Просмотр содержимого документа
«"Дню защитников отечества посвящается.." (к 20-летию создания национальных вооруженных сил Казахстана) »
НовиковаГалина Владимировна -
библиотекарь Преображенской сш.
Кокпектинский район. ВКО
Библиотечный урок для учащихся 7-8 классов
к 20 – летию создания национальных
вооруженных сил Казахстана.
Новикова Г.В.
Преображенская сш.
2012
Классный час для учащихся 7-8 классов
"ДНЮ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА ПОСВЯЩАЕТСЯ …»
к 20 – летию создания национальных вооруженных сил Казахстана.
Цели:
Воспитывать любовь к Родине, познакомить с легендарным батыром, воином и писателем Б. Момыш-улы; развивать мышление, интерес к военному делу.
формировать представление о том, как казахстанцы, в разные времена, защищали Родину от врагов;
вызвать желание стать Защитником Отечества;
Задачи:
поддерживать интерес к чтению;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать положительные личностные качества.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, выставка книг «Дню Защитников Отечества посвящается…», библиографический обзор по теме.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Библиотекарь: Добрый день. Здравствуйте!
Прежде чем начать урок , давайте создадим благоприятную атмосферу на нашей сегодняшней встрече. Для этого попрошу вас повернуться друг к другу и улыбнуться. Слайд 3.
всех солдатов наших - Вот что значит этот день! День защитников отважных, Да и просто всех парней.
Библиотекарь: 7 мая 1992 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании национальных вооруженных сил. По традиции в День защитника Отечества президент Казахстана (который является верховным главнокомандующим) издает указ о присвоении очередных воинских званий и вручает награды отличившимся военнослужащим. - А сколько лет исполняется нашей армии в этом году?
- В этом году юбилей создания вооружённых сил Казахстана - 20 лет.
А какие ассоциации у вас возникают со словами «Защитник Отечества»?
( составление кластера) Слайд 5.
Библиотекарь: - Скажите, как вы понимаете слово «Отечество»?
- Правильно. Отечество – это наша Родина, которую мы очень любим, и будем всегда защищать. Понятие «Родина» формируется в сознании человека на основе чувства, которое чаще всего именуется греческим словом «патриотизм». А как, вы, понимаете слово «патриотизм»?
111. Практическое задание: Слайд 6.
На предложенных листках, в течение 3 минут, необходимо дать определение что такое «патриотизм», и что вмещает в себя это понятие.
( по окончании заданияжелательно выслушать всех читателей)
Библиотекарь: Кто же такой патриот? Согласно описанию в толковом словаре
Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.
Сейчас, я хочу предложить вам послушать разговор отца и сына о патриотизме
(чтение стихотворения Оразгулова Н.)
Кто такой «патриот»?
Я спросил у отца:
Он ответил:
«Патриот – это тот,
Кто свой дом бережёт».
И добавил:
«В этот «дом» входит двор,
Парки, скверы, наш город,
Астана, что цветёт год от года,
Казахстан – наша милая Родина.
Беречь – это значит любить беззаветно:
Просторы и степи, озёра и реки,
Отечество наше и всё,
Что на свете,
Что жизнь тебе дарит.
За всё ты в ответе».
Слайд 6. (посмотрите, пожалуйста, на доску, где дается толкование слова «патриотизм»).
Я понял:
Патриот – это тот,
Кто за Родину жизнь отдаёт
Кто трудиться, учится,
Духом растёт
И детям своим это знанье несёт!
Библиотекарь: А вы, согласны с таким толкованием?
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, а ещё это знание и уважение национальных традиций, знание государственных символов и гордость за них, знание своих героев, писателей и поэтов, это любовь к природе и её охрана, это, наконец, сознательное овладение знаниями на благо будущего своей Родины.
Библиотекарь: Молодцы! Спасибо всем за работу. А теперь небольшая рекламная пауза, где вы сможете показать свои знания.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами вместе,
Тот становиться умней!
1V. Эрудит- викторина для мальчиков: Слайд 7.
1.Геракл совершил их 12. (подвиги)
2. Любит Родину. (патриот)
3. Главная песня страны. (гимн)
4. Торжественное движение войск и военных. (парад)
5. Военная должность Н.А.Назарбаева. (главнокомандующий)
6. В неё призывают. (армия)
7. Песня, которую слушают стоя. (гимн)
8. Утренняя команда. (подъём)
9. Головной убор настоящего генерала. (папаха)
10. На плечах военного. (погоны)
11. Солдатский дом. (казарма)
12. Три взвода. (рота)
13. Дверь танка. (люк)
14. Главный на корабле. (капитан)
15. Морской повар. (кок)
16. Гараж для самолёта. (ангар)
17. Самолётная лестница. (трап)
18. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (пуля)
19. Стоит черепаха - стальная рубаха, враг в овраг - да еще где враг. (танк)
Библиотекарь: Молодцы, мальчики! Теперь предлагаю викторину для девочек.
Весёлая викторина для девочек: Слайд 8-9
.
1. День защитников Отечества отмечается:
7 июня
7 марта
7 декабря
7 мая
2. Кто изображён на одноимённой картине Васнецова ?
Три толстяка
Три богатыря
Три танкиста
Три поросёнка
3. Кто составлял экипаж машины боевой?
Три танкиста, три кудрявых парня
Три курсанта, три завидных жениха
Три лётчика ,три серьёзных товарища
Три танкиста, три весёлых друга
4. Как начинается Лермонтовское Бородино?
Скажи-ка дядя
Замолчи-ка тётя
Вам слово товарищ Маузер
5. Кого просил солдат проводить его до ворот, когда у него был выходной, и он собирался идти по городу, по незнакомым улицам?
Товарища генерал-майора
Товарища старшину
Товарища лейтенанта
Товарища по тумбочке
6. Чем был покрыт лес дремучий в песне о пограничнике?
Сметаной
Снегами
Клещами
Деньгами
7. Сколько зубастых щук поймали пионеры смелые в песне, про бескозырку белую?
40 штук
1 штука
10 штук
100 штук
8. В какой одежде приходил на службу Шеленберг?
Парадная форма
Полевой комбинезон
Штатский костюм
Домашний халат
- Молодцы, девочки! Всем спасибо за участие.
V. Осмысление
Библиотекарь: За 2,5 тысячелетия казахский народ, как птица Феникс, погибал и вновь возрождался. В разные годы могучие и храбрые сыны казахстанского народа защищали нашу Родину. Ярким примером могут служить панфиловцы - бойцы 316-й стрелковой дивизии
(впоследствии 8-я гвардейская) под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшей в 1941 году в обороне Москвы.
Слайд 10. В этом году легендарной Панфиловской дивизии, а также знаменитому подвигу ее воинов под Москвой исполнилось 70 лет.
Слайд 11. В память о героях- панфиловцах:
17 ноября 1941 года 316-я дивизия за боевые заслуги была награждена Орденом Красного Знамени, 18 ноября получила наименование 8-й гвардейской дивизии, а 23 ноября ей присвоено имя И. В. Панфилова, погибшего 18 ноября.
21 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В 1966 году в Москве в честь панфиловцев была названа улица в районе Северное Тушино (улица Героев-панфиловцев), где установлен монумент.
В их честь в 1975 году также был сооружён мемориал в Дубосекове.
В деревне Нелидово (1,5 км от разъезда Дубосеково), установлен памятник и открыт Музей героев-панфиловцев. В городе Алма-Ате, родном для панфиловцев, есть парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, в котором расположен монумент в их честь.
Упоминание о 28 «самых храбрых сынах» Москвы вошло также в песню «Дорогая моя столица», ныне являющуюся гимном Москвы.
Слайд 12. Библиотекарь: В составе этой дивизии служил и старший лейтенант Бауырджан Момыш-улы. Он был человеком долга, офицерской доблести и чести, который мог сказать, глядя в глаза любому: «Честь имею!». В нём удивительно сочетался национальный патриотизм с великим интернационалистом. Это был человек большой души и благородства.
(подготовленный читатель рассказывает кратко биографию Б. Момыш-улы)
Библиотекарь: Командир батальона 1073-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии старший лейтенант Бауырджан Момышулы, выполняя задание в тылу врага, вывел из окружения близ Волоколамска 690 советских воинов. Бауырджан участвовал в 27 боях при обороне Москвы. Все они ярко описаны в его книге «За нами Москва». Гвардии капитан Момыш-улы стоял насмерть со своим полком, был ранен, но поле боя непокинул. В следующем бою он получил тяжелое ранение и долго пробыл в госпитале.
Это был незаурядный, исполненный геройского духа офицер. Едва встав на ноги, он снова вернулся на фронт, а в январе 1945 года уже командовал 9-й гвардейской стрелковой дивизией в Восточно-Прусской операции.
Слайд 13. Гвардии полковник не знал, что еще в начале 1942 года, за бои под Москвой, командование представило его к званию Героя Советского Союза. Наградной лист затерялся в бурном фронтовом потоке, а может, попал в недобросовестные руки - таких случаев, к сожалению, было много. Золотая Звезда нашла своего героя слишком поздно, в 1990 году, когда его уже не было в живых.
Слайд 14. Сегодня, его имя носят школы и военные интернаты, его именем названы улицы городов Казахстана, о нем пишут, говорят, читают, снято множество фильмов, слава о нем с годами только умножается.
Вы слышите,
Слава героя гремит
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне,
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я cmpaн.
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан.
С. Муканов
V1. Библиографический обзор литературы .
Библиотекарь:«Нам известны военные подвиги Бауырджана Момыш-улы. Став писателем, он совершил второй подвиг. Оба подвига, на мой взгляд, равноценны», - говорил писатель Петр Вер-шигора. Баурджан Момыш-улы первый казахский писатель, который пишет как на русском, так и на родном языке. Он писатель двуязычный. Он, следовал принципу: «Знающий один язык - это один человек, знающий два языка, стоит двух достойных людей».
В этом тоже его богатство и счастье.
Слайд 15. Библиотекарь: Вышедшие из-под его пера крылатые слова, восхищают точностью и глубиной, красотой и человечностью. Его меткие высказывания поражают многогранностью и разнообразием. В знаменитых афоризмах Б.Момышулы заключена мудрость, опыт и знания воина-писателя, очевидца и участника Великой Отечественной войны.
Ребята помогут нам раскрыть значение знаменитых афоризмов Б.Момышулы
(выступления подготовленных читателей).
1, «Намысты нанга сатпа». «Честь за хлеб не продавай».
«Улттык сез1м, ен лайыкты сез1м». «Национальное чувство - достойнейшее из чувств».
«Отан ушш отка туе куймейсш». «За Родину в огонь войдя, не сгоришь»,
«Эд1лд1к асыкпайды - 6ipaк онын келер1 анык». «Справедливость поспешает медленно, но приходит неизбежно».
Библиотекарь: Батыр молодому поколению оставил пословицы и поговорки, взятые из жизненного опыта, как заключение его собственных философских мыслей. Он оставил после себя, около сорока изречений на разные темы: о поведении, нравственности, героизме, патриотизме, сознательности, и все они имеют глубокое философское значение.
В своё время А.В.Суворов сказал: «Возьми в пример героя!». «Бауырджан Момыш-улы представляется мне именно таким героем, по которому мы будем сверять свою совесть и честь, во имя защиты Отечества, во имя своего будущего». (Аскер (Леонид )Бакаев)
Я счастлив тем, что в этом мире,
Где зори не всегда светлы,
Поются песни о батыре,
Достойнейшем Момышулы.
Я восхищаться не устану,
Пускай подобных Баурджану
Все больше будет рядом с нами.
Сказал поэт К. Салыков и, думаю, все со мною согласятся.
Слайд 16-17. Далее (читатели-активисты проводят обзор с представленной книжной выставки «Дню Защитников Отечества посвящается…»)
Библиотекарь: Доблесть воинов-казахов, их человеческая надежность были всегда очень высоки. За долгое время работы с огромным количеством военных материалов не встречается ни один документ, свидетельствующий о предательстве, малодушии, трусости или еще каком-нибудь бесчестном проявлении, которое бы касалось казахов. Во всех исторических документах, военных мемуарах - они также упоминаются как люди храбрые, наделенные воинским духом, исключительно способные к ратному делу.
- Назовите, пожалуйста, известных вам батыров, воинов, героев войны вам известных.
(дети называют Абулхаира, Богенбая, Кенесары , Кабанбая, Алию Молдагулову, Маншук Маметову, Т.Бегельдинова, Б.Моиыш-улы, К.Аухадиева, В.Клочкова, И.Панфилова и многих других)
Библиотекарь: Слайд 18. Мы должны гордиться поколением людей, которое с оружием в руках отстояло право на мир.
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
А для этого нам нужна память о подвигах и героях. И в первую очередь вам, молодому поколению. Поступок героя, не только большая гордость, но и огромный в жизни пример, верный ориентир.
Отсюда начинается патриотизм. Отсюда начинается героика. Отсюда, вы, сегодняшнее молодое поколение, сможете сделать завтра свой первый шаг навстречу трудностям.
Вступив в третье тысячелетие с флагом Независимости, я думаю, что вы, ребята, будете достойными продолжателями славных дел своих предков, отцов и дедов.
V11. Рефлексия.
Упражнение «Рюкзак». Слайд 19.
Ребята, на доске вы видите «рюкзак». Сейчас я хочу вас попросить всех по очереди сказать, чтобы вы хотели взять с собой в дорогу вашей жизни, из тех знаний и ценностей, которые только что приобрели на нашем уроке?
(ответы детей.)
Библиотекарь: Слайд 20. Всем спасибо за урок.
Поздравляю будущих Защитников Родины с наступающим праздником!
"БУДУЩИМ ЗАЩИТНИКАМ" Сегодняшний день, Постарайся запомнить И в сердце его сохранить. Ты сильный, ты смелый, И враг вероломный, Боится к тебе подойти. И есть еще в жизни Большие дела, Куда тебя честь, За собой не звала, Ты смело ступай, Наготове копье! Боритесь за Родину, За счастье свое!