Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов через уроки истоии и обществознания на примерах исторических, краеведческих и обществоведческих фактов и событий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания: Богданова Н.Д.
МБОУ «Киикская средняя школа»
Духовно - нравственное воспитание на уроках истории
На историю, как учебный предмет, возлагается особая задача – открыть перед учащимися и показать им непреходящие духовные богатства и ценности , которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, помочь понять и усвоить взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, любящий и умеющий трудиться. Это - гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни. Воспитать такую личность - задача исторического образования.
В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконрав-ственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, подтверждая своей жизнью действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
Уроки истории позволяют развивать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназ-начение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами.
Затронуть души и сердца современных школьников становится все сложнее.
Опираясь на главные цели образования, представления социального опыта и опыта личности, используя основные виды деятельности ученика, позволяющие ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе, немалую роль на своих уроках отвожу развитию ценностно-смысловых компетенций. Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Например, исторический документ времен Отечественной войны 1812 г., рассказывающий о партизанской борьбе против наполеоновских войск.
«Старостиха, Василиса Кожина, вооружившись косой и собрав вокруг себя мальчишек-подростков, сумела взять в плен небольшой отряд французов. Попытавшемуся ослушаться и не желавшему подчиниться женщине и детям французскому солдату, она снесла голову косой, добавив несколько слов для устрашения остальным французам. Пленники были морально сломлены и переданы русским солдатам». Вопрос: Какие можно сделать выводы на основе документа?
Приходим к выводу: В дни трудных испытаний для своей Родины, никто не хочет остаться в стороне от событий, подросток ты, или женщина – неважно. Каждый по мере своих сил и возможностей готов рискуя, приближать победу над врагом.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей – правителей, полководцев, государственных деятелей. Одни из них остаются незаметными, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания, как например, биографии Александра Солженицына или Дмитрия Сахарова – личностей, которых не сломили ни политическая опала, ни предательство друзей и близких. Пройдя через жизненные испытания, эти люди до конца остались верными чувству чести, гражданственности и патриотизма.
Примерами могут быть разные люди, порой совсем не масштабные личности, но с великой судьбой, неразрывно связанной с судьбой своей страны и малой родины.
Степан Березовский
Не могу не сказать нескольких слов о школьном мероприятии 2015 г, посвященному жизни и биографии нашего земляка Степана Семеновича Березовского.
Его биография тронула всех участников встречи, среди которых были школьники 7,8,9,11-х классов, учителя, близкие Степана Березовского, жители села. Наш земляк, уроженец с. Киик, Степан Березовский прожил долгую и насыщенную жизнь. За 106 лет он прошел 5 войн, застал двух последних царей Александра III и Николая II. На его глазах менялись руководители нашего государства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев. Это был человек-эпоха. Пройдя через все испытания, Степан Березовский создал крепкую семью, сумел оставить след в памяти не только своих детей, но и внуков, и правнуков. Наши ребята не только выступали в роли слушателей, но и были активными организаторами и выступающими. Знакомство с историей судьбы своего земляка, помогло всем участникам встречи ощутить связь времен и поколений, испытать чувство сопричастности к истории своего края и всей страны. Это был пример не абстрактного, а конкретного патриотизма через соприкосновение с героической судьбой своего односельчанина.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача учителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
Так на уроках обществознания в теме «Личность» (6-7 кл) мы говорим с ребятами о ценностных человеческих качествах, о гражданственности и патриотизме. Задаю вопрос «Можно ли быть патриотом сегодня, или для этого необходимы большие потрясения, военные события?» Ребята отвечают, что «можно», но затрудняются с примерами. Самый распро-страненный ответ – «Перевести бабушку через дорогу». Соглашаемся, но начинаем рассуждать дальше. Любовь к своей Родине – это не только помощь ближнему, но и не брошенная бумажка или фантик на улице, по которой ходишь ты сам и твои односельчане и гости, это неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг тебя: сегодня это драка первоклашек, а завтра это бесчестный поступок твоих сверстников. Каким станет общество и наша жизнь, если каждый будет думать только о своем спокойствии и благополучии? Тогда однажды и ты сам можешь стать жертвой несправедливости. На этом этапе ребята обычно активизируются, вспоминают примеры из жизни, книг, к/ф и выходят на правильные выводы.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.
При изучении современной Истории России в старших классах, касаясь социальных и национальных проблем, обсуждаем науроке ситуацию:
Проезжая на автомобиле по оживленной трассе Галина Степанцева, увидела плакат, призывающей к уничтожению евреев. Она остановила машину и попыталась сорвать плакат. Он оказался заминирован, женщина серьезно пострадала. Обсуждаем ситуацию с нескольких позиций:
- Правильно ли поступила Галина Степанцева? Какие чувства ей двигали?
- Почему не отреагировали на плакат представители автоинспекции, контролирующие порядок на трассе?
- Как должны были отреагировать на плакат остальные участники движения?
Выходим на вывод: Россия на протяжении всей истории ее развития была многонациональной страной. Считать себя русскими имеют право все нации, живущие здесь и прошедшие вместе немало грозных испытаний , сражаясь плечо к плечу, погибая за свободу своей Родины.
Подтверждаем это примерами из истории Великой Отечественной войны. Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар немецких войск, были представители 30 национальностей, которые сражались и умирали вместе. Подвиги русских солдат А.Матросова, А.Понкратова, В.Васильковского , закрывших грудью амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А.Шевченко, эстонец И.Лаар, узбек Т.Эрджигитов, киргиз Ч.Тулебердиев, еврей Е.Белинских и представители многих др. национальностей.
Эти примеры формируют у учащихся чувство национального единства и национального самосознания.
Воздействуя на сознание, чувства и волю воспитанников, учитель воспитывает у них убеждение в необходимости формирования положительных качеств и преодоления отрицательных. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».