Ход урока | Содержание педагогического взаимодействия |
Этап | Цель | Задания | Формируемые УУД |
Мотивационно-целевой (4 мин) | Мотивация, постановка учебной цели, ее принятие | Определить обобщающее слово для однородных членов предложения «водопровод», «канализация», «гигиена», «очистные сооружения», «насосная станция», «водонапорная башня» | Познавательные: выделение необходимой информации Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей (определить «водоснабжение» как обобщающее слово) |
Ориентационный (6 мин) | Актуализация, введение в тему; создание проблемной ситуации, принятие цели УПД | Ответить на вопросы: Как Вы связаны с водоснабжением? В чем заключается суть Вашей специальности? Зачем она нужна? Какую пользу приносит городу? Когда в Петербурге появилась система водоснабжения? Формулировка темы урока «Эпидемия холеры в Санкт-Петербурге 1830-1831 гг. и ее производные» Ответить на вопрос: Как данная тема связана с водоснабжением, историй и математикой? Познакомиться с планом урока | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, проблемы Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи (индивидуальные ответы на поставленные вопросы) Регулятивные: целеполагание, прогнозирование (связать эпидемию холеры со спецификой осваиваемой специальности и общеобразовательными дисциплинами) Личностные: смыслообразование (понимание сущности получаемой специальности в историческом контексте) |
Содержательно-операционный (22 мин) | Решение учебной задачи, освоение и интериоризация содержания, способов деятельности, первичный контроль, коррекция | Познакомиться с информацией о холере как инфекционном заболевании (определение вируса холеры, его особенности, очаги распространения и причины возникновения эпидемий) Решить практическую задачу по математике, направленную на вычисление масштаба распространения вируса с использованием формул дифференцирования. (В 1830-м году группа индийских купцов, зараженных вирусом холеры, прибыла в порт Санкт-Петербурга. Быт не был налажен, системы водоснабжения еще не было, и им пришлось использовать речную воду. Таким образом, опасный вирус попал в воду и начал распространяться по округе. Закон распространения вируса холеры можно описать как функцию X(t)= . Какое расстояние данный вирус преодолеет за 3 секунды?) Познакомиться с информацией о причинах эпидемии холеры в Петербурге в 1830-1831 гг. (Петербург – крупный международный порт, аномально жаркое лето 1830 года, нерешенный вопрос водоснабжения и водоотведения и антисанитария, использования рек и каналов как для получения питьевой воды, так и для сброса нечистот, массовое переселение крестьянского населения в столицу на летние заработки) Узнать о методах борьбы с разразившейся эпидемией холеры, определить их эффективность в решении поставленной задачи («Николаевские методы» решения вопроса в 1830 году: насильственная госпитализация, военные кордоны и карантин силами чиновников и полиции, - не помогли. Совместная работа государства с местным сообществом: церковь, печать, купечество, врачи, - позволила остановить эпидемию) Ответить на вопрос «Каким образом необходимо решать существующие проблемы?» Познакомиться с историческими последствиями эпидемии холеры в Петербурге (власти осознали необходимость ведения диалога с обществом и дали существенный толчок развитию гражданской инициативы, которая покажет себя при Александре II; вопрос организации системы водоснабжения и водоотведения становится ключевым в деле защиты экологической безопасности жителей города) | Познавательные: развитие навыков вычисления производных, воспроизведение ранее изученного материала, умение давать определения понятию (физического смысла производной), выполнение действий по алгоритму, рефлексия способов действий; выделение необходимой информации и структурирование знаний (усвоение основных способов решения общественных проблем), установление причинно-следственных связей (связать осваиваемую специальность с эпидемией холеры в Петербурге, связать Николаевскую эпоху в России с будущими реформами Александра II) Коммуникативные: владение устной и письменной математической речью; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других Личностные: формирование мотивации учения, жизненное самоопределение (формирование положительного образа осваиваемой специальности, способствование осознанию ее важности и полезности для жизни города и пониманию необходимости участвовать в общественной жизни) |
Контрольно-оценочный (13 мин) | Контроль, оценка, рефлексия (соотнесение результата и цели) | Ответить на вопрос «Как холера связана с вашей специальностью, историей и математикой?» Обратить внимание на важность командной работы и разделиться на 4 группы для выполнения практической работы Решить математические задачи (1. Вирус холеры распространяется по воде, согласно закону X(t)=. Какую скорость будет иметь данный вирус в момент времени, равный 2 секундам? 2. Зараженные вирусом холеры индийские торговцы решили умыться в реке. Закон распространения инфекции можно описать как функцию X(t)=. В это же время, крестьянин Кузьмин набирал в ведро воду для питья. Сколько секунд есть у Кузьмина прежде чем до него доберется зараженная вода?) и заполнить лакуны в тексте-выводе по уроку («консерватизм»– «диалог»– «гражданское общество»– «реформы»– «водоснабжение») Презентовать полученные результаты на доске перед товарищами и проверить правильность выполненных заданий Записать домашнее задание (повторить раздел «Николаевская эпоха в России для написания проверочной работы) | Познавательные: развитие навыков вычисления производных, воспроизведение ранее изученного материала, выполнение действий по алгоритму, рефлексия способов действий; установление причинно-следственных связей, синтез, восполнение недостающих компонентов (заполнение лакун в тексте на основе знаний, полученных на уроках истории) Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения (выполнение практической работы) Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка Личностные: нравственно-этическая и профессиональная ориентация, самоопределение (моральный выбор в пользу активного участия в общественной жизни, понимание важности собственной специальности) |