kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Города Эллады подчиняются Македонии" технологическая карта и план урока истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории и подробный план урока в 5 классе по теме "Города Эллады подчиняются Македонии" Урок по Истории Древнего мира, по главе " Древняя Греция", соответствует ФГОС. Дан материал для подготовки к уроку, материал, который используется на уроке (основные понятия, термины, даты, карты), литература для учителя, при подготовке к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Города Эллады подчиняются Македонии" технологическая карта и план урока истории в 5 классе»

ГБОУ «ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Учитель истории и обществознания: Степанова Л.В.

Технологическая карта урока истории в 5 классе



Тема

Города Эллады подчиняются Македонии

Цели

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.


УУД

  1. ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

  2.  Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.


  1.  Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться


  1. Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

  1. углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;

  2. Знание причин возвышения Македонии;

  3. Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии

Основные понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Филиппики. Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. И 338Г до н.э. - битва при Херонее.

Ресурсы

карта «Древняя Греция», карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2014, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, иллюстративный материал.

Тип урока.

Формы урока / методы

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с исторической картой.

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.







Ход урока


Этап (элемент)
урока

Методичес-кий приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Орг. Момент (самоопределение к деятельности)




Психологическая настроен-ность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе


Наблюдение учителя

Актуали-зация опорных знаний по теме: «Афинс-кая демокра-тия при Перикле».


Приём «Мозговой штурм»

Сформиро-ванность необходи-мых знаний














«Синквейн»



Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Работа с понятиями предыдущего урока: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор Слайд № 1


-О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова?

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Слайд № 2


Предлагает зачитать синквейны о Перикле


- Перечислить главные заслуги Перикла?


Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Предполагаемые ответы учащихся:

Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. И т.д.












Выступления учеников



Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.


Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Наблюдение учителя















Умение составлять синквейн Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Введение нового знания.














Приём «Мозговой штурм»


Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала.

- Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

Краткий рассказ учителя о Пелопонесской войне (431-404 г. до н.э.)

Вопрос:

- К каким последствия приводит война?

Учитель продолжает сой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Вопрос:

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.


Осознают поставленную задачу.

Готовы к активному усвоению знаний.





Словарная работа в тетради.

Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э.







Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества




Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству




Наблюдение учителя




















Работа в тетради.

Запись темы и плана урока.

Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны. Слайд № 3

1.Причины возвышения Македонии.

2. Причины подчинения Греции Македонии.

Воспроизведение нового знания.
















  1. Мотивация интереса к изучаемой теме.

  2. Активизация познавательной деятельности.

  3. Рассказ учителя о Македонии и царе Филиппе

Слайд № 4,5

- в середине 4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный царь Филипп…..

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

- Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

Слайд № 6,7

Сделайте вывод о македонском войске и ответьте на вопрос:

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу второму кроется только ли в сильном и многочисленном войске македонян?

Работа по карте. Найти Македонию.






Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Что сделал?

Филипп II, середина 4 в. до н.э., Македония, царь, объединил страну, провёл реформы, переустроил армию.





Работа в тетради.

Отличия македонского войска от греческого.



Предполагаемые ответы:

1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.

2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.

3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.

Словарная работа в тетради.

Македония — маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.









Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.

Помогать делать выводы, сравнивать.



Первич-ное закрепле-ние.










































Закрепление изучен-ного материа-ла


Домаш-нее задание

















Умение обобщать и делать выводы.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?

- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?

- Вспомним начало урока. А что в это время представляла из себя Греция?










Работа на доске.

Промакедонская партия Исократа и сравнить с антимакедонской партией Демосфена.

Учитель подводит итог урока.

Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции

Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).

Работа по карте.

Найти на карте г. Херонеи.

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Параграф 41, вопросы.

Рассказ о приходе к власти Александра. Слайд № 8 Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском.







Назовите главную причину ослабления Греции, которая привела к ее завоеванию?

Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет:

верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства

В хвосте делают вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости.









В тетради.

«Выше всего на свете независимость и свобода родного города» Демосфен.




Битва при Херонеи решила судьбу Груции:

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

  1. союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

  2. македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

  3. Греция потеряла надолго свою независимость.

Ответы учащихся































В тетради записать даты битвы при г. Херонеи.

















Запись домашнего задания

п.42 пересказ и приход к власти Александра.














Список использованной литературы и источников.


  1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2012г

  2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2012.

  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно - методическое-пособие. – М., 2013

  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2014.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2012.

  7. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2013

  8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ «Школа 2012…» 2012г.

  9. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2013. – 45 с.

  10. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2012 г.

  11. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013

  12. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанова Лидия Витальевна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства