Орг. Момент (самоопределение к деятельности) | Психологическая настроен-ность. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Наблюдение учителя |
Актуали-зация опорных знаний по теме: «Афинс-кая демокра-тия при Перикле». | Приём «Мозговой штурм» Сформиро-ванность необходи-мых знаний «Синквейн» | Подводит к проверке ранее изученных понятий. Вопросы учителя: Вспомним изученный материал. - Что изучали на прошлом уроке? Работа с понятиями предыдущего урока: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор Слайд № 1 -О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова? Он город любой мог связать иль оставить свободным, И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить. В руках его все: и союзы, и власть, и богатство. Слайд № 2 Предлагает зачитать синквейны о Перикле - Перечислить главные заслуги Перикла? Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока | Предполагаемые ответы учащихся: Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. И т.д. Выступления учеников Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др. Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета. | Подводит к проверке ранее изученных понятий. Наблюдение учителя Умение составлять синквейн Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. |
Введение нового знания. | Приём «Мозговой штурм» | Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала. - Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта. Краткий рассказ учителя о Пелопонесской войне (431-404 г. до н.э.) Вопрос: - К каким последствия приводит война? Учитель продолжает сой рассказ. А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции. Вопрос: - Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов. | Осознают поставленную задачу. Готовы к активному усвоению знаний. Словарная работа в тетради. Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Упадок хозяйства 2.Разорение крестьян и ремесленников 3.Обострение борьбы внутри гражданского общества Предполагаемые ответы учащихся: Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству | Наблюдение учителя Работа в тетради. Запись темы и плана урока. Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны. Слайд № 3 1.Причины возвышения Македонии. 2. Причины подчинения Греции Македонии. |
Воспроизведение нового знания. | | Мотивация интереса к изучаемой теме. Активизация познавательной деятельности. Рассказ учителя о Македонии и царе Филиппе Слайд № 4,5 - в середине 4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный царь Филипп….. Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос: - Чем македонская армия отличалась от греческой? - Сделайте вывод о македонском войске. Слайд № 6,7 Сделайте вывод о македонском войске и ответьте на вопрос: Причина поражения греков и их подчинение Филиппу второму кроется только ли в сильном и многочисленном войске македонян? | Работа по карте. Найти Македонию. Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Что сделал? Филипп II, середина 4 в. до н.э., Македония, царь, объединил страну, провёл реформы, переустроил армию. Работа в тетради. Отличия македонского войска от греческого. Предполагаемые ответы: 1.Греческая фаланга меньше, чем македонская. 2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины. 3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев. | Словарная работа в тетради. Македония — маленькая горная страна на севере Балканского полуострова. Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся. Помогать делать выводы, сравнивать. |
Первич-ное закрепле-ние. Закрепление изучен-ного материа-ла Домаш-нее задание | | Умение обобщать и делать выводы. Учитель подводит итог по высказываниям учеников. Вопросы: - Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке? - Главные вопросы, на которые мы должны были ответить? - Вспомним начало урока. А что в это время представляла из себя Греция? Работа на доске. Промакедонская партия Исократа и сравнить с антимакедонской партией Демосфена. Учитель подводит итог урока. Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ). Работа по карте. Найти на карте г. Херонеи. Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке. Параграф 41, вопросы. Рассказ о приходе к власти Александра. Слайд № 8 Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском. Назовите главную причину ослабления Греции, которая привела к ее завоеванию? Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан? | Ученики заполняют схему В голове: Причины возвышения Македонии? Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства В хвосте делают вывод: Покорение Греции, потеря ею независимости. В тетради. «Выше всего на свете независимость и свобода родного города» Демосфен. Битва при Херонеи решила судьбу Груции: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось; союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. Греция потеряла надолго свою независимость. | Ответы учащихся В тетради записать даты битвы при г. Херонеи. Запись домашнего задания п.42 пересказ и приход к власти Александра. |