kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идеология в период застоя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Казахстана в 9 классе. Является первым в серии последовательных уроков по истории Казахстана. Урок по разделу "Казахстан в 70-80 гг.

 

ТЦУ - рассказать об идеологическом обосновании политики слияния наций, раскрыть смысл национальной волюнтаристской политики КПСС в Казахстане, рассказать о значении деятельности организации «Жастулпар», книге О. Сулейменова «Аз и Я»

Рассмотреть события 1979 года в Целинограде, как явление, отражавшее кризис национальной политики КПСС.  

- Развивать навыки работы в группе, самостоятельного анализа учебного материала.

- Способствовать формированию гражданского сознания, активной гражданской позиции, воспитанию толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идеология в период застоя »

ТЕМА: ИДЕОЛОГИЯ В ПЕРИОД ЗАСТОЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КПСС.


ТЦУ - рассказать об идеологическом обосновании политики слияния наций, раскрыть смысл национальной волюнтаристской политики КПСС в Казахстане, рассказать о значении деятельности организации «Жастулпар», книге О. Сулейменова «Аз и Я»

Рассмотреть события 1979 года в Целинограде, как явление, отражавшее кризис национальной политики КПСС.

- Развивать навыки работы в группе, самостоятельного анализа учебного материала.

- Способствовать формированию гражданского сознания, активной гражданской позиции, воспитанию толерантности.


Тип урока: комбинированный (изучение нового материала на основе пройденного).

Метод: интерактивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично- поисковый).

ФОПД: индивидуальная, коллективная, групповая. Взаимодействие учитель-ученик, ученик-ученик, ученик- И.О.

Оборудование: электронный учебник, тесты, слайд-презентация.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Каждый выбирает для себя -

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Сегодня на уроке мы поговорим о выборе – выборе политиков, выборе национально- демократической интеллигенции, народа.

Тема урока: «Идеология в период застоя и национальная политика КПСС». (слайд).

Но, прежде, повторение пройденного материала в форме тестирования. Работу выполнять в тетрадях для контрольных.


2. Контроль домашнего задания в форме тестирования.

1.Какое количество целинных земель было распахано в Казахстане к на­чалу августа 1954 года?

А) 6,5 млн. га.

В) 13,4 млн. га.

С) 28 млн. га.

D) 25 млн. га.

Е) 7,5 млн. га.

2. Для освоения целинных земель в Северный Казахстан в 1954-1955 го­дах прибыло 650 тысяч человек. В действительности же требовалось:

А) 130 тысяч.

В) 230 тысяч.

С) 270 тысяч.

D) 180 тысяч.

Е) 500 тысяч.

3.Выделите негативные последствия освоения целинных и залежных зе­мель:

А) Развивалась эрозия почв.

В) Нарушен экологический баланс.

С) Привело к сокращению сенокосных и пастбищных угодий.

D) Земли изы­мались для застройки населенных пунктов.

Е) Все перечисленное.

4.Назовите главные причины отставания животноводства в годы освое­ния целинных и залежных земель:

А) Недостаточная материально - техниче­ская база.

В) Использование нежизненных экономических законов.

С) Сокращение в результате распашки пастбищных угодий.

D) Последствия насильственной коллективизации.

Е) Все перечисленное.



5.Какое количество скота насчитывал Казахстан к 1960 году?

А) 20 млн. голов.

В) 36,4 млн. голов.

С) 46,4 млн. голов.

D) 50 млн. голов.

Е) 54 млн. голов.

6.Почему реформы Н.С. Хрущева были обречены на провал, в том числе и на территории Казахстана?

А) В Казахстане его никто не поддерживал.

В) В политике проведения реформ отсутствовал науч­ный прогноз.

С) В республике не хватало денег.

D) Его скоро сместили с поста 1 Секретаря КПСС.

Е) Реформы были направлены против интересов народа.

7. В каком году была проведена денежная реформа?

А)1950г.

В) 1949г.

С) 1948г.

Д) 1947г.

Е) 1946г.

8.Средняя заработная плата в1965 году составляла:

А)29,8 руб.

В) 45 руб.

С) 62 руб.

Д) 97,4 руб.

Е) 100 руб.

9.Когда с казахстанской земли стартовал первый космонавт человечества Ю.А. Гагарин?

А) 12 апреля 1959 года.

В) 12 апреля 1960 года.

С) 12 апреля 1961 года.

D) 12 апреля 1962 года.

Е) 12 апреля 1965 года.

10.В 1946 году была создана АН Каз. ССР. Кто был избран первым президентом Академии?

А) Н. Назарбаев

В) С. Вавилов

С) К. Сатпаев

Д) М. Ауэзов

Е) О. Сулейменов

11. Какую часть составили населения Казахстана казахи в 1959 г.?

А) 85%.

В) 56%.

С) 43%.

D) 34%.

Е) 29%.

12.За период 1950-1965г.г. число НИИ, их филиалов и отделений выросло с 34 до

А) 52

В) 54

С) 62

Д) 72

Е) 84

13.Группа учёных под руководством К.И. Сатпаева была удостоена Ленинской премии за

А) составление металлогенической и прогнозной карты.

В) открытие АН Каз ССР.

С) открытие факультета философии.

Д) внедрение в народное хозяйство 900 научных разработок.

Е) открытия в области языкознания.

14. Руководящую и направляющую роль в политической системе в 50-60-е годы играла

А) КПСС

В) Профсоюзы
С) ВЛКСМ

Д) Пионерская организация

Е) ДОСААФ

15. В каком году дал первую продукцию Усть- Каменогорский свинцово-цинковый комбинат?

А) 1954г.

В) 1952г.

С) 1949г.

Д) 1947г.

Е) 1946г.

16.До начала 60-х годов в Казахстан вернулось 200 тысяч репатриантов из

А) России

В) США

С) Вьетнама

Д) Китая

Е) Узбекистана

17. В 1955 году в составе Верховного Совета Казахской ССР было депутатов

А) 300

В) 450

С) 400
Д) 500

Е) 700

18. Курорты, дома отдыха, культурные учреждения находились в ведении

А) партии

В) профсоюзов

Д) республиканских ведомств

С) комсомола

Е) союзных министерств

19.Новая Конституция Казахской ССР была принята

А) в декабре 1977г.

В) в марте 1978г.

С) в апреле 1978г.

Д) в марте 1979г.

Е) в марте 1980г.

20. 6-я статья Конституции СССР, принятой в 1977 году узаконила

А) права человека

В) право республик на выход из состава СССР

С) статус КПСС, как руководящей и направляющей силы советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций

Д) руководящую роль Советов

Е) права диссидентов

3. Вводная беседа.

Мы продолжаем изучение темы «Казахстан в голы застоя».

-Что означает это понятие «застой»? К какому периоду его относят?

- Как в странах социалистического содружества реагировали на потерю авторитета КПСС?

-Приведите факты, свидетельствующие о стремлении социалистических государств изменить ситуацию в своих странах.

- Какое заявление было сделано Л Брежневым на торжественном собрании в 1967 году? В чём значение этого заявления?

- Что утверждала статья 6 Конституции 1977 года?

- Когда была принята Конституция Казахской ССР?

Мы можем сделать вывод о том, что все преобразования, происходившие в СССР и в Казахской ССР в частности, носили формальный характер. Командно-административная система, возглавляемая КПСС, тормозила демократические реформы, опасаясь потери власти. К середине 80-х годов СССР превратился в гигантскую империю с огромной военной мощью, но замедляющимися темпами экономического развития и невысокой социальной обеспеченность населения. В стране нарастали проблемы.

Наша задача: изучить, какова была ИДЕОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КПСС В ПЕРИОД ЗАСТОЯ, Запишите тему.

4. Работа по теме с использованием электронного учебника.

-идеологическое обоснование политики слияния наций;

-противодействие национальной интеллигенции;

-«Жас тулпар».

-«Аз и Я» О. Сулейменова.

-события в Целинограде.

5. Беседа по итогам работы с электронным учебником Работа в группах.


Гр. 1. –Какую задачу в плане решения национальных проблем ставил хрущёвско-брежневский аппарат?

-Что представляет собой подлинный интернационализм?

-Какими тезисами прикрывалась партийная администрация, ущемляя национальные интересы народов СССР?

-Приведите факты, что пропагандируемое в 70-е годы двуязычие было формальным.

-Как относилась национальная интеллигенция к политике ассимиляции и что предпринимала?

-Охарактеризуйте первое неофициальное объединение.


Гр.2 - Какие объединения ещё были созданы в Казахстане? Чем они занимались?

–Как к созданию неформальных объединений относились власти?

- Значение деятельности неформальных объединений.

- Почему неформальные объединения прекратили свою деятельность?

- В чём выражалась главная задача деятельности партийно-государственных структур в 70- начале 80-х годов?

- Почему книга О. Сулейменова была запрещена?


Гр. 3. – Когда и кем было принято решение о создании немецкой автономии?

- -Кто возглавил комитет по формированию автономии?

- Какие области предполагалось включить в состав автономии , какой город должен был стать центром автономии?

- Когда и где состоялся митинг против автономии?

- Кто и почему выступил против автономии?

- Как отреагировали власти на проведение выступлений?


Примерные ответы:

- Ассимиляция народов и народностей СССр стала принимать устойчивый характер. Хрущёвско-брежневский аппарат решил сформировать на одной шестой суши «исторически новую общность людей - советский народ».


- Подлинный интернационализм представляет собой понимание интересов своей и других наций.


-Ущемляя национальные интересы , коммунистическая администрация прикрывалась тезисами о «полном и основательном решении национального вопроса», о «вечной дружбе народов», о «сближении и слиянии наций и народов».


-Русским языком владело 60% казахского населения, казахским языком- менее 1% русского населения.


- Казахская национальная интеллигенция выражала протест против политики ассимиляции и создавала неофициальные объединения, целью деятельности которых было возрождение национальной культуры.


-Первое неофициальное объединение «Жас тулпар» было создано казахской молодежью, обучавшейся в Москве в 1963 году. Идейным вдохновителем и организатором был М.Ауэзов. Насчитывало объединение около 800 студентов.


- В Караганде было создано общество «Жас казах», в Семипалатинске «Тайшубар». Молодёжь организовывала лекции, концерты, пытаясь пробудить национальное самосознание масс.


- Официальные власти к созданию подобных объединений относились отрицательно, но это не смогло погасить национально- патриотические идеи казахов.


-Деятельность молодёжных организаций оказала влияние на развитие общественно-полититической мысли, способствовала росту национального самосознания казахской молодёжи. Идеи национальной свободы отразились в исторических романах казахских писателей.


-Ужесточение политической системы вынудило участников неофициальных организаций прекратить свою деятельность.


- Главным направлением деятельности партийно- государственных структур стала в 70-е –начале 80-х годов борьба против национализма и местничества.


- Книга О. Сулейменова «АЗ и Я» историко-лингвистического содержания, опубликованная в 1975 году вскоре была изъята из продажи, библиотек, запрещено её новое издание. Книга была названа националистической, пантюркистской, антирусской и в целом вредной. Главной причиной запрета стало то, что автор высказал мысль о значительном влиянии тюрков на жизнь восточных славян и что произведение «Слово о полку Игореве» возникло на стыке славянского и тюркского этнического мира и в нём нашли отражение ценности двух соседних культур.


-Решение о создании немецкой автономии в Казахстане было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС весной 1979 года.


-Комитет по формированию автономии возглавил первый заместитель Кунаева –А.Коркин.


-В состав автономии предполагалось включить территории Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, Кокчетавской областей, центром автономии должен был стать город Ерементау.


-16 июня 1979 года на площади им. Ленина в городе Целинограде состоялся митинг с участием молодёжи, выступавшей против создания автономии.19 июня 1979 года в митинге приняли участие ветераны войны, труда, аксакалы. Руководители области заверили народ, что никакой автономии в городе не будет.


-Причиной выступления стал тот факт, что в многонациональной республике создание государства в государстве, не считаясь с мнением народа, было не только вопиющим ущемлением интересов народа, но и противоречило законам.


- Партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы информация о событиях в Целинограде не получила распространения. Участники митингов не привлекались к ответственности. Это было свидетельством нарастающих кризисных явлений в партийно-государственном аппарате и воэрастающем влиянии демократических сил.



Подводя итоги всему вышеизложенному можно сказать, что идеология решала задачу сохранения авторитета КПСС в условиях нарастающих кризисных явлений, но идеи национального возрождения пробивали себе дорогу, несмотря на командно-административное руководство и волюнтаристские решения.



Домашнее задание – параграф24, устно ответить на вопросы в конце параграфа.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Идеология в период застоя

Автор: Лошак Александр Николаевич

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства