kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глушанкова Инна Николаевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок открытия новыз знаний. Разработан в соответветствие с ФГОС ООО.  Сопровождается компьютерной презентацией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глушанкова Инна Николаевна»

Тема урока: «Олимпийские игры в древности»


Учебный предмет: «История» (Всеобщая история. История древнего мира)

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания


Педагогические цели:

- ознакомление обучающихся с историей Олимпийских игр, первыми олимпийскими традициями.


Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.


Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.


Познавательные универсальные учебные действия

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Смысловое чтение.


Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Предметные результаты:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

• использовать историческую карту как источник информации;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• рассказывать о событиях древней истории;

• давать оценку событиям и личностям древней истории.


Оборудование:

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2008

2. Карта «Древняя Греция»

3. Карточки с заданиями

4. Карточки с дополнительными материалами

5. Мультимедийная презентация


Литература:

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2008

2. История древнего мира. 5 класс. Поурочные планы (по учебнику А.А. Вигасина, Г.и. Годера, И.С. Свенцицкой), Волгоград, 2003

3. Контрольно-измерительные материалы. История древнего мира: 5 класс, М.: ВАКО, 2011

4. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя, М.: Просвещение, 1991

5. Годер Г.И. Всеобщая история. история Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс, М.: Просвещение, 2013



Ход урока

1. Организационный момент


2. Этап мотивации

Блиц-вопросы:

Как называется та часть всеобщей истории, которую мы сейчас изучаем? (история древнего мира)

Какие государства, относящиеся к государствам Древнего Востока, мы уже изучили? (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Персия, Ассирия)

Историю какого государства мы сейчас изучаем? (Древняя Греция)

Где находится Древняя Греция? (Евразия, на юге Европы, Балканский полуостров)

На какие части условно можно разделить территорию Древней Греции? (Северная, Средняя, Южная)

Как иначе можно называть греческий город? (полис)

С историей каких греческих городов мы уже познакомились? (Афины, Спарта, Микены)

Как называют греческих богов? (олимпийские)

Почему их так называют? (жили на горе Олимп)


(на карте выделяется гора Олимп и картинка «Олимпийские боги»)


Сегодня мы продолжим путешествие по Древней Греции и познакомимся с одним из самым любимым греческим праздником, о котором древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал эти строки: «Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее».


Задание: О каких состязаниях он говорил? (олимпийские игры)

Подсказка: Если затрудняются назвать, то на карте появляются олимпийские кольца.


(на карте выделяется город Олимпия и олимпийские кольца)


Вопрос: Кто знает, что символизируют эти кольца?


Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пяти континентов.

Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.


Вопрос: Что Вам известно о современных олимпийских играх?


Таким образом, какова сегодня тема нашего урока? (Олимпийские игры)


Тема урока «Олимпийские игры в древности»


Формулировка целей урока

Изучая эту тему,

Мы узнаем…

Что – такое олимпийские игры

Где – проходили

Когда - когда проходили, когда состоялись первые Олимпийские игры

Кто – мог принимать участие в олимпийских играх

Как – появились, как часто проходили, программа, награждали победителей.

Мы научимся… (работать с картой, работать с учебником, выбирать главное, делать выводы по источникам…)


Обратите внимание: По ходу урока мы должны познакомиться со следующими понятиями и записать их в тетрадь:

Пелопоннес – Южная Греция

Олимпия – город в Южной Греции, место проведения Олимпийских игр

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Стадион – место для спортивных состязаний (дистанция бега равнялось одному стадию - 191 м)

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпионик – победитель Олимпийских игр


3. Этап реализации


План урока

1. Праздник, объединявший эллинов

2. Подготовка к играм

3. Проведение Олимпийских игр

4. Возвращение победителей

5. Возрождение Олимпийских игр


Изучение первого вопроса плана.

Праздник, объединявший эллинов


Вопрос: Почему Олимпийские игры получили такое название? (Где проходили Олимпийские игры?) Где располагалась Олимпия? (в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес) – запись в тетрадь Пелопоннес, Олимпия


Вопрос: Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? Давайте выполним проблемное задание с помощью карты.


Задание (по рядам): найдите на карте о. Итака, г. Спарта, г. Афины и предложите наиболее оптимальный маршрут из своего города до г. Олимпии. Объясните, как и на чем вы добрались до Олимпии.


Сделаем вывод. Итак, каков будет наш ответ.

Местом проведения Олимпийских игр была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение.


Что послужило причиной появление Олимпийских игр?

Существует несколько версий.


Сообщения обучающихся

1 версия: Одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

2 версия: Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.


3 версия: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу.

Задание: Прочитайте Миф об основании Олимпийских игр, с.159. Какую причину появления Олимпийских игр можно выделить по этому мифу?


Вопрос: Как вы думаете, какому богу посвятили греки Олимпийские игры? (Зевсу)


Сообщение: Храм Зевса в г. Олимпия

Войдя через бронзовые ворота в храм Зевса, в глубине можно увидеть восседающего на троне величественного Зевса. Статуя Зевса – одно из семи чудес света работы Фидия.

Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствовали греки, с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.


Вопрос: С каким чудом света мы уже познакомились?


Задания. Счет лет в истории. Работа с лентой времени

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.запись в тетрадь.


1. Какой это век, тысячелетие?

2. Назовите год, который предшествовал?

3. Назовите год, который будет после него?

4. Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2794)


Работа с учебником, п.33, п.1

Задание

Прочитайте пункт 1.

1. Найдите факты, которые нам уже известны (уже узнали на уроке) (Где – Олимпия, когда – 776г. до н.э.)

2. Найдите факты, которые нам еще не известны?

Что – спортивные соревнования

Как часто – 1 раз в 4 года

Что – запрещались войны.


Учитель: Праздник, объединявший эллинов.


В старину, в античном мире, 25 веков назад

Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,

Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет полем боя стадион.


В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»


Вопрос: Какую информацию об Олимпийских играх можно узнать из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.


Задание

Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе.

1. Какое решение будет принято относительно спартанцев? (запретили целых 20 лет участвовать в Олимпийских играх)

2. Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешалось участвовать? (5)


Изучение второго вопроса плана.

Подготовка к играм


Группа 1.

Прочитайте пункт 2, с. 155-156.

Составьте вопросы по подготовке к Олимпийским играм, используя вопросы:

Кто, кому, как, когда и где, сколько, кого, когда и куда, почему?

Кто? (мог участвовать в Олимпийских играх)

Кому? (запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц)

Как? (могли наказать)

Когда и где? (до начала игр участники должны были приступить к тренировкам)

Сколько? (месяцев тренировались атлеты)

Кого? (называли атлетами)

Когда и куда? (надлежало прибыть и продолжить подготовку)

Почему? (участниками игр становились обычно зажиточные люди)


Изучение третьего вопроса плана.

Проведение Олимпийских игр


Группа 2.

Прочитайте пункт 3, с. 156-159 (абзацы 1,2,3,9,12)

Составьте программу Олимпийских игр в Древней Греции, включив в нею информацию:

Как долго проходили Олимпийские игры?

Распорядок проведения Олимпийских игр?

Места проведения Олимпийских игр?


Группа 3.

Археологами были найдены 2 клятвы, но часть слов разобрать очень трудно.

Клятва 1

«Я - … полиса…(название)… - подтверждаю перед …, что тренировался, как требуют древние … великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду …».

Задание.

1. Кому могла принадлежать эта клятва?

2. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1. боги

2. статуей Геракла

3. статуей бога Зевса

4. гражданин

5. соблюдать правила

6. подкупать судей

7. обычаи

8. Афины


Ответ: Клятва атлетов

«Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду соблюдать правила».


Группа 4.

Археологами были найдены 2 клятвы, но часть слов разобрать очень трудно.

Клятва 2

«Мы, …, клятвенно обещаем перед …, что будем выносить свои решения … и …».

Задание.

1. Кому могла принадлежать эта клятва?

2. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1. честно

2. статуей Геракла

3. статуей бога Зевса

4. гражданин

5. соблюдать правила

6. неподкупно

7. обычаи

8. Афины


Ответ: Клятва судей

«Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно».


Группа 5.

Прочитайте пункт 3, с. 156-159 (абзацы 5-11)

Составьте программу спортивных состязаний в Древней Греции.


Группа 6.

Проанализируйте иллюстрации к п.33 учебника и назовите виды состязаний, в которых соревновались древние греки


Группа 7.

Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:

1. Что включает современное пятиборье?

2. Что общего с пятиборьем в Древней Греции?


Современное пятиборье, пентатлон (др.-греч. πέντα - пять + αθλο - состязание) - вид спорта, в котором участники соревнуются в пяти дисциплинах: конкур, фехтование, стрельба, бег, плавание.

Конку́р (фр. concours hippique - конные состязания) - соревнования по преодолению препятствий в определённом порядке и определённой сложности и высоты, проходящие на конкурном поле.

Фехтова́ние (нем. fechten - «сражаться, бороться») - система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов и уколов.


Изучение четвертого вопроса плана.

Возвращение победителей


Группа 8.

Прочитайте пункт 5, с. 160

Составьте программу возвращения победителя.


Сообщения обучающихся о выдающихся атлетах

Милон

Полидам

Феаген


Группа 9.

Счет лет в истории.

Реши задачу.

В 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

Сколько лет просуществовали древние Олимпийские игры? (1170)

Сколько раз за это время прошли Олимпийские игры? (293)


Изучение пятого вопроса плана.

Возрождение Олимпийских игр


Группа 10

Найдите ответы на вопросы в предложенном тексте

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.

В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.

Когда же вновь возродились Олимпийские игры? (1896)

С чьим именем связано возрождение Олимпийских игр? (Пьер де Кубертен)

Сколько лет современным Олимпийским играм? (122)


Игра

Условия игры: я задаю вопрос, вы – отвечаете. При этом 1 вариант – греки, 2 вариант – наше время.

А у нас в древности олимпийские игры проводились один раз в четыре года. А у вас?

А у нас олимпийские игры проводились только летом. А у вас?

А у нас в олимпийских играх участвовали только мужчины. А у вас?

А у нас олимпийские игры проводились только в Олимпии. А у вас?

А у нас олимпийские игры длились 5 дней. А у вас?


4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Обратите внимание: Пелопоннес, Олимпия, атлет, стадион, ипподром, пятиборье, олимпионик.


5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Из предложенного текста выберите утверждения, которые верны.

1. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере.

3. Олимпийские игры проходили в городе Олимпия.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5. Перед играми десять месяцев подряд атлеты должны были тренироваться поблизости от Олимпии.

6. На ипподроме можно было наблюдать за проведением конных соревнований.

7. Победителю доставалась главная награда – венок из золотых листьев.

8. На всю жизнь я запомнил те незабываемые пять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

9. Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена.

10. Сейчас идут зимние Олимпийские игры в г. Сочи.


Ключ.

1,3,6,8,9.


6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    • сегодня я узнал...

    • я научился…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…

    • было трудно…

Обучающийся выбирает по 1 предложению и заканчивает его.


7. Оценивание

8. Домашнее задание: п. 33, понятия; творческое задание: придумать текст с ошибками.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Глушанкова Инна Николаевна

Автор: Глушанкова Инна Николаевна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства