kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданская война:белые или красные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - дебаты по теме:Гражданская война:Красные или белые

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война:белые или красные»

















Тема: Дебаты – один из эффективных методов

обучения на уроках истории и

внеклассной работе.













Работу выполнила:

Л.Н. Макурина

учитель истории




















г.Красновишерск 2014


ТЕМА: Гражданская война: «белые» или «красные».

Цель: Выбор общей позиции в условиях диалога при обсуждении темы, когда учащиеся покажут понимание сущности значения и осмысления ее в связи с собственной позицией.

  1. Формирование способности воспроизведения и моделирования хода событий, личностного сопереживания («вживания» в ситуацию).

  2. Осмысление событий ГВ с позиции человека, ответственного за будущее своей страны.

  3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с источниками, исторической информацией, представлять информацию аудитории, следуя правилам ведения диалога и нормам этики делового общения.

Время: 1 час.

Форма проведения: дебаты.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Виды работы: дискуссия.

Основные термины: «белый террор», «интервенция», «гражданская война».

Материальное обеспечение:

- карточки голосования (белые, красные)

- лист оценивания

- презентация

Литература:

  1. Лехович Д.В. Белые против красных М.,1992

  2. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия для М., 1987

  3. Майсурян А. Гражданская война. Партия большевиков Т.З.М., 1995








Ход урока

Вступительное слово учителя.

Гражданская война в России – это особая страница нашего прошлого, когда сто лет назад произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих». Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Как справедливо писал поэт Максимилиан Волошин.

« И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас – тот против нас,

Нет безразличных: правда с нами.»

Вот мы с вами попытаемся найти эту правду.

Форма поиска – дебаты

Итак приступим к работе.

Прошу зал поднятием карточки показать свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дебатов. (Эксперты фиксируют результаты)

Эксперты: следят за ходом событий, оценивают позиции по разработано системе оценки, выводы в конце урока озвучат. Но победителями будут те, за кого проголосует большинство класса.

Спикеры – представители рабочих групп: Вошла задача – увеличить число сторонников из числа «крестьянства» (крестьянство – класс). Класс может задавать вопросы. Спикеры представляют свои аргументы. Оппоненты задают спикеру вопросы, могут опровергать его точку зрения, восстанавливают свою позицию. И так перед нами стоит проблемный вопрос.

Эпиграф к уроку: «В каком сражаться стане?»

А команды отбирали факты, исследовали источники, сравнивали, анализировали материал по следующим вопросам:

1. Политическая программа «белых» и «красных».

2. Идеология движения.

3. Сила и слабость движения.

4. Политика в отношении крестьян.

5. Террор «белых», «красных» - противостояние.

Заключительная часть

1.Подведение итогов (слово экспертам)

2.Прошу класс поднять карточки («белые» и «красные») выразить свое отношение к воюющим сторонам. По окончании дебатов мы видим, что мнение некоторых изменилось и они заняли позицию противоположной стороны.

3.Аргументируйте пожалуйста свой выбор.

4.Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

- они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

- социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.

5.Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря.

6. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение в армии, особенно среди офицерства.


Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и вто же время она была обречена.

Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

Программа большевиков оказалась понятой и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду…»).

На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Обобщение и вывод

  1. Непримиримость, конфронтационность и бескомпромиссность были одинаково присущи «белыми» и «красными».

  2. Война глубоко отразилась на политической и психологической атмосфере общества.

  3. Огромные жертвы, потери в войне затрудняли экономическому развитию в будущем России.

И закончить наш урок хотелось бы словами М.Волошина

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

М.Волошин.1920г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданская война:белые или красные

Автор: Любовь Николаевна (Макурина)

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556076

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства