота и всего имущества. По закону старшие сыновья получали свою долю имущества и отделялись, чтобы жить самостоятельно. Младший сын оставался вместе с родителями и считался наследником отца.
Были известны следующие виды преступлений - кровная месть, барымта. грабеж, убийства.
Главным источником казахского права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычный «адат». Однако в течении 12 века источники казахского обычного права изменялись. Можно выделить три источника:
1. обычай («адат» или «зан»).
2. практику судов биев («бийдын билиги»).
3. положение съезда биев («ереже» )
Ереже- положения, принимаемые судами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти руководящие постановления сами затем становились источником права. «Ереже», как правило, содержали и новые формы материального права).
У каждого племени были свои территории. А внутри племени также были деления по участкам- то есть по родоплеменным делениям.
Племена кочевали по по своим землям в зависимости от сезонов
Самостоятельное задание:
Начертить таблицу и вызвать ученика:
Пастбища
Весеннее
Летнее
Осеннее
Зимнее
Коктеу
Жайляу
Кузеу
Кыстау
Многие правовые понятия тюрков вошли в государственно-правовую жизнь последующих политических образований.
В 960 году Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией Ислам.
Кем был Муса каган? ( правитель караханидов)
Мусульманские правовые и политические идеи вошли в государственную и правовую жизнь тюркских народов. Свидетельством этому является появление новых слов и понятий. Н-р:
Хукык- право
Мемлекет-государство
Как известно в 13в. Было татаро-монгольское нашествие в связи с этим поменялась вся правовая и государственная система.
Хан (Глава)
Государственные должности занимали Чингизиды (султаны) относились к группе Торе
Народ
В 1206 году был принят сборник законов монголов - «Ясы Чингизхана» эти законы были распространены на завоеванные страны и регулировали политические, экономические и социальные отношения.
Самое строгое наказание применяемое в то время было смертное наказание. Была введена единая налоговая система.
При Касым хане в Казахском ханстве была проведена систематизация правовых обычаев и норм -«Касым ханным каска жолы» («Чистый путь Касым хана»). В XVIII в. Тауке хан при помощи трех биев создал новый сборник законов «Жеты-Жаргы». Была запрещена кровная месть, полномочия султанов и биев, социальная защита бедных слоев населения. Есим хан сделал акцент на военную демократию. Это связано с Джунгарским нашествием.
«Жеты Жаргы», являлось сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни:
- земельные тяжбы;
- споры из-за вдовы;
- споры из-за куна;
- воспитание детей и брачные отношения;
- ответственность за преступления;
- межродовые споры;
- обеспечение национальной безопасности.
Опираясь на «Жеті Жарғы», народные обычаи и судебную практику прошлых времен, Бии создали систему права, вполне отвечающую требованиям казахского кочевого общества.
В материалах по казахскому обычному праву, опубликованных Семипалатинским областным статистическим комитетом в 1886 году, сказано, что, «Киргизы не различают деяний преступных, безнравственных и религиозных. Все эти категории проступков сливаются у них в одну группу деяний: совершаемых человеком по злой воле, вследствие подстрекательств злого духа, шайтана, который безусыпно старается принести человеку какой-либо вред, то, истребляя скот, то, причиняя боли и огорчения, то, наконец, направляя его деятельность на худые поступки».
Таким образом, суровость наказаний за убийство и членовредительство смягчалось разрешением уплачивать «кун» или выкуп крови. «Кун» (с персидского «кун» - кровь) в обычном праве казахов - плата за убийство виновными, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести. Помимо индивидуальной ответственности существовала коллективная ответственность.
У казахов того времени не были известны тюрьмы и общественные работы, и до присоединения Казахстана к России применялись следующие основные виды наказания:
- смертная казнь;
- телесные наказания;
- позорящие наказания;
- «кун» (выкуп за убийство);
- «айып» (штраф);
- отдача в рабство;
- выдача обидчика в услужение потерпевшему;
- выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников;
- конфискация у обидчика всего имущества;
- изгнание обидчика из общины.
Наиболее распространенным и детально разработанным наказанием за проступки и преступления был «айып» - штраф, который выплачивался обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб.
Относительно возраста субъекта преступления тоже существуют разные мнения. Одни считали, что ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет, опираясь на поговорку тех времен: «В 13 лет человек – хозяин своего очага». В других найденных и опубликованных исследованиях говорится... «К наказанию за преступления плетьми полагается мужской пол с 13 лет, а женский пол с 9 лет от роду, не достигших же тех лет, наказывают розгами, но вообще с малолетних никаких исков не взыскивается».
5. Закрепление пройденного материала:
1.Как вы считаете, какие элементы национального права можно было бы ввести в современную правовую систему?
2. Назовите монгольские и казахские элементы национального права?