kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Греческая колонизация. Урок-исследование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории Древнего Мира по теме "Греческая колонизация". Выполнен в соответствии с ФГОС. Упор сделан на деятельность учеников. Учащиеся сами формулируют тему урока, сами планируют предстоящую дееятельность, составляя план урока. Решают проблемную задачу, работая в группах с историческими текстами. В архифе содержится технологическая карта урока, презентация, приложения с заданиями, рабочий лист урока, музыкальный файл, карточки для проведения игры и карточки с названиями групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока истории

ФИО учителя

Антипова Татьяна Викторовна

Класс

5

Тип урока

Усвоение новых знаний

Тема

Греческая колонизация

Цель

создать условия для формирования представления о колонизации на примере основания греческих поселений по берегам Средиземного и Черного морей.

2 вар. создать условия для формирования представления о греческой колонизации как важнейшем явлении в истории и ее последствиях.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины, направления, последствия греческой колонизации;

- устройство колонии,

- взаимоотношения между колонистами и местными жителями и с метрополией;

- раскрыть значение понятий: колонизация, колония, метрополия, варвары, эллины, Эллада.

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой и хронологией;

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- продолжить развитие речи учащихся, формирование навыков общения, изложения собственной точки зрения.

Воспитательные:

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности;

- способствовать развитию навыка работы в группах, установлению дружеских отношений между детьми


Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- читать историческую карту;

- раскрывать и объяснять причины греческой колонизации;

- характеризовать жизнь и быт в греческой колонии, взаимоотношения с варварами;

- представлять последствия греческой колонизации;

- уметь давать определение понятиям: колонизация, колония, метрополия, варвары, эллины, Эллада.












Личностные: (личностные УУД)

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- понимание культурного многообразия мира, освоение культурного наследия античности, уважение к истории других народов мира;

- формирование навыка самооценки, воспитание чувства само и взаимоуважения.


Метапредметные:

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, умение выделять главное (стратегия смыслового чтения), умение делать выводы, а также оформлять ее в схемы, таблицы др.;

- построение логических рассуждений, установление причинно-следственные связи;

- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, давать определение понятиям и подводить информацию под понятие;

- умение работать с картосхемой.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- организовывать самоконтроль и взаимоконтроль, планирование и регулирование деятельности.

Коммуникативные УУД:

- готовность к сотрудничеству с соучениками: умение вести диалог, формулировать вопросы, аргументировать свою точку зрения, умение слушать друг друга, осуществлять взаимоконтроль;

- умение полно и четко выражать свои мысли

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Греческая колонизация VIIIVI в. до н.э.»;

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: « Греческая колонизация VIIIVI в. до н.э»;

Мультимедийная аппаратура, доска, компьютер;

Презентация, рабочие листы.


УМК

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА



Этап урока

(название, время)


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД


  1. 1. Орг. Момент

(1 мин.)

Слайд 1 Звучит музыка. Садитесь. «Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!» - Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня мы совершим путешествие, в ходе которого вы многое узнаете и многому научитесь, поможет нам в этом рабочий лист, который лежит у каждого на парте.




2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

(4 мин.)

Проводит беседу по вопросам:

Слайд 2 В путешествиях всегда помогает карта. Наш путь лежит из Мурманска в Грецию. Где находится Мурманск? Где Греция? Какие моря находятся на этом пути?

Слайд 3 На берегах южных морей ученые-археологи находят черепки - кусочки старинных амфор, мраморные колонны, греческие монеты. Как вы думает, как они попали туда?


Слайд 4 На карте Греция обозначена красным цветом, а что обозначено зеленым цветом? Процесс образования новых поселений на других землях можно назвать колонизацией.

Итак, мы говорим сегодня о греках и колониях, основанных ими на берегах Черного и Средиземного моря.

Какой процесс мы будем изучать сегодня на уроке?


Слайд 5 Молодцы, ребята. Вы сами сформулировали тему сегодняшнего урока, используя свои знания.

Просит сделать первую запись в раб.листе (тема урока).


Работают с картой:

От Баренцева моря к Черному, через проливы в Средиземное море.



Ученики предлагают свои версии, например, греки путешествовали или торговцы продали это местному населению.



Предполагают: греки начинают расселяться на другие земли и основывать там поселения – колонии.



Формулируют тему урока:

Греческая колонизация.

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение.



3. Мотивационно-целевой. Создание проблемной ситуации. Планирование деятельности.

(5 - 7 мин.)

Учитель вводит учащихся в затруднение с помощью подводящего диалога. Предлагает учебно-практическую задачу:

Слайд 6 А знаете ли вы, что в нашем городе была улица Колонизационная? Как она появилась здесь, у нас на севере?

Это связано с историей нашего края. Пять столетий назад началась колонизация, заселение Кольского севера русскими переселенцами, возникли первые постоянные поселения на Терском берегу – Кольский погост, Умба, Варзуга.

Колонизация Кольского севера - процесс освоения и заселения пустующих земель.


Слайд 7 У понятия «колонизация» есть разные значения:

1. Захват чужой страны, насильственное превращение ее в колонию.

2. Заселение и хозяйственное освоение пустующих земель своей страны.

3. Основание поселений в какой-либо стране с целью развития земледелия и торговли.

Какое из 3х значений относится к понятию греческая колонизация? Для чего греки основывали свои колонии (Цель):

- чтобы подчинить чужие земли;

- чтобы торговать;

- чтобы осваивать новые территории;

Что такое греческая колонизация?

Вот главный проблемный вопрос урока.


Слайд 8 Чтобы ответить на главный вопрос урока, нам нужно составить план работы. Соотнесите вопросы слева с планом справа.

Слайд 9 План.

1. Причины греческой колонизации.

2. Жизнь в греческих колониях.

3. Значение греческой колонизации.







Где мы можем найти ответы на эти вопросы? Что будет являться нашими источниками на уроке?




Ученики могут предположить, что греки добрались сюда. Кто-то, может быть, назовет правильный ответ, что это связано с освоением, колонизацией Севера.

























Выполняют задание по составлению плана. Предполагают основное содержание изучения темы. Определяют, каких знаний недостаточно и где их надо найти.

– причины, по которым греки покидали родину, кто уезжал;

- где создавались новые поселения;

- как они жили на новых землях, чем занимались;

- как складывались отношения греков с местным населением;

- каково было значение греческой колонизации.

- карта, учебник, источник, иллюстрация.

Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для постановки учебной задачи.

Регулятивные:-Определять цель, проблему в учебной деятельности.

-Выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, формировать навыки анализа, осознание роли зарождения античного мира.


4. Поиск решения проблемы – первичное усвоение новых знаний.

(10 - 12 мин.)

Разбивает класс на группы, организует работу в группах. Контролирует деятельность учеников, отвечает на возникающие вопросы.

Слайд 10 Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Чтобы определить вид исследования для своей группы вы будете тянуть жребий. Этот обычай тоже пришел к нам из Греции. Греки верили, что такой выбор, это не воля случая, а воля богов.

Выдает задания с рабочими листами.

Группа «Картографы»: Определяет направления греческой колонизации и основные колонии, используя карту.

Группа «Аналитики»: Определяет причины греческой колонизации, определяет ее участников, анализируя текст.

Группа

«Архивариусы»:

Характеризуют жизнь колонистов, их занятия, отношения с местными жителями и с Грецией, используя источники.

Группа «Экономисты»:

Выясняет, чем торговали греки-колонисты, используя текст источника.


Ученики выбирают старшего группы, тянут жребий. Проводят работу в группах.

Читать историческую карту, анализировать её данные. Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков. Характеризовать важные факты истории древней Греции. Классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выбирать средства для достижения цели из предложенного.

Коммуникативные: организовывать учебные взаимодействия с одноклассниками в группе, определять способы взаимодействия, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные:

-стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-сравнивать объекты;

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-давать определения понятиям.

Личностные: выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.


5.Осмысление, вывод по проблеме – первичная проверка понимания.

(12-15 мин.)

По завершении работы предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом для заполнения рабочего листа.


Учитель задает уточняющие вопросы:

Слайд 11 Начнем с группы Картографов:

Вы рассмотрели карту «Греческая колонизация в VIIIVI вв. до н. э.», изучили ее легенду, выполнили задания. Давайте, проверим.

1. Что изображено на карте?

2. Назовите крупнейшие греческие полисы.

3. Назовите основные направления греческой колонизации в VIIIVI вв. до н. э. относительно сторон горизонта.

4. Назовите наиболее известные колонии.


Слайд 12 На западном направлении корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полуостровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.



Слайд 13 Группа «Аналитики» поможет разобраться с причинами колонизации. Греческие государства хорошо развивались, но часть греков вынуждена была покидать родину.

  1. Кто покидал Грецию?

  2. Почему они уезжали далеко в неведомые страны?






Слайд 14 Группа «Экономисты характеризуют занятия колонистов, и торговые отношения.

  1. В каких местах греки основывали поселения? Почему?

  2. Назовите основные занятия колонистов.

  3. Что производили в колониях?

  4. Какие товары ввозили в Грецию из колоний?

  5. Какие товары вывозили из Греции в колонии?




Слайд 15 Группа «Архивариусы» проанализируют взаимоотношения в колониях.

  1. Как называются греческие города, основавшие колонии?

  2. Какие отношения сложились у колонистов со своей родиной? Колонии были зависимы от метрополии или находились в партнерских отношениях друг с другом?

  3. Определите характер отношений между греками и местным населением.

  4. Почему греки оставались единым народом? Что их объединяло?













Проводит «мозговой штурм».

Слайд 16 Обратимся к плану. Первый пункт плана был раскрыт аналитиками; экономисты и архивариусы охарактеризовали жизнь в колониях. Что осталось невыполненным?

У каждого события есть свои причины и свои последствия. Давайте порассуждаем, какое значение имела греческая колонизация.

Слайд 17 Предлагаю «Мозговой штурм»

Вопросы:

1. Как повлияла колонизация на хозяйство Греции?

2. Колонизация решила проблему земли для крестьян? Положение демоса улучшилось?

3. Греческая колонизация объединила или разобщила греческие племена?

4. Какое значение имело знакомство греков с «варварами»?




Слайд 18 Мы разобрали все пункты плана урока. Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос?

Слайд 19

Для чего греки основывали поселения в далеких странах:

- чтобы воевать;

- чтобы торговать;

- чтобы осваивать новые земли.

И какое из 3х значений относится к понятию греческая колонизация?

Представители каждой группы отвечают на наводящие вопросы учителя. Учащиеся заполняют рабочие листы.


Предполагаемые результаты:


Группа «Картографы»:


- на карте видны греческие колонии по берегам Средиземного и черного морей, направления колонизации, обозначена Греция и территории, ею колонизированные.

- Афины, Спарта, Пирей, Марафон, Олимпия, Фивы;

- можно выделить три основных направления греческой колонизации:

- западное: территории Италии, Сицилии, Испании, Франции




(Сибарис, Неаполь, Сиракузы, Массилия)

- южное: территории Малой Азии и северная Африка (Кирена, Навкратис, Милет);

- северо-восточное: по берегам Черного моря (Византий, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Трапезунд)


Группа «Аналитики»:

- Греция — каменистая бесхлебная страна, плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.

- полуголодный и нищий люд, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки; люди, вынужденные стать изгнанниками, - аристократы из тех городов, где к власти при­шел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать, купцы, желавшие разбогатеть на морской торговле, любопытные.


Группа «Экономисты:

- возле моря в удобных бухтах, источников пресной воды, на плодородных землях для удобства торговли и жизни;

- занимались торговлей, земледелием, ремеслом, выращиванием винограда и производством оливкового масла;

- в колониях выращивали зерно, делали вино и оливковое масло, занимались ремеслом;

- ввозили в Грецию: зерно, рабов, мех, кожа, мед.

Вывозили: вино, масло, оружие, ткани, глиняные расписные сосуды, мраморные статуи.

Группа «Архивариусы»:

- новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать». Жители метрополии не платили налоги в своей колонии, так как считались гражданами одного государства. Правители городов помогали переселенцам, обеспечивали их всем необходимым для обзаведения хозяйством на новом месте. Метрополия постоянно сотрудничала с колонией, вела торговлю;

- отношения с местным населением, которое греки прозвали варварами («чужеземец»), были в основном мирными, так как было не выгодно с ними воевать;

- у греков в колониях и в самой Греции была одна культура: они говорили на одном языке, пользовались одним алфавитом, поклонялись олимпийским богам. Греки противопоставляли себя варварам. Свой народ называли эллинами, а Грецию – Элладой.

– Значение греческой колонизации.








Учащиеся принимают участие в «мозговом штурме».


- экономический подъем в Греции: развитие торговли и ремесла, кораблестроения, мореплавания, рост городов;

- улучшение положения демоса, укрепление крестьянских хозяйств;

- укрепились связи между самими греками, которые осознали себя одним народом;

- расширились представления греков о других народах, распространение на них греческой культуры;


Слайд 20 Дают верный ответ на главный вопрос урока

Греческая колонизация – это основание торговых поселений. Колонизация носила мирный характер и не была захватнической, воевать было не выгодно. Греки не продвигались вглубь территории, основывали поселения по берегам, значит, греческая колонизация не преследовала своей целью освоение земель, незаселенных пространств и т.д.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Использовать различных исторических приемов систематизации информации в виде схем, таблиц, кластеров и др.

Познавательные: Представлять информацию в различных формах.

Личностные:

аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Коммуникативные:

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.



6. Рефлексивно-оценочный. (7 мин.)

Организует закрепление изученного материала и оценку способов и видов деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы выяснили, причины и значение греческой колонизации, узнали, как жили греки в колониях. Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду?

2. Выберите причины, по которым греки покидали свою родину и основывали колонии, пронумеруйте их в порядке значимости.

– Трудности жизни на родине.

– Любознательность и любовь к путешествиям.

– Желание покорить другие народы.

– Нехватка продуктов питания в Греции.

– Нехватка хлеба.

– Торговля с другими народами.

– Разорение и долговое рабство.

3. Игра «Загрузи корабль». Я предлагаю выйти Картографам и Аналитикам, получите с названиями различных товаров. Покажите всем, что у вас изображено. Представьте, что вы греки-колонисты и отправляетесь в путь, чтобы продать свои товары. Вам нужно загрузить два корабля. Один из них идет в Грецию, другой в колонию. Ребята, давайте поможем своим одноклассникам определиться, в какой корабль им нужно загрузить свой товар. Справа от меня корабль, идущий в Грецию, слева – в колонию. Ваши варианты.

Спасибо вам за урок! Понравился ли вам урок? Понравились ли вы себе на уроке? Все эти вопросы вы найдете в конце рабочего листа, ответьте на них, пожалуйста.


Выполняют задания, отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

































Заполняют лист самооценки


Применять на практике приобретенные знания и навыки, полученные в ходе урока-исторического исследования.














Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Коммуникативные: способность оценивать совместную деятельность с одноклассниками.

Познавательные: Анализировать и самостоятельно оценивать свою деятельность.

Личностные: уважение к истории народов древнего мира и осознание роли зарождения Античного мира.
















7. Домашнее задание.

(2 мин.)

Объясняет домашнее задание

Прочитать параграф № 32, где вы более подробно узнаете о взаимоотношениях греков-колонистов и скифов, проживавших в Северном Причерноморье.

Выписать определения понятий: колония, колонизация, метрополия, варвары.

Дополнительное задание для любознательных: используя различные источники, ответьте на вопрос: «Какие современные государства и города находятся сейчас на территориях бывших греческих колоний?» и запишите в Рабочий лист.

Не забудьте оценить свою работу на уроке.

Всего доброго! До свиданья!

Записывают домашнее задание








Просмотр содержимого документа
«Задание для групп»

Приложение 1

Группа «Картографы»

Разберите вопросы 1,2,3,4 между участниками группы.

Рассмотрите карту, изучите легенду карты, выполните задание.


  1. Рассмотрите карту «Греческая колонизация в VIIIVI вв. до н. э.», изучите ее легенду. Что изображено на карте?

  2. Найдите крупнейшие греческие полисы.

  3. Определите основные направления греческой колонизации в VIIIVI вв. до н. э. относительно сторон света.

  4. Найдите на исторической карте наиболее известные греческие колонии.


С-З С С-В



Ю-З Ю Ю-В













Приложение № 1.

Группа «Аналитики»

Разберите отрывки 1,2,3,4,5 между участниками группы.

Проанализируйте текст, приведенный ниже, и ответьте на вопросы по шаблону.


Греческие государства хорошо развивались, но часть греков вынуждены были

покидать родину.

  1. Кто покидал Грецию?

  2. Почему они уезжали далеко в неведомые страны?



Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе - богатом торговом городе, располо­женном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь со­бралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, рас­спрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.


  1. - Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.


  1. - У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!


  1. - Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары:

шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.


  1. - Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».


  1. - Я ткач. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.





Ответ: Грецию покидал_____________, потому что ___________.







Приложение № 1


Группа «Архивариусы»


Разберите вопросы 1,2,3,4 между участниками группы.

Прочтите текст источника, ответьте на вопросы, отметьте правильные ответы в тексте цифрами.


  1. Как называются греческие города, основавшие колонии?

  2. Какие отношения сложились у колонистов со своей родиной? Колонии были зависимы

от метрополии или находились в партнерских отношениях друг с другом?

  1. Определите характер отношений между греками и местным населением.

  2. Почему греки оставались единым народом? Что их объединяло?


Из «Истории» Фукидида1

Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снарядить корабль, снабжал запасом пищи, давал военную охрану на случай нападения пиратов. Оставшиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с помощью переселенцев им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония. Город, основавший колонию становился метрополией («город мать») и всячески покровительствовал своей колонии.

В бухтах, удобных, для стоянки галер, переселенцы высаживались, разгружали корабли, заполненные вином, маслом, оружием, тканями, глиняными сосудами. Обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительную-жирную землю, высаживать виноград и оливковые деревья, заниматься ремеслом. С вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей местные жители, греки прозвали их «варварами», т.е. «чужеземцами». Колонисты приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу, мед и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товаров. Так появились греческие поселения за пределами Греции.

Себя греки называли эллинами, а Грецию – Элладой. Жители метрополии, приезжая в колонию, приносили жертвы на тех же самых алтарях, и да имели доступ в те же самые святилища, дабы молиться тем же богам.









Приложение № 1

Группа «Экономисты»

Разберите вопросы 1,2,3,4,5 между участниками группы.

Опираясь на текст источника, проанализируйте занятия колонистов и торговлю колоний с Грецией и местными жителями. Ответьте на вопросы:


  1. В каких местах греки основывали поселения? Почему?

  2. Определите основные занятия колонистов.

  3. Что производили в колониях?

  4. Какие товары ввозили в Грецию из колоний?

  5. Какие товары вывозили из Греции в колонии?







Из «Истории» Фукидида2

Города, основанные в последнее время 3, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье у источников пресной воды, в плодородных долинах, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).

Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снарядить корабль, снабжал запасом пищи, давал военную охрану на случай нападения пиратов. Оставшиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с помощью переселенцев им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония.

В бухтах, удобных, для стоянки галер, переселенцы высаживались, разгружали корабли, заполненные вином, маслом, оружием, тканями, глиняными сосудами. Обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительную-жирную землю, высаживать виноград и оливковые деревья, заниматься ремеслом. С вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей местные жители, греки прозвали их «варварами», т.е. «чужеземцами» . Себя же греки называли эллинами, а Грецию – Элладой. Колонисты приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу, мед и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товаров. Так появились греческие поселения за пределами Греции.











Приложение 1

Группа «Картографы»

Разберите вопросы 1,2,3,4 между участниками группы.

Рассмотрите карту, изучите легенду карты, выполните

задание.


  1. Рассмотрите карту «Греческая колонизация в VIIIVI вв. до н. э.», изучите ее легенду. Что изображено на карте?

  2. Найдите крупнейшие греческие полисы.

  3. Определите основные направления греческой колонизации в VIII

VI вв. до н. э. относительно сторон света.

  1. Найдите на исторической карте наиболее известные греческие колонии.



С-З С С-В

Ю-З Ю Ю-В






1 Фукидид – древнегреческий историк из Афин.

2 Фукидид – древнегреческий историк из Афин.

3 Города, основанные в последнее время ... – имеются в виду греческие колонии, такие как Милет, Самос, Сиракузы и др.

Просмотр содержимого документа
«Задания для закрепления на уроке»

Приложение № 2

Задания для закрепления.

1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выберите причины, по которым греки покидали свою родину и основывали колонии, пронумеруйте их в порядке значимости.

____ Трудности жизни на родине.

____Любознательность и любовь к путешествиям.

____ Желание покорить другие народы.

____ Нехватка продуктов питания в Греции.

____ Нехватка хлеба.

____ Торговля с другими народами.

____ Разорение и долговое рабство.


3. Игра «Загрузи корабль».




Приложение № 2

Задания для закрепления.

1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выберите причины, по которым греки покидали свою родину и основывали колонии, пронумеруйте их в порядке значимости.

____ Трудности жизни на родине.

____Любознательность и любовь к путешествиям.

____ Желание покорить другие народы.

____ Нехватка продуктов питания в Греции.

____ Нехватка хлеба.

____ Торговля с другими народами.

____ Разорение и долговое рабство.


3. Игра «Загрузи корабль».


Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Рабочий лист


Тема: Греческая колонизация.





План.

  1. Причины греческой колонизации.

  2. Жизнь в колониях.

  3. Значение греческой колонизации.





  1. Где греки основывали колонии?

    Направление: ________________________________

    Колонии:

    ___________________________________



Направление: _____________________________

Колонии:

________________________________________

Направления греческой колонизации











Направление: ________________________________

Колонии:

________________

____________________

________________



















  1. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?



Слои населения

Почему уезжали?

























  1. Заполни схему.

Занятия колонистов



































4. Таблица самооценки.

1. Я активно работал(а) весь урок


2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы


3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников


4. Я справился(лась) с заданиями по теме урока


5. Мне урок понравился (да/нет)


«5» - отлично работал

«4» - хорошо работал

«3» - мог работать лучше


Домашнее задание:

1. Прочитайте параграф 32 с. 150.

2. Выпишите определения понятий:

Колония – это ____________________________________________________________________

Колонизация – это ________________________________________________________________

Метрополия – это _________________________________________________________________

Варвары – это ____________________________________________________________________

3. Дополнительное задание. Используя различные источники, ответьте на вопрос: «Какие современные государства и города находятся сейчас на территориях бывших греческих колоний?»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«Греческая колонизация»

Путешествие из Мурманска в Грецию

Путешествие из Мурманска в Грецию

Как попали эти предметы на берега Черного и Средиземного морей? Монеты из Афин Амфора – сосуд для хранения вина или масла

Как попали эти предметы на берега Черного и Средиземного морей?

Монеты из Афин

Амфора – сосуд для хранения вина или масла

В VIII-VI в.в. до н.э. греки основали десятки поселений - колоний на берегах Средиземного и Черного морей.

В VIII-VI в.в. до н.э. греки основали десятки поселений - колоний на берегах Средиземного и Черного морей.

Греческая  колонизация

Греческая колонизация

Колонизация Кольского севера - процесс освоения и заселения пустующих земель.

Колонизация Кольского севера - процесс освоения и заселения пустующих земель.

Какое из 3х значений относится к понятию Греческая колонизация ? Колонизация – это   1.  Захват чужой страны, насильственное превращение ее в колонию.  2.  Заселение и хозяйственное освоение пустующих земель своей страны.  3.  Основание поселений в какой-либо стране с целью развития земледелия и торговли.     Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984

Какое из 3х значений относится к понятию Греческая колонизация ?

Колонизация – это 1. Захват чужой страны, насильственное превращение ее в колонию. 2. Заселение и хозяйственное освоение пустующих земель своей страны. 3. Основание поселений в какой-либо стране с целью развития земледелия и торговли. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984

Какие вопросы нам помогут сформулировать план? Почему уезжали? Причины Чем занимались? Образ жизни Каков результат? Куда уезжали? Значение Кто уезжал?

Какие вопросы нам помогут сформулировать план?

Почему уезжали?

Причины

Чем занимались?

Образ жизни

Каков результат?

Куда уезжали?

Значение

Кто уезжал?

План. Причины греческой колонизации. Жизнь в греческих колониях. Значение греческой колонизации. Жребий – древний обычай существовал в прошлом у многих народов, но наибольшую известность получил в Греции. Греки считали, что выбор по жребию – это не воля случая, а воля богов.

План.

  • Причины греческой колонизации.
  • Жизнь в греческих колониях.
  • Значение греческой колонизации.

Жребий – древний обычай существовал в прошлом у многих народов, но наибольшую известность получил в Греции. Греки считали, что выбор по жребию – это не воля случая, а воля богов.

РАБОТА В ГРУППАХ КАРТОГРАФЫ Определяют направления колонизации АНАЛИТИКИ Анализируют причины колонизации ЭКОНОМИСТЫ Характеризуют торговые отношения АРХИВАРИУСЫ Анализируют взаимоотношения греков-колонистов

РАБОТА В ГРУППАХ

КАРТОГРАФЫ

Определяют направления колонизации

АНАЛИТИКИ

Анализируют причины колонизации

ЭКОНОМИСТЫ

Характеризуют торговые отношения

АРХИВАРИУСЫ

Анализируют взаимоотношения греков-колонистов

Средиземное море Италия Танаис Ольвия Пантикапей Херсонес Массалия Черное море Испания Византий Неаполь Малая Азия о. Сицилия ГРЕЦИЯ Сиракузы о. Кипр Африка Кирена Греческая колония Направление колонизации

Средиземное море

Италия

Танаис

Ольвия

Пантикапей

Херсонес

Массалия

Черное море

Испания

Византий

Неаполь

Малая Азия

о. Сицилия

ГРЕЦИЯ

Сиракузы

о. Кипр

Африка

Кирена

Греческая колония

Направление колонизации

Направления  греческой колонизации . Направление: ______________________________________________ Колонии: _______________________ _____________________________________________   Направление: Северо-восточное Колонии: Византий, Ольвия, Херсонес, Пантикапей Направление: __________________ ___________________ Колонии: ___________________________________________ _____________________ Направление: Направления греческой колонизации Западное Колонии: Сиракузы, Неаполь, Массилия Направление: Южное  Колонии: Кирена, Навкратис, Милет  Направление: ________________________________________________ Колонии: ________________________________________________________________________  

Направления греческой колонизации .

Направление: ______________________________________________

Колонии:

_______________________

_____________________________________________

 

Направление:

Северо-восточное

Колонии:

Византий, Ольвия, Херсонес, Пантикапей

Направление: __________________

___________________

Колонии:

___________________________________________

_____________________

Направление:

Направления греческой колонизации

Западное

Колонии:

Сиракузы, Неаполь, Массилия

Направление:

Южное

Колонии:

Кирена, Навкратис, Милет

Направление: ________________________________________________

Колонии:

________________________________________________________________________

 

Причины колонизации крестьяне Бедняки, должники малоземелье,  угроза долгового  рабства обнищание населения, демографические проблемы Торговцы развитие торговли Представители демоса и знати борьба между разными группами населения за власть в полисе  13

Причины

колонизации

крестьяне

Бедняки, должники

малоземелье,

угроза долгового

рабства

обнищание

населения,

демографические

проблемы

Торговцы

развитие торговли

Представители демоса и знати

борьба между разными

группами населения

за власть в полисе

13

ЖИЗНЬ В КОЛОНИИ . Занятия колонистов:

ЖИЗНЬ В КОЛОНИИ .

Занятия колонистов:

  • Занятия колонистов:
  • торговля; земледелие; ремесло; виноградарство; производство оливкового масла
  • торговля;
  • земледелие;
  • ремесло;
  • виноградарство;
  • производство оливкового масла
Греция Ввозили Вывозили

Греция

Ввозили

Вывозили

Характер отношений колонистов С метрополией независимый, почтительный, партнерский С местным населением мирный, торговые отношения

Характер отношений

колонистов

С метрополией

независимый,

почтительный,

партнерский

С местным населением

мирный,

торговые отношения

План.

План.

  • Причины греческой колонизации.
  • Жизнь в греческих колониях.
  • Значение греческой колонизации.
Колонизация: Способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города Улучшила положение крестьян, демоса. Заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов . Греки стали называть свою страну – Элладой , а себя эллинами .

Колонизация:

Способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города

Улучшила положение крестьян, демоса.

Заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов . Греки стали называть свою страну – Элладой , а себя эллинами .

План.

План.

  • Причины греческой колонизации.
  • Жизнь в греческих колониях.
  • Значение греческой колонизации.
Какое из 3х значений относится к понятию Греческая колонизация ?   1.  Захват чужой страны, насильственное превращение ее в колонию.  2.  Заселение и хозяйственное освоение пустующих земель своей страны.  3.  Основание поселений в какой-либо стране с целью развития земледелия и торговли.

Какое из 3х значений относится к понятию Греческая колонизация ?

1. Захват чужой страны, насильственное превращение ее в колонию. 2. Заселение и хозяйственное освоение пустующих земель своей страны. 3. Основание поселений в какой-либо стране с целью развития земледелия и торговли.

Греческая колонизация – это основание торговых поселений. Колонизация носила мирный характер и не была захватнической, воевать было не выгодно. Греки не продвигались вглубь территории, основывали поселения по берегам, значит, греки не преследовали своей целью освоение земель, незаселенных пространств.

Греческая колонизация – это основание торговых поселений. Колонизация носила мирный характер и не была захватнической, воевать было не выгодно. Греки не продвигались вглубь территории, основывали поселения по берегам, значит, греки не преследовали своей целью освоение земель, незаселенных пространств.

1. Прочитать параграф № 32. 2. Завершить задание № 2, 3  Рабочего листа. 3. Выписать определения понятий. 4. Дополнительное задание  для любознательных.    Спасибо за урок!

1. Прочитать параграф № 32.

2. Завершить задание № 2, 3

Рабочего листа.

3. Выписать определения понятий.

4. Дополнительное задание

для любознательных.

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Греческая колонизация. Урок-исследование.

Автор: Антипова Татьяна Викторовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229065


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства