kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока истории в 6 классе  по теме "Формирование Древнерусского государства".

Тема: «Формирование Древнерусского государства».

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.
  • Методы контроля: устный, письменный.
  • Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
  • Формы: групповая, фронтальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование Древнерусского государства" »

Технологическая карта урока

Предмет: история России 6 класс

Рева Вера Сергеевна,

учитель истории и обществознания,

МОАУ СОШ

№1 с. Возжаевки филиал №1

Белогорского района Амурской области



Тема: «Формирование Древнерусского государства».

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.

  • Методы контроля: устный, письменный.

  • Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).

  • Формы: групповая, фронтальная.

Цели:

Формирование УУД.

Личностные УУД:

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственную точку зрения на возникновение государства у восточных славян, использовать термины;

  • организовывать взаимодействие в группах.

Познавательные УУД:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

  • выяснить систему управления Древнерусским государством;

Предметные УУД:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представления о причинах образования Древнерусского государства;

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание коллективизма, товарищества.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

















Ход урока


Цель этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учащегося

Ι. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке



Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Саше, Диме, Даше? А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения.


Знакомство с планом работы.

ΙΙ. Проверка знаний и умений учащихся по теме «Восточные славяне»..

Слайд 1

− Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.

Инструктаж учителя о правилах работы в группе.

  1. Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян (приложение 2).

  2. Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян» (приложение 3).

Вывод. Социальная структура общества у славян усложняется.






Знакомятся с правилами работы в группе.

Работают с контурной картой.

Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».

Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.

ΙΙΙ. Постановка цели и задачи урока. Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез















Слайд 2

Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.)

Какую тему сегодня нам предстоит изучить?

Слайд 3 ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».

Слайд 4

Задачи:

  • Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

  • Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

  • Выяснить систему управления Древнерусским государством.




Отвечают на вопрос.






Знакомятся со слайдами







Ι˅. Изучение нового материала.

Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.

Слайд 5

Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян» (приложение 4).

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.

Работают в группах.

Решают познавательные задачи.

Знакомятся с таблицей.

Прочитайте «Повесть временных лет» (приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Учитель оценивает ответы.

Читают «Повести временных лет».

Ответы учащихся от каждой группы.

Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.



Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)

В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.

Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы (прил. 6).

ФИЗМИНУТКА

РАЗ – ПОДНЯТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ, ДВА – СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ, ТРИ – В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА, ГОЛОВОЮ 3 КИВКА, НА 4 – РУКИ ШИРЕ, 5 – РУКАМИ ПОМАХАТЬ, 6 – ЗА ПАРТУ СЕСТЬ ОПЯТЬ

Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.








Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.

Выполняют самопроверку.

Выполняют физминутку




Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.



А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.

После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы.

Слайды 6-8

Работают в группе.

Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.

Представляют результаты: ученик от каждой группы (приложение 7).



Подведение итогов. Слайд 9

Итак, сегодня на уроке мы:

  • Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

  • Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

  • Выяснили систему управления Древнерусским государством.

Выводы.


˅. Первичное закрепление изученного.


Фронтальный опрос: цепочка.

− А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.

Слайды 10-12

1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.

2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).

3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.

4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.

6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)

Отвечают на экспресс-вопросы. Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.

˅Ι. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выставить отметки.

Прокомментировать ответы.

Ну, а теперь подведем итог. Вы выберете начало высказывания и продолжите его.



Закончите предложения и оцените работу товарищей в группе

Мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Научился…

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилась работа…

Сегодня на уроке я почувствовал…


˅ΙΙ. Постановка заданий на дом.

Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Слайд 13

Учебник: §3, вопросы 2,4,5 устно.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Презентация «Формирование Древнерусского государства»



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Используя контурную карту, определите территорию,

которую занимали племенные союзы восточных славян.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки


АВече

ВКнязь

ДОполчение

БСоседская община

ГСтарейшины

ЕДружина



ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Теории возникновения государства у восточных славян



Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

































ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Документ


«Повесть временных лет»


«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».














ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку







ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Схема «Внутренняя организация Древнерусского государства»



















ПРИЛОЖЕНИЕ 8




Самооценка ученика (Ф.И.) ______________________________________________________


Класс ________________ Предмет _________________________________________________

1. На занятии я узнал (ла) _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Лучше всего на занятии меня получалось __________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Основные трудности у меня были ________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Сам (ой) себе я желаю __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование Древнерусского государства"

Автор: Рева Вера Сергеевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока истории " Формирование древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-istorii-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "234921"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443547291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Формирование Древнерусского государства "
    ["seo_title"] => string(46) "formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "155768"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421322450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тест по истории России «Формирование Древнерусского государства». (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(76) "tiest-po-istorii-rossii-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159836"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421949355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока "Формирование Древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "149251"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420056041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок "Формирование Древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "135619"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416939227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства