Элективный курс по истории России "Россия на рубеже XX - XXI веков. Проблемы и перспективы развития"
Элективный курс по истории России "Россия на рубеже XX - XXI веков. Проблемы и перспективы развития"
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 – х классов с ориентацией на социально – гуманитарный профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые остались в памяти человечества. Учитывая сложность рассмотрения некоторых исторических событий, деятельности общественных групп и исторических личностей, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по истории России "Россия на рубеже XX - XXI веков. Проблемы и перспективы развития" »
Пояснительная записка
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 – х классов с ориентацией на социально – гуманитарный профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые остались в памяти человечества. Учитывая сложность рассмотрения некоторых исторических событий, деятельности общественных групп и исторических личностей, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Цели курса:
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.
Задачи курса:
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходят в суверенной России, определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.
Общими принципами отбора материала программы являются:
- системность
-целостность
-объективность
-научность
-доступность для учащихся средней школы
-реалистичность с точки зрения усвоения материала
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения
Инвариантность содержания – программа приемлема для разных групп школьников.
Системность содержания – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Контролируемость программы обеспечивается достаточной степенью операциональности и иерархичности описания знаний разных аспектов современной истории России, которые предполагается сформировать у обучающихся при изучении программы.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов.
Место курса: автор исходит из того, что изучение новейшей отечественной истории формирует у учащихся:
-знания, основной характеристикой которых является научность и фундаментальность и практическая ориентация
- ценности, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, уважение прав человека, толерантность.
- способности, среди которых особо выделяются:
А) формирование системы мыслительных средств, обеспечивающих присвоение исторического материала
Б) способность к проведению исторического исследования
Значимость, роль и место данного курса определяются также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. На основании изучения данного курса учащиеся должны и могут усвоить приоритеты внутренней и внешней политики России на современном этапе. Данный курс может помочь школьникам овладеть способом исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Предлагаемый курс должен обеспечить школьников достоверной и полной информацией. Сформировать у учащихся целостное представление о месте истории России в контексте всемирно – исторического процесса. Подвести детей к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой. Раскрыть роль народов России, их вклад в мировое развитие, значимость российского опыта решения глобальных и региональных проблем.
Курс будет способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующихся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России.
Примерное тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Лекция
Семинар
1.
Введение. Необходимость преобразований во всех сферах советского общества. Общество на пороге реформ
2
Лекция
2.
Советский Союз в 1985-1991 годах. Последняя попытка внутрисистемной реформации. Преобразования и их результаты.
4
Лекция 2 ч.
Семинар 2 ч.
3.
Россия в 1991-1993 годах. Путь к суверенитету. Судьба Советов. Первые шаги в капитализм.
4
Лекция 2ч.
Групповая дискуссия 2 ч.
4.
Российская Федерация в 1993-2002 годах. Продолжение либеральных реформ. Становление российской государственности. Формирование нового общества.
4
Лекция 2 ч.
Семинар 2 ч.
5.
Итоговое обобщение. Молодежь в современной России. Твое место в современном мире.
2
6.
Защита проектов
2
Всего: 18часов
Литература
Вяземский Е.Е.»История России в 1990 годах. Материалы по курсу «История России в 20 веке»,М.:ЦГО,2000
Вяземский Е.Е. «СССР – Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина».М.: Ступени, 2003