Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Учащиеся знакомятся с важнейшим в истории Греции фактом: колонизацией VIII-VI вв. до н.э. Причинами её были абсолютное и относительное малоземелье, создавшее избыточное население, социальная борьба между знатью и демосом, особенности греческой экономики, заставлявшей искать внешние рынки, где можно было приобрести зерно в обмен на ремесленную продукцию, вино и масло.
В результате колонизации товарные культуры " виноград и оливки" вытесняют в Греции зерновые, расцветает ремесленное производство и морская торговля. Благодаря колонизации смягчались социальные противоречия среди свободного населения Греции. Возрастает роль городского и сельского демоса в политической жизни городов-государств, складывается национальное самосознание эллинов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: Вигасин А.А и др. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение. Карта «Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.
План урока
Причины греческой колонизации.
Основание колоний.
Жизнь в колониях.
Северное Причерноморье.
Ход урока.
I.Вступительная часть.
Представьте себе ситуацию, некий путешественник рассказывает вам о дальних землях, которые он когда-то видел. И вы услышите примерно следующее «А ещё есть на севере земли, где в непроходимых лесах обитают рыжеволосые будины, поедающие шишки. А в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) - аргипеи, питающиеся только молоком и черешней. В самих горах обитают люди с козьими ногами. А ещё есть земли, где живут громадные муравьи величиною с собаку. Живут они в песчаной местности, роют себе жилище под землёй и выносят на поверхность золотой песок». Представьте себе, какой странный рассказ. Первое, что вам придёт в голову, что этот путешественник никаких далёких стран не видел и скорее всего не покидал пределы собственного дома, поэтому и рассказывает вам небылицы. Но ведь именно такие небылицы передавали друг другу в качестве правдивых рассказов древние греки, так что же получается, греки никогда не покидали пределов своих полисов. Нет, греки были очень смелыми путешественниками, просто далеко не все земли они видели сами, поэтому верили слухам, но уж те государства, с которыми они торговали и воевали, греки изучили досконально. А ближайшие территории греки не только изучали, но и активно заселяли.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего мира основывал свои колонии.
Выслушав ответы, учитель сообщает: « В период с VIII-VI века до н.э. греки организовали великое множество поселений на территории других государств. Поселения эти назывались колонии. И сегодня мы поговорим об этом процессе»
II. Изучение нового материала.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.
Постановка проблемы.
Казалась, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Некоторые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. Люди уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.
Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? Почему происходило это переселение, и к каким результатам привело?
III. Получение нового знания.
Посмотрите, в названии темы и пункта плана у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь.
Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах? (ответыучеников). Вы назвали группы, занимавшие разное положение. Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему?
После того как будут высказаны предположения, учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы.
Представьте себе, что вы оказались в Коринфе-богатом торговом городе. Здесь собрались несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает Родину.
- Я – Бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах. Каменистая малоплодородная почва. Сколько не работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду своё счастье.
- У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю не стать бы рабом должником. Решил я бросить заложенный участок и родную деревню.
Тут к разговаривающим крестьянам подходят два хорошо одетых грека.
- Мы торговцы. Верные люди рассказали нам, что в заморских странах охотно меняют пшеницу на греческие товары. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.
В разговор вмешивается ткач-ремесленник.
- Я навсегда покинул родной город, так как я поднял демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали вверх, и мне пришлось бежать.
Почему греки покидали свои полисы?
Ученики должны назвать следующие причины:
1). Нехватка земли.
2). Угроза голода.
3). Угроза долгового рабства.
4). Стремление разбогатеть.
5). Борьба демоса и знати.
Названные причины необходимо записать в тетрадь.
И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. По разным причинам вы вынуждены покинуть родину. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя – помочь выстроить план действий по выводу колоний.
Посмотрите внимательно на карту (учебник стр.151).
Афинский мыслитель Сократ, шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Подумайте, что он имел ввиду?
Действительно, греческих колоний было много, но можно выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего.
Определите эти направления по карте. Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное.
Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию (учебник Вигасина А.А и др.) и опишите место расположения будущего города. Почему колония строилась на берегу моря? (для удобства торговли). Что продавали и покупали греческие купцы?
Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков.
Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему? Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. Данный вопрос можно рассмотреть на основе чтения текста учебника (стр. 152-154).
Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию - Элладой.
Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом? (Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию).
Греческие колонии становились независимыми городами-государствами-полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город».
Учитель задаёт вопросы: «Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»
В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. ( Колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих осознать себя единым народом, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло).
Подведение итогов урока.
Почему происходило переселение, каковы были результаты?
Домашнее задание: 32, вопросы и задания к параграфу устно, задания в рабочей тетради.
Литература.
А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.