Данная работа представляет собой урок-лекцию по краеведению для учащихся школ и техникумов. Может быть также использована и во внеурочной деятельности. В работе изложена история ямского промысла в городе Торжке Тверской области 19 века, отдельно изложен материал про упряж лошадей, колокольчики и бубенчики, видах гужевого транспорта.Использованы материалы местных краеведов и книги В.Ф. Кашковой "Пушкинский путеводитель: Москва, Тверь, Санкт-Петербург".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ямской промысел города Торжка »
Лекция по краеведению
Ямской промысел города Торжка.
План:
1. История возникновения ямского промысла.
2. Упряжь лошадей. Колокольчики и бубенчики.
3. Виды гужевого транспорта.
4. Ямская слобода в г. Торжке.
5. Почтовая станция и гостиница Д.С. Пожарской.
1. История возникновения ямского промысла.
Ям (тюркское слово) – почтовая станция в 13-18 вв. на которой происходила смена лошадей. Ямы были учреждены в период Золотой Орды, для ее связи с окраинами. После распада Золотой Орды ямская система в России сохранилась.
1550 г. – учреждение в России Ям. Они располагались на расстоянии 40-50 верст друг от друга, где ставились верстовые столбы. Выполнение задания по перевозкам было возложено на крестьян. Их стали называть «ярыжками». Видимо отсюда происходит присказка: «Что я рыжий?», то есть особенный.
Ямская повинность (повоз) – государственная повинность сельского и городского населения на Руси и в России в X-XVIII вв. для организации перевозок лиц, состоящих на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Людей выполняющих ямскую повинность стали называть ямщиками.
Ямщик (от монгол.) «ямчи» - проводник и «дзям» - дорога, устаревшее слово «ямской охотник» - человек, занимающийся грузовыми и пассажирскими перевозками на гужевом транспорте.
Избрание охотника закреплялось особым актом, выбором, в котором обозначались обязанности ямщика..
Каждый год ямщику полагалась полная казенная «справа» - яркий наряд, чтобы издали видели: «почтарь», а не какой-нибудь «лапотник» едет!
Ладные, статные, голосистые ямщики знали себе цену, любили в порядке содержать свою одежду: «армяки» форменные темно-зеленого цвета с плисовыми отворотами», - на лето, «армяки темного сукна на теплом подбое» - для зимы, войлочные шляпы летние, шапки с малиновым верхом, опушенные мехом, - зимой. Обязательной деталью «справы» был длинный красный кушак, который в 3 обхвата опоясывал армяк. К головному убору полагался почтовый медный «знак», который ямщик всегда чистил до блеску..
С 1500 года известны «ямские деньги» - один из основных государственных налогов в России XVI века. Наряду с ним с 1613 года были введены «большие ямские деньги» - тяжелейший прямой налог в XVII.
В 1567 году был образован Ямской приказ. Действовал до начала XVIII и. ведал организацией перевозок, службой ямщиков, сбором налогов.
В Петровскую эпоху (указ 1702 года) ямщики стали пользоваться значительными привилегиями, на каждый почтовый стаж давалась «выть», то есть участок от 19 до 32 десятин земли для выпаса лошадей, сенокосов и посевов овса. Ямщицкое сословие освобождалось от рекрутского набора и военного постоя , местные власти должны были взять под охрану ямщиков от разбойных нападений в пути.
Благоустройство главного почтового тракта началось в основном с конца 10-х годов XVIII века. Путь из Москвы в Петербург проходил через следующие станции Ямы: Москва – Клим – Тверь – Торжок – В.Волочек – Зимогорье – Новгород – Чудово - Тосно - Петербург.
Но прошли те времена, когда легко находились охотники брать подряд на строительство и содержание почтовых заведений – хлопотное и неприбыльное стало это дело.
.
2. Упряжь лошадей. Колокольчики и бубенчики.
Существовали разные способы запрягания лошадей.
Самым распространенным была «русская тройка». С помощью двух оглобель, дуги и постромок из кожи – лошади соединялись с возком , телегой, каретой.
Главным отличием ямской троечной сбруи являются украшения не только дуги, но и звуковое сопровождение в виде колокольчиков и бубенчиков.
-
Колокольчики разделялись по толщине стенок на плотные (толстые) и обыкновенные, а по форме поверхности – на граненые (грани на юбке и тулове (дужные), либо только на юбке (сибирские и гречушные).
Бубенцы были распространены не меньше, чем колокольчики. Бубенец, бубенчик, шаркунец, громотунчик, позвон, позвонец, бýхарь, воркун, балабончик – это металлический шарообразный колокольчик с дробинкой (2-мя) внутри. Бубенчики помещались на ошейник, в виде широкого поясного ремня, который застегивался сверху. Число бубенцов могло быть 7,9,11.
О колокольчиках и бубенцах речь особая…
Ну как не вспомнить пушкинских строк:
Еду-еду в чистом поле,
Колокольчик динь – динь – динь,
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин…
«По дороге зимней, скучной», по весенней оттаявшей земле, по осеннему полю, схваченному морозцем, где проложил расторопный мужик короткий путь, летит птица-тройка. Звенит колокольчик под дугой коренника, мелодичным побрякиванием отвечают ему бубенцы.
3. Виды гужевого транспорта.
О дорожных экипажах упоминает «Дорожник» И. Глушкова. Находим главу «О разных способах езды, экипажах и платеже прогонов». Итак: «В России дорожные ездят на почтовых, на вольных и долгих…– одним словом, экипажи на все случаи жизни и на все времена года, всего 20 видов.
Езда в телеге требовали мужества и отличного здоровья. Обратимся к свидетельству современника А.С. Пушкина Н.Д. Дурново, который делает запись в своем дневнике о спешной поездке из Петербурга в Москву с военным донесением летом 1812 года:
«В полночь мы отправились в путь на скверной телеге. Я испытываю муки и готов повесить того, кто изобрел этот проклятый экипаж… Буквально падаю от усталости. Это жестоко – в свои 18 лет трястись в телеге. Нужно иметь железное здоровье, чтобы оно выдержало…»
Виды гужевого транспорта:
1). Карета – закрытый со всех сторон большой четырехколесный экипаж на пружинных рессорах.
2) Дормез (разновидность кареты) от фр. «dormir» спать. Дорожная карета, в которой можно лежать (спать) в пути при длинных переездах.
3) Дилижанс (разновидность кареты) - просторная многоместная общественная карета, предназначенная для платной перевозки пассажиров в городе и между городами. На крыше тоже устраивались места для багажа. Ходили по расписанию.
4) Коляска – известна с XVII века (от общеслав. «коло» - колесо). Четырехколесная повозка имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей, но была открытой, или с откидным верхом.
5) Бричка – легкая дорожная разновидность коляски. Была снабжена откидным половинчатым верхом, запрягалась как правило 3-кой лошадей.
6) Кибитка – простая дорожная повозка типа телеги, но с гнутым верхом. Крыша из кожи или грубой ткани натягивалась в виде полуцилиндра на дуги из прутьев. Позади кибитки находились запятки, где сидел слуга.
7) Шарабан (с фран. char ábancs) – повозка со скамейками – открытый четырехколесный экипаж с поперечными сидениями в несколько рядов.
8) Возок (от «воз», «возить») – кругом закрытая дорожная повозка на полозьях, с дверцами и конами. То есть карета на полозьях вместо колес.
9) Сани – открытая повозка на двух низких полозьях, запрягавшиеся в одну лошадь, парою или тройкою.
10)Сани-розвальни – были снабжены отводами – боковыми брусками для устойчивости. Сани (славян. «сань») – полоз, змея.
11). Телега – четырехколесная повозка без рессор.
Теперь мы видим, из чего мог выбирать путник в начале XIX века.
-
4. Ямская слобода в г. Торжке.
Каждого кто выезжал в древний Торжок, встречала Ямская слобода, шумная, трудовая, готовая накормить, обогреть, выручить из беды, только плати, поторапливайся, не скупись!
Она началась от бывшего Васильевского монастыря и тянулась через все Затверечье, образуя главную магистраль левобережной части города. Слобода стала заселяться в конце XV-начале XVI веков.
В одной из писцовых книг начала XVIII века в Левобережье среди пяти существовавших «концов» был назван Ильинский с Ямской слободой, где селились в основном «охотники», то есть ямщики, занимавшиеся почтовой гоньбой по своей доброй воле. 1668 г. – через Ям г. Торжка проследовала первая почта. В 1774 году – в Яме г. Торжка насчитывалось уже 77 дворов.
Окончательно Новоторжская ямская слобода сложилась в первой трети XVIII века, когда потребовалось благоустроить старый почтовый тракт от Москвы до новой столицы. Широкая мощеная улица, на которой легко могли разъехаться две кареты, запряженные четверкой лошадей, Ямская казалась главной в городе, хотя в его состав вошла только во второй половине XIX века.
В конце XVIII – начале XIX веков, когда почтовая гоньба достигает своего расцвета, в Торжке насчитывалось 1135 человек ямщицкого сословия, из них – 594 мужчины, которые составляли ядро артелей.
Всего в Торжке на рубеже XVIII – XIX веков проживало около 10 тысяч человек.
Новоторжские ямщики занимались в основном двумя видами промысла: почтовой гоньбой и «вольным наймом». «Вольные» ямщики имели своих лошадей с полной упряжью и несколько видов повозок: телег, бричек, дрожек, саней. Часто в слободе они содержали и постоялые дворы .
Из поколения в поколение передавалось в ямщицких семьях искусство бойкой ямской гоньбы, состоявшее в отличном знании норова лошади и состоянии самой дороги .Стойко перенося все превратности пути, ямщики старались беречь своего кормильца – лошадь, при первой возможности давали ей отдых, порой забывая о себе. И если в артели заводился «живодер», его с позором изгоняли.
Сохранился список артели ямщиков Новоторжского стана, составленный в 70-е годы XIX века:
«Староста артели – Алексей Грезнов. Ямщики – Федот Федотов – 32 лет, Михаил Осипов – 33 лет, Ефрем Лазунский – 19 лет, Николай Кузнецов – 28 лет, Петр Телешев – 23 года, Нил Акундинов – 40 лет, Ефрем Губанов – 34 года, Федор Ефимов – 33 лет».
Обратим внимание на возраст ямщиков. Все это народ молодой, но уже опытный, девятнадцатилетний среди них один.
Нелегка была ямщицкая служба, она требовала хорошего физического здоровья и терпения, деловой сметки и рук мастера. нередко приходилось ямщику и экипаж из грязи вытаскивать, и дорогу гатить, чинить упряжь. Но для ямщика труднее было выносить побои и зуботычины, вошедшие на дорогах в обиход.
Перелистаем «Историю села Горюхино» А.С. Пушкина, вспомним простодушный рассказ Ивана Петровича Белкина, рисующий путешествие по проселочной дороге одной из центральных губерний России – Нижегородской, Псковской ли, Тверской ли – «все едина суть»:
«Хотя я нрава от природы был тихого, но нетерпение увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мною, что я поминутно погонял своего ямщика, то обещая ему на водку, то угрожая побоями, и как удобнее было мне толкать его в спину, нежели вынимать и развязывать кошелек, то, признаюсь, раза три я ударил его, что отроду со мною не случалось…»
И все-таки при всех невзгодах ямщик гордился своим занятием, звание свое нес с почетом, со службы не уходил, пока силы были.
Во второй половине 19 века происходит постепенная ликвидация ямского промысла из-за строительства Николаевской железной дороги. Ямщики перешли к занятию ремеслами. Ямская слобода в начале 20 века переименовывается в Ямскую улицу и под таким названием существует до 1920 года, ныне улица Э. Дзержинского.
4. Почтовая станция и гостиница Пожарских.
О повести Пушкина «Станционный смотритель» вспоминаешь каждый раз, когда проходишь мимо почтового дома на бывшей Ямской в Торжке. Воображение переносит в далекое прошлое, когда здесь стояли десятки экипажей, хлопотали ямщики и старосты артелей, отбивались почтосодержатели от проезжающих, выслушивая жалобы на плохой прием.
Сейчас на этом месте стоит двухэтажное здание, в котором размещалась почта почти до начала 40-х годов XX века.
В 70-е годы XVIII века, когда по единому плану застраивалась Дворцовая площадь, на месте старого дома ямской станции было возведено несколько построек, предназначавшихся для почтовой экспедиции: двухэтажный почтовый дом, построенный в стиле барокко, одноэтажный каменный для почтальонов, ямская изба и конюшни, находившиеся во дворе, обнесенном кирпичной стеной..
Перемена лошадей производилась на каждой почтовой станции. В «Карманном почтовом путеводителе» строго указывалось: «Никто не имеет права принуждать почтарей без перемены лошадей ехать более одной станции,. Обыкновенные проезжающие в летнее время – до 10, в зимнее – 12, в осеннее – 8 верст в час».
Следовательно, все проезжавшие по Московско-Петербургскому шоссе непременно делали остановку у почтовой станции в Торжке, проводили здесь определенное время в ожидании лошадей.
Чтобы мысленно представить, как выглядела станция, ее внутренние помещения, воспользуемся описаниями почтовых станов, встречающимися в произведениях Пушкина, великолепного знатока дорожного быта, и его современников.
«По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю… Тут он (смотритель ) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель, так же как и горшков с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, прочие предметы…»
«Прочих предметов» было немного: большой стол, который мыли и скоблили добела, широкие лавки у стен, два-три кресла, диван, козлы у печки для просушки шалей и шуб, неизменный самовар, который не успевал остывать…
Каждая почтовая станция обладала своей «приманкой», но у Торжка была особенная: золотное шитье, доведенное новоторками до высот подлинного искусства, заставляло каждого, в ком был вкус и живая душа, открытая навстречу прекрасному, восхищаться изделиями мастериц, покупать их, невзирая на высокую цену,останавливаясь в гостинице Пожарских.
В самом деле, нет ни одного путеводителя, составленного в 20-40-е годы XIX века, где бы не воздавалась хвала гостинице с ее трактиром и сафьяновой лавкой.
Александр Сергеевич однажды провел воскресное утро в гостинице Пожарских. Это было 20 августа 1833 года. Он приехал сюда накануне вечером вместе со своим другом С.А. Соболевским, которому он когда-то советовал: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай (именно котлет!) и отправься налегке…»
Со времен слава гостиницы Пожарского начала тускнеть. После смерти Дарьи Евдокимовны Пожарской (2 мая 1854 года) все ее имущество, в том числе и гостиница, было продано с аукциона за долги.
Гостиница Пожарских – путевой временный приют.
Здесь останавливались А.С. Пушкин, С.Т. Аксаков, Н.В. Гоголь!
Идешь сейчас по старой Ямской и пытаешься воскресить прошлое. Это не так уж трудно – у него есть свидетели. Доживают свой долгий век (многие – почти двухсотлетний) дома-старички, бывшие ямские избы, постоялые дворы, торговые лавки..
А теперь осталось вообразить Летит по Ямской тройка! У коренника заливается под дугой валдайский колокольчик, у пристяжных выпевают свою песню бубенцы, горит на солнце «златокованая» упряжь, лихо сидит на облучке молодой ямщик. «Пади!» - слышится его крик…