Экономическое положение Казахстана в XIV – XV веках.
Экономическое положение Казахстана в XIV – XV веках.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: скотоводство, земледелие, города и сельские поселения, ремесла, ювелирное ремесло, стеклоделие.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономическое положение Казахстана в XIV – XV веках.»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:_________________
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Тема : Экономическое положение Казахстана в XIV – XV веках.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: скотоводство, земледелие, города и сельские поселения, ремесла, ювелирное ремесло, стеклоделие.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Расскажите о социальной структуре государств, существовавших на территории Казахстана в XIII-XV веках. Какие отношения являлись господствующими на территории Казахстана? Кто такие «Чингизиды»? Какое место они занимали в обществе?
Расскажите, кто такие «везиры», и «улугбеки»? Как еще назывались правители улусов? Как часто проводились курултаи? Кто принимал участие в их работе?
По какому принципу все казахское общество делилось на две части? Кого называли «Ак суйек»? Кто относился к «Ак Суйек»?, «Кара Суйек»? Чем можно объяснить такое разделение? Перечислите все категории «Кара суйек».
На какие категории делились все земли? Как назывались земли религиозных организаций? Что являлось главным мерилом богатства в обществе? Перечислите основные виды повинностей, которые обязаны были исполнить граждане государств.
Подготовка к усвоению нового материала
В начале XV века постепенно происходит восстановление экономики и хозяйства народов, населявших Казахстан. Постепенно восстанавливаются разрушенные войсками Чингисхана, эмира Тимура и Тохтамыша торговые связи, восстанавливаются города, начинается торговля с городами Средней Азии, Индии, России.
Усвоение новых знаний.
Основные виды хозяйствования.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ НАСЛЕЕНИЯ
Скотоводство
кочевое;
полукочевое;
оседлое.
Земледелие
На юге и юго-востоке (Семиречье) - ПОЛИВНОЕ.
Городская культура и торговля
На юге и юго-востоке (Семиречье) – между городом и кочевниками.
Ремесла
гончарное;
стеклоделие;
ювелирное;
металлургия.
К началу XV века, после смерти эмира Тимура, постепенно происходит восстановление экономики, культуры и торгового взаимообмена между городом и кочевым миром, возрождаются населенные пункты и традиционные маршруты кочевий.
Развитие скотоводства.
На территории Казахстана в основном развивалось три типа скотоводства – кочевое, полукочевое и оседлое:
КОЧЕВОЕ – было развито преимущественно в Восточном Дешт-и-Кыпчаке (Центральный и Северный Казахстан) и Западном Казахстане. Зимой население кочевало на юг – в район Сырдарьи и Аральского моря, а летом – на север. Маршруты кочевий доходили до 1000 км. На сезонных пастбищах (коктеу, жайляу, куздеу, кыстау) жили не более 2-3 месяцев;
ПОЛУКОЧЕВОЕ – пользовалось большой популярностью в Семиречье. Зимовки учтраивались в горных районах, а лето – пастбища на берегах Или, Чу, Таласа. На зимовках строились постоянные жилища. Длина кочевий – по 100-150 км;
ОСЕДЛОЕ (отгонное) – распространено в Южном Казахстане. Горожане присырдарьинских городов, наряду с ремеслами, занимались и земледелием, и скотоводством.
В основном разводили овец, лошадей, верблюдов. Крупный рогатый скот в небольшом количестве, главным образом, в местах оседлого хозяйства.
Земледелие в Казахстане.
Города были окружены земледельческими полями, садами, огородами, бахчами и виноградниками. Каждый из них были центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В XVI-XVII вв. искусственное орошение в продолжало развиваться в больших размерах, чем это было прежде.
Крупные центры поливного земледелия в XVI-XVII вв. — районы Туркестана, Саурана, Сыгнака и Сайрала. Отрарский оазис в ХЧ-ХЧII вв. получал воду из системы Тимур-арык, истоки которого находилась на реке Арыс. Общая протяженность магистрального канала свыше 40 км, при длине холостой части 10 км. Предположительная площадь орошения канала максимально достигала 250 кв.км, или 25 тыс.га.
Основные культурные растения — пшеница, рис, ячмень, овес, просо, тагар, виноград, арбузы, дыни, урюк, яблоки.
Ремесла.
Кочевники-скотоводы ханства занимались домашними промыслами, главным образом по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду и т.д. Хотя ремесло казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами.
В городах имелись ремесленные кварталы, развивались виды ремесла — керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, каменное, ювелирное, строительное дело и т.д.
Гончарное дело — самый массовый вид ремесленной деятельности городского населения. В Отраре был раскопан квартал
гончаров конца ХVI и первой половины ХVII в.в. Ремесленники объединялись — «цехи», о которых известно по сохранившимся цеховым уставам — «рисаля». Главой цеха считался «калан тар», избирающийся на цеховом собрании. В Фергане старшина цеха назвался «бобо» и «аксакал».
Также отмечается специализация гончаров. В крупных мастерских Отрара производились в качестве основного товара — водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Небольшие мастерские с печами во двориках выпускали мелкую и неполивную посуду: типа кесе, пиалы и тарелки. Также одни гончары делали посуду, другие – трубы для арыков, третьи – тандыры.
Кузнечное дело. В Отраре, Бузук-тобе, Кауган-ата, Сыгнаке обнаружены остатки железоплавильных печей ХVI-ХVII вв. Основные разновидности изделии кузнецов – орудия труда, чугунные котлы, оружия, подковы, изделия, необходимые в быту. Встречаются как кованые, так и литые изделия.
Ювелирное дело. Мастера применяли различные технические приемы: ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, накладную скань, позолоту насечку серебром. Серьги и браслеты, перстни и колье, застежки и бляшки, бусы из цветных камней – вот неполный перечень изделий ювелиров. Особо популярными были серебряные браслеты и серьги в форме «?» и «З».
Стеклоделие. Из стекла изготавливали посуду (бокалы, чаши, графины, рюмки, крышки) и украшения самых разных цветов – зеленого, голубого, красного и др.
Обработка кости. Она являлась традиционным ремеслом. Из костей и рогов изготовляли пуговицы, заколки, игральные
фишки, проколки, шилья и др.
Обработка камня. Ручные жернова из песчаника и гранита составляют при раскопках одну из наиболее частых находок. Из камня изготовляли — песты, ступки, теречки и др.
Торговля.
Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов. В городах и оазисах Южного Казахстана существовал в позднее средневековье стабильный рынок. На рынки городов Туркестана кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также оружия, изделия из дерева. В обмен получали разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного и металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из дорогих металлов, зеркала и многое другое.
Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Русским государством. Через территорию Казахского ханства пролегала сеть караванных дорог, особенно через города — Туркестан, Отрар, Сузак, Карачук, Сайран. Ибн Рузбихан называет Сыгнак — торговой гаванью Дешт-и-Кыпчака.
Закрепление новых знаний.Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.