Просмотр содержимого документа
«"Формирование Древнерусского государства" »
Технологическая карта урока
Предмет: история России 6 класс
Рева Вера Сергеевна,
учитель истории и обществознания,
МОАУ СОШ
№1 с. Возжаевки филиал №1
Белогорского района Амурской области
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
Формы: групповая, фронтальная.
Цели:
Формирование УУД.
Личностные УУД:
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственную точку зрения на возникновение государства у восточных славян, использовать термины;
организовывать взаимодействие в группах.
Познавательные УУД:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством;
Предметные УУД:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу.
Задачи урока:
сформировать у учащихся представления о причинах образования Древнерусского государства;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке
Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Саше, Диме, Даше? А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения.
Знакомство с планом работы.
ΙΙ. Проверка знаний и умений учащихся по теме «Восточные славяне»..
Слайд 1
− Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.
Инструктаж учителя о правилах работы в группе.
Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян (приложение 2).
Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян» (приложение 3).
Вывод.Социальная структура общества у славян усложняется.
Знакомятся с правилами работы в группе.
Работают с контурной картой.
Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».
Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.
ΙΙΙ. Постановка цели и задачи урока. Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез
Слайд 2
Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.)
Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснить систему управления Древнерусским государством.
Отвечают на вопрос.
Знакомятся со слайдами
Ι˅. Изучение нового материала.
Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.
Слайд 5
Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян» (приложение 4).
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
Работают в группах.
Решают познавательные задачи.
Знакомятся с таблицей.
Прочитайте «Повесть временных лет» (приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
Учитель оценивает ответы.
Читают «Повести временных лет».
Ответы учащихся от каждой группы.
Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.
Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)
В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы (прил. 6).
ФИЗМИНУТКА
РАЗ – ПОДНЯТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ, ДВА – СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ, ТРИ – В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА, ГОЛОВОЮ 3 КИВКА, НА 4 – РУКИ ШИРЕ, 5 – РУКАМИ ПОМАХАТЬ, 6 – ЗА ПАРТУ СЕСТЬ ОПЯТЬ
Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.
Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.
Выполняют самопроверку.
Выполняют физминутку
Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.
А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.
После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы.
Слайды 6-8
Работают в группе.
Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.
Представляют результаты: ученик от каждой группы (приложение 7).
Подведение итогов. Слайд 9
Итак, сегодня на уроке мы:
Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснили систему управления Древнерусским государством.
Выводы.
˅. Первичное закрепление изученного.
Фронтальный опрос: цепочка.
− А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.
Слайды 10-12
1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).
3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.
4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).
5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.
6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)
Отвечают на экспресс-вопросы. Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.
˅Ι. Подведение итогов урока. Рефлексия
Выставить отметки.
Прокомментировать ответы.
Ну, а теперь подведем итог. Вы выберете начало высказывания и продолжите его.
Закончите предложения и оцените работу товарищей в группе
Мне было интересно…
Сегодня я узнал…
Научился…
Мне было трудно…
Больше всего мне понравилась работа…
Сегодня на уроке я почувствовал…
˅ΙΙ. Постановка заданий на дом.
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
которую занимали племенные союзы восточных славян.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социальный строй и управление племенем у славян.
Заполните схему, используя условные знаки
А − Вече
В − Князь
Д − Ополчение
Б − Соседская община
Г − Старейшины
Е − Дружина
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Теории возникновения государства у восточных славян
Норманнская
Центристская
Славянская
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Документ
«Повесть временных лет»
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Схема «Внутренняя организация Древнерусского государства»