Данный конспект посвящен теме по учебнику В. А Ведюшкина, В. И Уколовой. " Гибель Византии и возникновение Османской империи". В начале урока учащиеся самостоятельно определяют тему и ставят перед собой главную проблему: почему турки-османы смогли завоевать Балканы. С помощью карты, исторических документов и логической цепочки рассуждений пытаютсярешить главную проблему уока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гибель Византии и возникновение Османской империи»
Тема: Гибель Византии и образование Османской империи
Цели: рассмотреть причины ослабления Византии и южнославянских государств; охарактеризовать своеобразие Османского государства; рассмотреть процесс складывания Османской империи
Учебное оборудование: карта « Османская империя в XIV-XV вв”, учебник , тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику
Основные термины и понятия: турки-османы, султан, янычары, церковная уния
ХОД УРОКА
I Организационный момент
IIАктуализация знаний учащихся по теме
IIIПереход к изучению новой темы
Работа с картой либо работа с историческим документом
- Вспомните , какие государства существовали на Балканах? (Византия, Сербия, Болгария)
- Дайте краткую характеристику этим государствам
- Чем закончился для Византии четвертый крестовый поход?( 1204 г. разграбление, опустошение)
- Расскажите об особенностях Византии (духовный центр православия, находилась на пересечении главных торговых путей)
Заполнение контурной карты « Османская империя в XIV-XV вв” и ответы на вопросы (используя материал учебника)
Обведите границы Византийской империи к середине XIVв
Закрасьте разными цветами владения турков-османов в середине XIV –XV вв
Обведите кружком столицу Византии и подпишите дату ее падения
Документ: Прежде чем султан начал осаду, император послал ему предложение взять себе все города и их окрестности…но оставить ему, императору , Город, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан, не внимая этим предложениям, ответил, что сабля и его религия неразлучны, и потребовал, чтобы император сдал ему Город.
Город был взят, и войска, войдя в него, предали его крови и разграблению…
1.О каких событиях и о каком городе идет речь?
2.Какую роль сыграло это событие в судьбе Византии?
Постановка проблемы: Почему турки –османы смогли завоевать Византию?
(Отдельным учащимся можно дать задание-заполнение хронологической таблицы по параграфу)
В XIII в на северо-западе Малой Азии образовалось небольшое мусульманское государство.
Работа с учебником ( с 72, п 2, 3) и словарем в тетради.
- Назовите особенности империи османов, сравните со странами Балканского полуострова ( сильное войско- янычары, лучшая в Европе артиллерия, численное преимущество, религия- ислам, сильная власть правителя- султана)
- Могли ли Византия, Сербия и Болгария оказать достойное сопротивление османам?( организация нового крестового похода)
- Что такое церковная уния и была ли она установлена?
- Был ли крестовый поход удачным для Балканских государств?(крестоносцы были разбиты в 1444 г под Варной)
- Каковы причины гибели Константинополя? * От имени жителя Константинополя, покинувшего город на борту венецианского судна, напишите небольшой рассказ о падении столицы Византии( задание дается индивидуально, наиболее сильным учащимся)
- Как сейчас называется г. Константинополь?
- Какое значение имело падение Византии в 1453 году?
- Почему турки-османы смогли завоевать Балканы?
Закрепление( либо в форме теста, либо по вопросам учебника, либо составление синквейна)
Тест
I Установите соответствие
А Стефан Душан В Тимур
Б Базияд I Г Мехмед II
1 Разбил турков- османов при Анкаре
2 Завоевал Константинополь
3 Был разбит при Анкаре
4 При нем произошел наивысший расцвет Сербии
II Василевсы были готовы пойти на церковную унию потому что:
А Считали правильным объединение церквей
Б Этого требовал простой народ
В Надеялись получить взамен помощь Запада
Г На этом настаивали турки
III После взятия Константинополя город:
А Сохранил прежнее название
Б Был переименован в Царьград
В Был переименован в Стамбул
Г Был переименован в Новый Рим
IV « Живой налог» это:
А Самые трудолюбивые девочки, которых отнимали у родителей и отправляли вмастерскую по производству шелка
Б Каждый пятый конь
В Здоровые мальчики, которых отнимали у родителей и которых воспитывали в фанатичной преданности султану
Г Каждый десятый бык
V Константинополь удалось захватить:
А Базияду I В Тимуру
Б Мехмеду II Г Стефану Душану
Домашнее задание: Параграф 22, ответы на вопросы устно. Задания в тетради –тренажере. По желанию составить кроссворд по изучаемой теме