kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фашизм в Восточной Пруссии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был подготовлен в рамках предмеиной недели истоии в МАОУ СОШ №4 г.Калининграда. Целью данного урока была попытка рассмотреть и проанализировать появления в Восточной Пруссии  такого явления как фашизм. Необходимо было рассмотреть специфику появления фашизма в данном регионе, выявить общее и различное в появлнии фашизма в сравнении со всей остальной Германией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фашизм в Восточной Пруссии. »

Открытый урок: «Фашизм в Восточной Пруссии».


Данный урок проводится в параллели 9-ых классов в МАОУ СОШ №4 г. Калининграда в рамках предметной недели открытых уроков.

Цель урока: систематизировать знания о понятии фашизм, определить специфику существования и развития фашизма именно в восточной Пруссии.

Задачи урока:

1) Рассмотреть причины зарождения фашизма.

2) Систематизировать знания о понятии «фашизм», со всеми ему сопутствующими явлениями.
3) Вспомнить классовую сущность фашизма, на кого он опирался именно в Восточной Пруссии.
4) Воспитывать ненависть к унижению человеческого достоинства, ко всякого рода ущемлению прав человека, насилию.

5) Сравнить события, происходящие в Восточной Европе в 30-ые г.г. с событиями, которые происходят в Европе в настоящее время (гражданская война на Украине, события в Одессе и т.д.).


Виды деятельности:

1) фронтальная беседа,
2) связь с современностью,
3) работа с учебным пособием,
4) рассказ учителя,
5) сообщения учеников,
6) групповая робота,
7) межпредметная связь.


Оборудование: документы, учебник, кластер, доклады.

Оформление доски: даты, термины, схема.


Ход урока.


  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся.

  1. Формирование новых понятий.

Задача на урок. «Сон разума рождает чудовищ». (Раскрыть в конце урока смысл фразы).









Слово учителя.

1) 70 лет прошло со времен окончания войны, большой срок. У людей родившихся в последние годы войны – уже взрослые дети и внуки. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетия. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, что спас мир от нацистской чумы, о том, что такое фашизм, нельзя вытравить и уничтожить. Об этом нужно помнить всегда.


  1. Тема урока. «Фашизм в Восточной Пруссии». Запись в тетрадях.

Слово учителя.

Исходя из темы, о чем мы должны вспомнить на сегодняшнем уроке?

(о развитии и существовании фашизма Восточной Пруссии).

Давайте вспомним, какие режимы правления существуют? (демократический и недемократический)

Режимы правления.

Назовите недемократические режимы правления? (авторитарный, тоталитарный, фашистский, диктат, тирания).

Слово учителя.

Сегодня на уроке когда мы будем говорить о появлении фашизма в Восточной Пруссии будут звучать следующие слова:

Шовинизм.

Расизм.

Реваншизм.

Национализм.

Фашизм (от итал. fashio - борьба. Соотнести фашизм и национал-социализм).

Я просил вас найти значения этих слив в толковых словарях.


Слово учителя.

Я не случайно поставил слово «фашизм» в конце, поскольку оно включает в себя все эти понятия.


- Что несет с собой фашизм?

Ответ учащихся.


Но тогда германцы ещё этого не знали.

А сейчас поговорим о причинах появления фашизма в Восточной Пруссии (самостоятельная работа учащихся с учебником):

После Первой мировой войны в Германии появилась особая провинция — Восточная Пруссия, связанная с основной территорией государства только морем, а на суше — через Данцигскии коридор. Ситуация в Восточной Пруссии была непростая: тяжелое экономическое положение, безработица, сложное общепсихологическое состояние населения.

Национал-социалистическое движение в самом начале его развития не получило в Восточной Пруссии распространения. В провинции на рубеже 1910-20-х годов сильным было влияние объединений, которые склонялись к советскому пути преобразования Германии. Тем не менее, страна выбрала социал-демократический путь развития.

В то же время экономический кризис, не обошедший стороной и Восточную Пруссию, предвещал неминуемые изменения в политической жизни провинции. С 1929 по 1931 г. только в Кенигсберге обанкротились 513 предприятий и фирм, безработных насчитывалось 33 тыс. человек. Кризис производства дополнялся финансовым кризисом. Долг города вырос с 25 до 87 млн. марок. К началу 1933 г. Кенигсберг фактически стоял на грани финансового краха.


Слово учителя. Формирование и развитие нацизма в Восточной Пруссии.

Благодаря чему происходит столь быстрый рост популярности партии (работа с учебником. Ответы учащихся).

В 1925 г. была организована местная группа нацистской партии НСДАП с небольшим отрядом штурмовиков. В 1926 г. в Кенигсберге впервые выступил Геббельс. В 1927 г. в городе насчитывалось всего около 80 членов нацистской партии. В Кёнигсбергском депутатском собрании от нее было три представителя, в магистрате — ни одного. Однако нацисты стали закрепляться в городских службах, других учреждениях.

Идея быстрого возрождения немецкой нации, провозглашенная Гитлером и его партией, стала своеобразным живительным бальзамом для ущемленного национального самолюбия. Навязчивые лозунги о необходимости «жизненного пространства» для немцев в Европе и за ее пределами, о верховенстве германского народа над другими, якобы физически и морально вырождающимися, о защите чистоты немецкой нации, о высоком общественно-биологическом значении войны как фактора отбора и воспитания — всё это не казалось бредом.

Нацисты получают доверие населения. Наиболее благоприятную почву национал-социалисты находили в маленьких городках юга провинции, налаженная жизнь которых оказалась разрушенной экономическим кризисом, непосредственно задевшим практически каждого жителя.

В межвоенный период в Восточную Пруссию стали прибывать мигранты. Население провинции увеличилось более чем на 400 тыс. человек (прирост 20-25 %). Миграция не была стабильной. Она носила волнообразный характер. Например, в первые послевоенные годы прибыло большое количество фронтовиков, беженцев из России. Вторая волна притока населения приходится на 1930-1936 гг. — период нацистского подьема. И только в последние предвоенные годы возросло число лиц, покинувших провинцию. Это были те, кто предчувствовал скорое начало войны.

В основном же увеличение численности населения провинции произошло за счет маргинальных элементов (демобилизованные солдаты, польские рабочие-отходники и т. д.), легко поддающихся пропагандистскому влиянию. В 1939 г. в Восточной Пруссии более половины жителей проживало в населенных пунктах численностью менее 2 тыс. человек. Значительное число переселенцев обустраивалось на проживание как раз в небольших городах и населенных пунктах.


Борьба коммунистов, социал-демократов и фашистов (сравнение с событиями на Украине).

В 1920-х годах коммунисты и национал-социалисты во время выборов получали примерно одинаковое число голосов. Выборы в Кёнигсбергское депутатское собрание 5 марта 1933 г. показали, что население провинции отдало предпочтение национал-социалистам (54 % голосов и, соответственно, мандатов). Коммунисты оказались только третьими, пропустив вперед еще и социал-демократов. Э. Кох стал гауляйтером Восточной Пруссии, а в середине 1933 г., добившись отставки обер-президента провинции Вильгельма Кучеры, занял его место.


Нацисты у власти.

Нацисты у власти. В общественно-политической жизни начались серьезные перемены. Были запрещены многие восточнопрусские газеты. К концу 1933 г. из семи кёнигсбергских газет остались три. Все службы, учреждения, вузы и школы, печать, радио взяли на вооружение нацистскую идеологию. На сознание обывателя выливались потоки «идеологического горючего» — национал-шовинизма и партийного доктринерства.

Обучение и воспитание подрастающего поколения резко политизировалось. Сочинения писались только на «патриотические» темы. В школах началось деление на «арийцев» и «неарийцев». Последних запрещалось оценивать выше, чем учеников-«арийцев». На уроках музыки разучивались песни «Гитлерюгенда».

В русле нацистских «духовных» реформ было определено место и Кёнигсбергскому университету, призванному в новых условиях поставлять фюреру квалифицированные научные и пропагандистские кадры. Прием студентов ненемецкого происхождения резко сократили. Часть профессуры безоговорочно поддержала нацистскую идеологию и политику.

В сентябре 1935 г. нацисты выпустили откровенно шовинистический, антисемитский закон «О защите немецкой крови и немецкой чести». Через два-три года нацистские власти перешли к политике физического уничтожения евреев: штурмовые отряды поджигали синагоги, разоряли кладбища, грабили магазины и квартиры евреев. Все это было и в Кенигсберге. Из 3,5 тыс. евреев, проживавших в городе в 1933 г., к концу 1942 г. практически никого не осталось.

Надо сказать, что Третий рейх приложил значительные усилия для хозяйственного развития провинции. В Кенигсберге строились народные школы, приюты, школы профессиональной подготовки, спортивные комплексы и детские площадки, застраивались окраинные районы, расширялся рыбный порт Пайзе...

Однако большинство объектов социальной сферы предназначалось для воспитания населения, особенно подрастающего, в духе единственной идеологии — фашизма. Более того, в провинции быстрыми темпами велось строительство и других объектов: здания для войсковых частей, штабных и управленческих служб. В лесах Земланда возводились военные заводы и склады для боеприпасов, а Люфтваффе «опоясала весь город широким кольцом, состоящим из полдюжины аэродромов». В промышленности преуспевали только те фирмы, которые занимались строительством или военными поставками.

Фактически, нацистская власть отвела Восточной Пруссии роль авангарда своей агрессии на востоке. Население провинции, не разделявшее вначале нацистские взгляды, вскоре стало их поддерживать. Поэтому высказывания Гитлера от 2 сентября 1936 г. о том, что «у нас перенаселение, и мы не можем прокормиться на своей земле... Окончательное решение заключается в расширении жизненного пространства, т. е. сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Это задача политического руководства...», жители Восточной Пруссии приняли и одобрили.

Приближался день, с началом которого Восточная Пруссия стала прифронтовой провинцией: 22 июня 1941 г. Население было убеждено — скоро начнется война. И она началась.


Слово учителя.

Нам – людям надо быть осторожнее, и продолжать борьбу с «коричневой чумой», потому что фашизм это государственный терроризм, гонка вооружений, необузданный милитаризм, агрессия: ФАШИЗМ – ЭТО ВОЙНА.


Работа в группах, анализ документа.

- Почему фашизм получил (или не получил) признания именно в Восточной Пруссии?

- Какие слои общества опирались на фашизм?


Слово учителя.

Итак, по представлению фашизма, история человечества была ничем иным, как борьбой за существование различных наций или рас, самой жизнеспособной они считали арийскую или нордическую расу, к которой относили немцев.

Их историческая миссия заключалась в завоевании мирового господства. Ради своей идеи они готовы были уничтожить все человечество, кроме расы избранных, очистив ее от неполноценных – коммунистов, инаковерующих, тех кто не может доказать арийское происхождение вплоть до 5 колена.


- Как называется современный фашизм?

Неофашизм.

Слова учителя.

С момента возникновения фашизма возникло новое течение АНТИФАШИЗМ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Фашизм в Восточной Пруссии.

Автор: Сапунов Андрей Вячеславович

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства