kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эпоха Возрождения и гуманизма. Великие географические открытия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка характеризует историко-культурный перелом в Западной Европе, положивший начало развитию современного мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Возрождения и гуманизма. Великие географические открытия.»

Всеобщая история. 10 класс.

Тема: Эпоха Возрождения и гуманизма. Великие географические открытия.


«Творенье может пережить творца: творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ им запечатленный, веками будет согревать сердца».

Микеланджело Буонаротти


Цели: 1. Дать определение понятиям: «Возрождение» - Ренессанс – историко-культурный перелом в Западной Европе, положивший начало развитию современного мира, «покинувший» Средневековье (XIV- XVI в.), гуманизм – рационалистическое мировоззрение, противостоявшее церковно-схоластической средневековой культуре, теократия - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства.
Охарактеризовать характерные черты Возрождения. Определить, как гуманизм повлиял на социально-политическую и научную мысль? Определить основные этапы Возрождения, на основе творчества гениев эпохи – живописцев и архитекторов. Показать на карте территории – центры Возрождения и гуманистической мысли (типографии и центры книгопечатания), основные географические открытия.

2. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений. Уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности.

3. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами. Формировать художественно-эстетические взгляды.

Тип урока – комбинированный. С демонстрацией презентации – «Эпоха Возрождения и гуманизма». Видеофильмы: «Величайшие шедевры МХК» - Рафаэль, Микеланджело, Вермеер, Тернер, Джотто и Леонардо; «Лувр. Все началось с загадочной улыбки».


I. ПЗУ: Как вы думаете, почему Возрождение, обязано своим появлением, именно Италии? Ответьте на вопрос, что раньше всего появилось в Италии?

Раньше всего: бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура, находились банки =» начала формироваться раннебуржуазная культура =» культура Возрождения.

Бюргерство ?(промышленная, торговая, ростовщическая буржуазия) нуждалась? Для развития хоздеятельности - (развития точных наук, естествознания, математики, нотариусах, учителях, врачах – людях умственного труда, для ведения торговых и кредитных операциях между городами Италии и за границей), создать? (комфортабельные условия жизни и украсить свои дворцы произведениями искусства).

Т.О. – вместе с формирующейся буржуазией появляется ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: литераторы, философы, историки, поэты, музыканты, архитекторы, художники, инженеры, врачи…оказавшие влияние на формирование новой идеологии.


II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете из истории об эпохе Возрождения, что читали, какие фильмы смотрели? Кого из выдающихся художников и ученых эпохи Возрождения вы можете назвать? В чем их гениальность?


Давайте начнем составлять таблицу «Искусство Возрождения». Подумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме.

Гении эпохи Возрождения

Произведение

Вид искусства














Термин «Возрождение» придумал в середине 16 в. один из деятелей Позднего Ренессанса основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511-1574 гг.). Своим современным значением понятие «Ренессанс» обязано французскому историку-романисту Жюлю Мишле (1798-1874 гг.).


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Прочтите текст стихотворения Петрарки «Италия моя» (С.174) и текст Макиавелли «Государь» (С. 175), и ответьте на вопросы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ – Ренессанс, указывает на связь новой культуры с античностью, где даже боги были наделены человеческим обликом и человеческим характером.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.

В настоящее время термин Возрождение превратился в пример культурного расцвета: Остготское возрождение (5-6 вв.), Арабский «золотой» век (8 в.), Каролингское возрождение (9 в.), Отоновское возрождение (конец 10 в.), возрождение 12 века…


Периодизация Возрождения.

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) - связан с византийскимироманскими и готическими традициями - центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер,  в скульптуре (Никколо и Джованни ПизаноАрнольфо ди КамбиоАндреа Пизано). Демонстрируются произведения искусства.

  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) - все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. 

Демонстрируются произведения искусства.

  1. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) - центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).

Демонстрируются произведения искусства.

  1. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) - Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима. Демонстрируются произведения искусства.


Покажите на карте территории – центры Возрождения и гуманистической мысли (типографии и центры книгопечатания).

Как вы думаете, почему существующее мнение, что «Когда говорят пушки, музы молчат» нельзя отнести к Возрождению? (изобретение пушек и огнестрельного оружия).


Что представляла собой Картина мира в Средние века? – земное существование связано с временным пребыванием души в теле. Высший мир – мир небесный, где царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле.

У истоков Возрождения стоит великий поэт, создатель итальянского языка Данте Алигьери. Родоначальником гуманизма – поэт Франческо Петрарка, его идеалы – свобода человеческого духа, гармоническое развитие человека его творческий потенциал –идеал Возрождения.


Единая мировоззренческая платформа гуманизма:

1. Возрождение Античности, как главного источника человеческой культуры и нравственности.

2. Отрицание традиций церковно-феодальной культуры.

3. Идеал – свободный человек-творец.

4. Отстаивать права человека на счастье в земной жизни.

5. Вера в разум и возможность рационального познания.

6. Провозглашение красоты мира и человека в качестве главного эстетического идеала.


Составьте таблицу «Ученые-гуманисты эпохи Возрождения».

Ученые-гуманисты

Произведения

Основные идеи














IV. ОЗ: Так что же такое Ренессанс? Определите какое новое сословие (бюргерство) появилось в Средневековье и как оно повлияло на эпоху Возрождения? Прочтите в учебнике, с. 172 ?2 и ?4, ответы обоснуйте. Ответьте на ?6, с. 173. Выскажите свое отношение к приведенному суждению – «Когда говорят пушки, музы молчат». Прочтите в учебнверу?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Каковы причины великих географических открытий? В чем заключается значение великих географических открытий? Заполнить таблицу «Великие географические открытия».

Межпредметные связи: литература, история, право, экономика, МХК.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Профильный уровень. ВИ – С.В. Новиков, О.В. Дмитриева, О.И. Посконина. Прочитать § 24-25, с. 182-206. повторить §4-5. Ответить на ? С. 172-2,3,4,5,6; С.173-2,5. Выписать новые понятия и термины. Дифференцированные задания: для сильных, с. 173-практическая работа, с. 175-проекты, исследования, творческие работы. Написать эссе: 1 тема «Неистовая страсть к знанию, ученое подвижничество составляли родовой признак гуманистов», 2 тема «Гуманизм Возрождения представляется как диалог Рима с Римом, языческого Рима с Римом Христа, античной цивилизации с христианской цивилизацией».

Базовый уровень. ВИВ.И. Уколов, А.В. Ревякин. Прочитать § 14, вопросы №1, с. 172, №3-4, с. 173 письменно в тетрадях. Вопрос №1 и №2 подготовить ответы. Практическая работа, с.173, подготовить выступление перед одноклассниками «Искусство Возрождения. Художники, скульпторы, архитекторы», «Великие географические открытия. Пионеры морей», готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).


Сравнительная таблица «Мировоззрение в Средневековье и эпоху Возрождения».


Средние века

Эпоха Возрождения

Христианство, теизм (вера в Бога), ислам

Пантеизм (Бог есть мир)

Бог трансцендентен – «Сущий над всем сущим»

Бог=материя=первопричина=природа

Теология- Богословие-главная наука

Философия-служанка

Философия-наука о природе

Развитие естественных наук

Человек-творение Бога

Греховность, мистицизм

Человек-творец, подобен Богу

Универсальность, гуманизм, гармония

Геоцентризм – Земля неподвижный центр Вселенной

Антропоцентризм – Человек, есть средоточие Вселенной и цель всех свершающихся событий



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эпоха Возрождения и гуманизма. Великие географические открытия.

Автор: Плешечников Юрий Васильевич

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства