Учитель: Примерно три с половиной тысячи лет тому назад в землю Ханаанскую, что на Восточном побережье Средиземного моря пришли кочевые племена семитов. Задолго до этого они жили за рекой Евфрат, затем переправились через нее и кочевали в Аравийской пустыни. Себя эти племена называли «народ Израиль». Другие народы называли их «евреи», что, вероятнее всего означало «переправившиеся через реку» или пришедши из-за реки». Во 2-м тысячелетии на территории Палестины образовалось множество царств. Они находились во власти египетских фараонов и платили им дань. Но с ослаблением власти фараонов в Палестину пришли новые племена кочевников из числа евреев и филистимлян. Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть. Себя эти племена называли «народ Израиль». Другие народы называли их «евреи», что, вероятнее всего означало «переправившиеся через реку» или пришедши из-за реки». Во главе племен стояли старейшины (слайд 4). Запишите в своих опорных конспектах понятие кочевники (слайд 5). Работая с учебником и атласом, определите географическое положение, наличие рек, рельеф и занятия древних евреев (слайд 6) Запишите в свои опорные конспекты полученные данные: обучающиеся выписывают в тетрадь особенности природных условий и занятий (река-Иордан, занятия - земледелие, строительство городов). Учитель: Борьба с Филистимлянами. Мирный труд народа Израиля был прерван нашествием «народов моря» — филистимлян. Библия свидетельствует о том, что древние евреи мужественно отражали нашествие врагов. Из Библии мы знаем, что одним из героев этой войны был Самсон. Он обладал огромной силой (о нем «Библейский рассказ» на стр. 82 учебника). Вопрос: Как вы оцениваете последний поступок Самсона? Учитель: Для объединения территории Палестины в борьбе с врагами встал вопрос о правителе. Первым царем стал Саул (первый царь. Одержал ряд побед над филистимлянами. Погиб в битве с ними вместе со своими сыновьями). После Саула израильтяне избрали своим царем юношу Давида (царь, избранный старейшинами израильтян (конец XI в. до н.э.)). Поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. Давид передал престол младшему сыну Соломону (965-928 гг.). При нем развивались торговые отношения, осуществлялся ввоз товаров; в городе был воздвигнут огромный храм. Он славился необычайной мудростью и справедливостью. До сих пор мудрое решение иногда называю соломоновым. После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое. Позже оба царства были захвачены соседями (север - войска Ассирии, юг-вавилонский царь). Говоря о вопросе религии, следует отметить, что евреи первыми из древних народов пришли к единобожию (монотеизму). Они верили, что единый бог Яхве сотворил мир и человека. Он дал людям заповеди (божественные законы), по которым они должны жить и которые не имели права нарушать. К народу обращение Бога шло через пророков. Пророки – люди, избранные Богом для того, чтобы донести всем божественное слово откровения. Они также могли предсказывать будущее своего народа. О них повествует Библия – собрание священных книг. Состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового Завета (27 книг). В составе книг находились произведения различных жанров (начиная от сборников мифологических сказаний и древних законов до любовных и бытовых повестей). Документ 1. Миф о сотворении мира Бог создал весь мир за шесть дней. Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была во тьме и пуста. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. Во второй день он разделил верх и низ, вверху были небесные воды, а внизу-земные. На третий день собрал он воедино все воды на земле. Так разлился океан, и показалась из воды суша. На четвертый день создал н два светила: одно, чтобы светить днем, а другое-ночью. На пятый день сотворил рыб и пресмыкающихся, а также птиц в небесах. В шестой день создал всяких зверей, бродящих по земле. Тогда же Бог сотворил и человека по образу и подобию своему. А на седьмой день Бог отдыхал от трудов своих и благословил этот день, сделав его праздником на вечные времена. Вопрос: что стремились объяснить древние евреи этим мифом? Пророками были праотец евреев Авраам, спасшийся от потопа Ной, пророк Илья, сумевший вызвать небесный огонь на свой жертвенник. Особое место среди пророков занимает Моисей. При археологических раскопках на землях Палестины находили много предметов из Египта, свидетельствующих о тесных связях народов. Вместе с тем древние письменные и археологические источники не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Документ 2. Затем ученики по тексту в рабочей книге изучают 10 заповедей Моисея, которые были отображены на скрижалях (скрижали – каменные доски, на которых были записаны заповеди) (стр. 85). Возможно использование игрового приема: к каждой из заповеди одна группа (ряд) формулирует вопросы, начинающиеся со слов «объяснить», «почему», а другая отвечает, затем отвечавшая группа ставит вопросы, а отвечает следующая группа и т. д. Чтение текста закачивается обсуждением вопроса, почему библейские заповеди восприняли многие народы мира и из века в век передавали их от одного поколения к другому? Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею? В заключение рассматривается вопрос о роли Библии в жизни людей. Заслушиваются сообщения «Библейские сюжеты в произведениях искусства» с компьютерной поддержкой. Учитель отмечает, что Библия была и остается самой читаемой в мире книгой. Ее нравственные заповеди объединяют всех людей доброй воли, учат их жить в согласии друг с другом и со своей совестью. Библейские сюжеты вдохновляли и вдохновляют писателей, поэтов, художников, скульпторов на создание высокохудожественных произведений, ставших, как и сама «Книга книг», достоянием духовного наследия Человечества. |