kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок служит изучению и осмыслению сложного и противоречивого явления современного мира-глобализации.

 Задачи

Образовательные

1.Изучить историю вопроса

2.Проанализировать содержание документов о глобализации

3. Составить кластер по документу  с учетом знаний полученных в результате работы над опережающим заданием

Развивающие

Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками,отработка мыслительных процессов: сравнения,сопоставления, анализ и синтез материала.

Воспитательные

             Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века »


Урок с использованием технологии критического мышления (кластер- технология) дискуссии


Курс Новейшая история

Класс 9


Урок 32-33

Тема Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века

Цель Изучение и осмысление глобализации как сложного и противоречивого явления современности

Задачи

Образовательные

1.Изучить историю вопроса

2.Проанализировать содержание документов о глобализации

3. Составить кластер по документу с учетом знаний полученных в результате работы над опережающим заданием

Развивающие

Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками,отработка мыслительных процессов: сравнения,сопоставления, анализ и синтез материала.

Воспитательные

Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нем.


План изучения темы

  1. Орг момент.

  2. Актуализация . Постановка проблемы.

  3. Работа с опережающим заданием

  4. Составление кластера на основе работы с документами.

  5. Корректировка результатов.Выводы

  6. Д.З.


Технологическая карта учебного занятия



1

Тема урока

“Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века”

2

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы

  3. Работа с опережающим заданием

  4. Лабораторная работа с документами.

  5. Корректировка результатов. Выводы.

3

Подготовка к уроку

Опережающее задание:

  1. Познакомиться с определениями понятий “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” по различным источникам (энциклопедии, словари, Internet)

  2. Подготовить краткие сообщения на темы “Глобализация в экономике, политике, культуре» - 3 уч-ся»

« Плюсы и минусы глобализации»- 2 уч-ся

4

Ожидаемые результаты

  1. Более глубокое знание учащихся об особенностях процесса глобализации в современном мире.

  2. Умение проанализировать и дать оценку изученным материалам.

  3. Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нём.

5

Методы и формы организации деятельности учащихся

Технология критического мышления (кластер) с элементами дискуссии

Лабораторный метод

6

Развитие умений и навыков

Исследовательские, аналитические навыки; критическое мышление, умение давать и аргументировать собственную оценку процессов, происходящих в мире.

7

Основные понятия и термины

“глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы”

8

Оборудование

Наборы документов

10.

Источники информации

Статья В. Хачатурян “Три сценария будущего мира”. Ж. История.- 2006,

Содержание урока – 2 часа

План

Содержание

Время

1.Организационный момент.

Объявление темы урока. Настрой учащихся на работу.

2 мин

2.Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы

Современную эпоху часто называют временем глобализации, эрой становления глобальной цивилизации. Что мы понимаем под “глобализацией” (вопрос к ученикам, которые должны были в процессе подготовки к уроку найти в различных источниках определения ключевых понятий урока, после краткого обсуждения учитель обобщает всё сказанное)? Глобализация – это возрастающее взаимодействие, взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран мира. Исторически сложившиеся границы начинают размываться, и это проявляется в самых разных сферах. Глобализация создаёт единое мировое экономическое, экологическое и информационное пространство, расширяет культурный обмен. Является ли глобализация явлением исключительно нашего времени? Какие положительные и отрицательные стороны имеет это явление? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

5 мин

3.Работа с опережающим заданием.

1.Работаем с терминами, вывешиваем значение терминов “глобальный”, “глобализация”, “глобалистика”, “глобальная история”, “глобальные проблемы” на доске.

Задание 1. Обучающиеся самостоятельно заполняют первую часть кластера –соотносят термины и определения

Далее – проверка выполнения работы

2.Заслушиваем и обобщаем краткие сообщения на темы

Глобализация в экономике,

Глобализация в политике

Глобализация в культуре

Плюсы и минусы глобализации

20 минут

4.Работа с документами

1.Документ № 1. “Современный этап глобализации” Задание № 2: Составить кластер по документу с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.

(Обучающие, которые пожелали найти в Интернете материалы по глобализации выполняют роль консультантов- кратко формулируют положения )

40 мин


5.Корректировка результатов. Выводы.

Обсуждение выполненных заданий. Корректировка результатов.

Выводы.

 

10 мин

6.Домашнее задание

Опираясь на полученные знания построить свой кластер « Глобальные проблемы 21 века» либо раскрыть одну из проблем.

3 мин







Приложение 1. Материалы к уроку


1.Документ № 1. «Современный этап глобализации» Современный этап глобализации, конечно, отличается от предшествующих и своими масштабами (действительно глобальными, охватывающими весь Земной шар), и своей интенсивностью (интеграция имеет гораздо более глубокий характер), и своими движущими силами. Современная глобализация осуществляется не с помощью войн и образования гигантских империй. Главную роль в её развитии играет экономика, технической базой являются новейшие промышленные и информационные технологии. Информационная революция и создание глобальной информационной сети – важнейшие факторы в интеграции мира.

В глобальном информационном пространстве люди, живущие в разных точках земли, могут общаться друг с другом благодаря Интернету, компьютерам, телекоммуникациям, аудиовизуальным средствам связи. Информационное поле современного человека чрезвычайно расширилось. Он имеет конкретные знания не только о событиях, происходящих в других странах, но и об их культуре, уровне жизни…Информационная революция создала благоприятные условия для интенсивного культурного обмена, заимствования «чужих» образцов поведения, культурных стереотипов.

Становление взаимозависимой в глобальных масштабах экономики – одна из важнейших тенденций нашего времени. Практически ни одна страна не может быть полностью экономически самостоятельной и самодостаточной, т.е. развиваться, изолируясь от мировых экономических связей.

Значительно выросла международная торговля: в 1990 –х гг. мировой экспорт достиг 4,5 трлн. долларов. Для регулирования торговли были созданы специальные международные правила, появилась глобальная система международных финансовых расчётов на основе универсального платёжного средства – «мировых денег».

Всё большую роль в мировой экономике играют транснациональные компании (ТНК) и мультинациональные компании (МНК), которые контролируют около 60% мирового валового продукта. Это крупнейшие фирмы, которые ведут свою деятельность в мировых масштабах, захватывают ведущие позиции в тех или иных отраслях мирового рынка, создают глобальную рекламу и глобальные сети сбыта своей продукции, размещают своё производство в разных странах. К таким фирмам относятся «Кока-кола», «Форд-моторс», «Филипс» и многие другие. Всего в мире насчитывается около 40 тыс. ТНК, через которые идёт основной поток мировой торговли и иностранных инвестиций.

Возникают мировые производственные линии: многие виды товаров производятся там, где это выгодно, в странах, где можно свести до минимума расходы на транспорт и оплату рабочей силы. Развивается мировой рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы (развитые страны Запада охотно используют труд малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих иммигрантов, приезжающих из развивающихся стран). Благодаря мировым валютам (доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японская иена) возник глобальный финансовый рынок, финансовые потоки в любое время суток свободно транслируются через информационную сеть по всему миру. Растёт влияние всемирных финансовых организаций: Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития, Мирового банка.

Глобализация экономики сложный процесс, последствия его очень противоречивы. С одной стороны, участие в мировых экономических связях может ускорить экономическое развитие той или иной страны. С другой – развитие национальной экономики теперь зависит от разного рода внешних обстоятельств. Рост влияния мировых наднациональных органов управления глобальной экономикой и ТНК вызывает опасения и критику, поскольку отдельные государства уже не могут самостоятельно регулировать свою экономику. Например, правительства, подчиняясь законам мирового рынка, вынуждены сокращать численность работников в той или иной отрасли, снижать внутреннее потребление и повышать выпуск конкурентоспособной продукции, предназначенной на экспорт.

Глобальные процессы порождают множество проблем, которые называются глобальными, потому что они затрагивают не отдельные страны, а мир в целом, от них зависит судьба человечества, и распутать их можно только совместно, усилиями всего мирового сообщества.

Пожалуй, на первом месте стоят проблемы, связанные с экологией и ресурсами нашей планеты.

В ХХ веке индустриальная волна захлестнула почти весь мир. А это означает, что естественный ландшафт сменяется ландшафтом промышленным – с многомиллионными городами, на месте которых образуются экологические «чёрные дыры» (естественная природная среда там просто исчезает), промышленными предприятиями, полями, на которых работают машины, автомобильными и железными дорогами.

Подсчитано, что за последние 400 лет с лица Земли исчезло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Выброс в атмосферу углекислого газа за 100 лет вырос на 15%, и это грозит глобальным потеплением климата, которое может вызвать таяние льдов в Антарктиде и Гренландии, повышение уровня Мирового океана и затопление части суши. Изменения в атмосфере – истончение озонового слоя нашей планеты вызвано и активной вырубкой лесов.

Индустриальная цивилизация существует и развивается за счёт природных ресурсов: нефти, газа, торфа, угля, урана-235 и других полезных ископаемых. Их запасы не бесконечны, а главное, не возобновимы. Проблемы ресурсов затрагивают и сельское хозяйство: земледельческие работы приводят к истощению почвы, и на восстановление её плодородия требуется длительное время.

Острые дискуссии уже давно идут по поводу роста населения. Немногим более 100 лет назад, в 1900 году она составляла 1, 630 млрд. человек, а в 1999 г. – уже 6 млрд. человек. По расчётам учёных, в 2050 г. она достигнет 9, 4 млрд. человек, ещё через 50 лет – более 10 млрд. человек. При этом самые высокие темпы роста населения приходятся на отстающие, слаборазвитые, бедные страны.

Современный мир, несмотря на постоянно возрастающую интеграцию, не становится единым в отношении экономического благополучия. Он расколот на несколько миров, и разница между ними пока не уменьшается, а увеличивается.

Особенно тяжёлое положение сложилось в некоторых районах Южной Азии и тропической Африки.

Выросло и продолжает расти число политических эмигрантов и жертв межнациональных конфликтов…

Другой комплекс проблем вызван усилением миграционных потоков. По подсчётам специалистов, ныне около 130 – 140 млн. человек живут за пределами своих стран. И это лишь официальные цифры, а ведь существует и нелегальная миграция. Направление миграционных потоков вполне определённо: население движется из более бедных стран в более развитые и благополучные…

Последствия миграций, которые некоторые учёные сравнивают с Великим переселением народов на рубеже древности и Средневековья, очень разнообразны, их трудно оценить однозначно. Например, из бедных стран уезжает много высококвалифицированных специалистов, а это большая потеря.

Массовые миграции чреваты, с одной стороны, обострением межнациональных конфликтов, с другой – постепенным размыванием национально-культурных и религиозных традиций. По мнению ряда западных учёных в наши дни формируется новый тип человека, с гибкой, многомерной культурной идентичностью, чувствующий себя как дома в разных культурах, свободно владеющий несколькими языками. Однако, это скорее прогнозы на будущее, чем реальность.

«Три сценария будущего мира» (фрагмент с сокращениями)

Валерия Хачатурян,

Кандидат филологических наук

(Институт всеобщей истории РАН)


Задание № 2: Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.



Приложение 2

Для заполнения обучающиеся получают кластеры, которые следует наполнить определенным содержанием



Глобализация современного мира

1. Основные понятия

Глобальный – (франц. Global – всеобщий, от лат. globus – ш ар),

Глобализация





Глобалистика


Глобальная история


Глобальные проблемы




Современный этап глобализации



1.Отличия современного этапа глобализации от предшествующих:




2.Коммуникационная глобализация





3.Культурная глобализация





4.Экономическая глобализация










Глобализация: плюсы и минусы

+










_

Глобальные проблемы современности












Вывод





Пример заполненного кластера.


Глобализация

современного

мира


Основные понятия:

Глобальный – (франц. Global – всеобщий, от лат. globus – шар), 1)охватывающий весь земной шар, всемирный.

2)Всесторонний, полный, всеобщий, универсальный (например, глобальные вопросы)

Глобализация - это возрастающее взаимодействие, взаимосвязанность и взаимозависимость всех стран мира. Исторически сложившиеся границы начинают размываться, и это проявляется в самых разных сферах. Глобализация создаёт единое мировое экономическое, экологическое и информационное пространство, расширяет культурный обмен.

Глобалистика – наука, изучающая глобальные процессы и глобальные проблемы современности для того, чтобы выявить их динамику и спрогнозировать будущее.

Глобальная история – новое направление в исторической науке, сформировавшееся в 80-е – 90 –е годы прошлого века. Глобальная история изучает глобальные процессы в истории человечества, начиная с древности.

Глобальные проблемы – современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники.

Глобальные процессы – историческая закономерность

1.Процессы интеграции древности: торговля, миграции, войны, распространение мировых религий, создание империй.

2.Эпоха географических открытий – новый этап глобализации или аналогичные примеры

Современный этап глобализации

1.Отличия современного этапа глобализации от предшествующих:

а) масштабы – охвачен весь земной шар;

б) интенсивность – имеет гораздо более глубокий характер;

в) движущие силы – осуществляется не с помощью войн и создания империй, а на базе новых промышленных и информационных технологий.

2.Коммуникационная глобализация – расширение информационного поля современного человека (Интернет, компьютеры, телекоммуникации)

3.Культурная глобализация – интенсивный культурный обмен.

4.Экономическая глобализация :

а) становление взаимозависимой в глобальных масштабах экономики;

б) развитие мировой торговли;

в) рост влияния ТНК и МНК;

г) возникновение мировых производственных линий.

5.Глобализация – сложный и противоречивый процесс.

а) глобальные проблемы

Глобализация: плюсы и минусы

+

- люди могут общаться друг с другом и получать новые знания, независимо от места жительства;

- развитие мировой торговли;




- развитие мирового рынка товаров и услуг;

- возможность ускорения экономического развития той или иной страны;

-

- заимствование «чужих» образцов поведения, культурных стереотипов;


- практически ни одна страна мира не может быть экономически самостоятельной и самодостаточной;

- всё большую роль играют ТНК;

- зависимость экономического развития той или иной страны от внешних обстоятельств;

- глобальные проблемы!

Вывод:

Глобализация – это объективная реальность, продукт материального прогресса. Ей нельзя противостоять, но можно не допустить её произвольного развития. Глобализация содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века

Автор: Нельмаер Лариса Эммануиловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства