kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагмент дистанционного урока по истории Древнего мира в 5-м классе на тему "Древний Рим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен фрагмент урока дистанционного вида, в ходе которого учащиеся изучают тему "Древний Рим" используя видеоролик по данной теме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент дистанционного урока по истории Древнего мира в 5-м классе на тему "Древний Рим"»

6


Тема урока "Древнейший Рим" Фрагмент дистанционного урока по истории Древнего мира в 5-м классе Учитель истории и обществознания Новосельская Татьяна Николаевна МБОУ «Молотинская СОШ»



Ход урока.


  1. Организационное начало урока. (1-2 мин.)

Урок начинается в vk взаимными приветствиями и активизацией внимания учащихся.


Учитель: Я надеюсь на взаимное сотрудничество, желаю вам успехов .


  1. Активизация учащихся: (1-2 мин.)

Учащиеся переходят по заранее подготовленной для них ссылке с видео по текущей теме, Попутно находясь в групповом звонке из социальной сети vk.com включив веб-камеру.

Ресурс «Видео» (учитель комментирует то, что ученик видит на экране).


Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был повторительно-обобщающим.


  1. Изучение учебного материала. https://www.youtube.com/watch?v=GIteL34FvbQ

(Сообщение темы и целей урока.)

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии древнего мира. Это ещё одна древняя цивилизация. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение.

Тебя ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную до этого урока, но полученные знания, будут необходимы – и для изучения новых тем по истории, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни.


План урока.


1. Местоположение Рима и его природные особенности.
2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.
4. Управление в древнейшем Риме.


Ты узнаешь местонахождение Рима, познакомишься с его природными и географическими условиями, выяснишь, как жили римляне, чем занимались, и каким был политический строй.



Но для начала мы вернёмся к предыдущей странице в истории древнего мира и вспомним государство, о котором говорили на прошлых уроках.


- Я тебе подскажу, это полуостров на Средиземном море?

( Балканский полуостров)

- Какое государство на нём находится?(Греция)


В Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон, кроме северной, её омывают моря (Ионическое и Эгейское), на морях много островов.


- Если мы из Греции сядем на корабль и поплывем на запад, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – это Рим.



Задача для учащихся: сравни природные условия, занятия, управление в Древней Греции и Древнем Риме.






сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается

Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, разводили коз и овец, занимались ремеслом.

Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов.


- Откуда мы можем узнать историю данного государства?

(из источников)

- Скажи, как ты думаешь, кто является основателем данного государства?

(человек, народ)

- Это наши с тобою предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?


2) работа по учебнику:


- Легенда об основании Рима (стр. 204-206, почитание Весты и Марса)


- Запомним термины

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.



Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника (стр.206)

В наше время существуют и другие версии основания Рима.

3) Город на семи холмах и его обитатели.


- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.


“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

- Чем же занималось население?

1) осушали болотистые низины между холмами

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей


- Что же представляли собой дома римлян? (стр. 205)

Они жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

- Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- А каких животных они разводили? (рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий.

- А ещё римляне воевали, а возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросли во много раз.


4) легенда о подвиге Муция.


До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии, в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.


Стр. 207- легенда


5) работа по учебнику:


Римский народ делился также на патрициев

( древнейшие жители Рима) и плебеев (переселенцы из других областей Италии). Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат.

Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев.

Функции:

1) объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно.

- НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы будем говорить на следующем уроке.



5. Рефлексия: (1 мин.)

Обмен мнениями о содержании урока, оценка работы ученика, его активности, пожелания успеха в работе и согласование времени для оперативного подключения учителя в момент подготовки учеником домашнего задания).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фрагмент дистанционного урока по истории Древнего мира в 5-м классе на тему "Древний Рим"

Автор: Новосельская Татьяна Николаевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565888


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства