Просмотр содержимого документа
«Гражданская война:белые или красные»
Тема: Дебаты – один из эффективных методов
обучения на уроках истории и
внеклассной работе.
Работу выполнила:
Л.Н. Макурина
учитель истории
г.Красновишерск 2014
ТЕМА: Гражданская война: «белые» или «красные».
Цель: Выбор общей позиции в условиях диалога при обсуждении темы, когда учащиеся покажут понимание сущности значения и осмысления ее в связи с собственной позицией.
Формирование способности воспроизведения и моделирования хода событий, личностного сопереживания («вживания» в ситуацию).
Осмысление событий ГВ с позиции человека, ответственного за будущее своей страны.
Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с источниками, исторической информацией, представлять информацию аудитории, следуя правилам ведения диалога и нормам этики делового общения.
Время: 1 час.
Форма проведения: дебаты.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Виды работы: дискуссия.
Основные термины: «белый террор», «интервенция», «гражданская война».
Материальное обеспечение:
- карточки голосования (белые, красные)
- лист оценивания
- презентация
Литература:
Лехович Д.В. Белые против красных М.,1992
Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия для М., 1987
Майсурян А. Гражданская война. Партия большевиков Т.З.М., 1995
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Гражданская война в России – это особая страница нашего прошлого, когда сто лет назад произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих». Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Как справедливо писал поэт Максимилиан Волошин.
« И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами.»
Вот мы с вами попытаемся найти эту правду.
Форма поиска – дебаты
Итак приступим к работе.
Прошу зал поднятием карточки показать свое отношение к «воюющим» сторонам на начало дебатов. (Эксперты фиксируют результаты)
Эксперты: следят за ходом событий, оценивают позиции по разработано системе оценки, выводы в конце урока озвучат. Но победителями будут те, за кого проголосует большинство класса.
Спикеры – представители рабочих групп: Вошла задача – увеличить число сторонников из числа «крестьянства» (крестьянство – класс). Класс может задавать вопросы. Спикеры представляют свои аргументы. Оппоненты задают спикеру вопросы, могут опровергать его точку зрения, восстанавливают свою позицию. И так перед нами стоит проблемный вопрос.
Эпиграф к уроку: «В каком сражаться стане?»
А команды отбирали факты, исследовали источники, сравнивали, анализировали материал по следующим вопросам:
1. Политическая программа «белых» и «красных».
2. Идеология движения.
3. Сила и слабость движения.
4. Политика в отношении крестьян.
5. Террор «белых», «красных» - противостояние.
Заключительная часть
1.Подведение итогов (слово экспертам)
2.Прошу класс поднять карточки («белые» и «красные») выразить свое отношение к воюющим сторонам. По окончании дебатов мы видим, что мнение некоторых изменилось и они заняли позицию противоположной стороны.
3.Аргументируйте пожалуйста свой выбор.
4.Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:
- они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;
- социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.
5.Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря.
6. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение в армии, особенно среди офицерства.
Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и вто же время она была обречена.
Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
Программа большевиков оказалась понятой и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду…»).
На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.
Обобщение и вывод
Непримиримость, конфронтационность и бескомпромиссность были одинаково присущи «белыми» и «красными».
Война глубоко отразилась на политической и психологической атмосфере общества.
Огромные жертвы, потери в войне затрудняли экономическому развитию в будущем России.
И закончить наш урок хотелось бы словами М.Волошина