kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спорные вопросы правления Александра 1 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»





Факультет истории и права





Кафедра отечественной истории и этнологии



Статья на тему: «Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I»





Автор работы:

Смакаева Елена Маратовна,

студентка II курса











Саранск, 2019

Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I


Александр I, - как свидетельствует его современник князь П.А.Вяземский, - «в последнее десятилетие уже не был и не мог быть Александром прежних годов. Он прошел школу событий и тяжелых испытаний. Либеральные помыслы и его молодые сочуствия болезненно были затронуты грубой действительностью…

В Александре уже не могло быть прежней бодрости и самонадеянности, он вынужден был сознаться, что доброе не легко свершается, что в самих людях часто встречается какое-то тупое, необдуманное противодействие…».

Космополитизм императора Александра I, - указывает Керсновский, - высказался в запрещении «русского национализма». Циркуляры губернаторам тех времен предписывали неустанно следить за лицами, уличенными в этом преступлении и отдавать таковых под надзор полиции».

Увлечение Александром Священным Союзом привило к тому, что на известный период он стал больше интересоваться делами Европы, чем внутренними делами России.

Пристрастие Александра I к европейской культуре нашло свое выражение в его отношении к армии:

«Император Александр не чувствовал мощи Священного огня, обуревавшего его армию – он видел лишь плохое равнение взводов».

«Увлечение муштровкой имело очень тяжелые последствия: в русской армии начинаются массовые самоубийства и дезертирство».

Источник: Керсновский А.А. «История Русской армии»

Вторым дискуссионным вопросом второй половины правления Александра I является Конституция Польше.

Приняв польскую корону, Александр 1 всячески доказывал свое благоволение полякам: Польским генералам, служившим в Наполеоновской армии оказывалось больше уважения, чем находившимся в Варшаве русским.

Источник: Н.И. Греч «Записки моей жизни», гл 12. Отдельные воспоминания и характеристики.

О князе Чарторыйском:

«Кто станет укорять его, что он взял с Александра I слово восстановить Польшу при первой возможности? Только жаль, что он сделал это для подлых поляков, не достойных ни свободы, ни уважения».

Источник: тот же.

Третьим дискуссионным вопросом рассмотрим отношение императора к личности Аракчеева.

Вот несколько оценок личности Аракчеева его современниками из источников:

В своих мемуарах декабрист Н.А. Бестужев писал:

«В том положении, в каком была и есть Россия, никто еще не достигал столь высокой степени силы и власти, как Аракчеев. Этот вельможа, под личиною скромности, устранял всякую власть, один, незримый никем, безо всякой явной должности, в тайне кабинета, вращал всего тягостью дел государственных, злобная, подозрительная его политика лазутчески вкрадывалась во все отрасли правления».

Великая княгиня Александра Федоровна писала:

«Я никогда не могла понять, каким способом он сумел удерживаться в милости до самой кончины императора Александра».

Декабрист Н.И.Лорер писал в 60-х годах 19 века:

«История еще не разъяснила мне причин, которые понудили Александра – исключительного европейца 19 столетия, человека образованного, с изящными манерами, доброго, великодушного, - отдаться, или лучше сказать, так сильно привязаться к капралу павловского времени, человеку грубому, необразованному».

Князь П.А. Вяземский писал:

«…Александр, при уме своем, при данной опытности, , мог ли быть в ежедневных сношениях с человеком по государственным делам не догадаться, что этот человек посредственный и ничтожный? Здравый смысл и логика отрицают возможность подобных противоречий».

Четвертая дискуссионная проблема: реакционная политика второй половины правления Александра l, в рамках которой мы разберем несколько вопросов:

1) Восстание в Семеновском полку

2) Контроль над просвещением

3) Крестьянский вопрос

1) Ф.Ф.Вигель в своих мемуарах пишет о Семеновском полке:

«…семеновец в обращении со знакомыми из простонародья был несколько надменен и всегда учтив. С такими людьми телесные наказания скоро сделались ненужными, изъявление недовольства, сердитое слово были достаточными исправительными мерами. Все было облагорожено так, что право, со стороны было любо-дорого смотреть».

Это не устраивало офицерский состав и самого Александра. Вскоре главою полка сделали Шварца, спровоцировавшего восстание.

Александр I писал Аракчееву в дни восстания: «…Призналось, что я его (восстание) приписываю тайным обществам, которые, по доказательствам, которые мы имеем, в сообщениях между собою и коим весьма неприятно наше соединение и работа в Троппау».

Позже, в 1824 году, бывший семеновский офицер М.И.Муравьев-Апостол писал брату Сергею, тоже бывшему семеновцу:

«Нашелся ли офицер Семеновского полка, готовый подвергнуться расстрелянию?.. Вы мне скажете, что такая от этого была бы польза? Но дело не в возможной от этого пользе, а в том стремлении к другому порядку вещей, которое это означало бы».

Великий князь Константин писал Александру, что он «…он сам заразил всю армию, разослав в ее недра семеновцев…Это распространит заразу повсюду».

2) Контроль над просвещением

В 1818 году цензоры получили новое задание: обо всем, что касается правительства, журналы, газеты, литераторы могут писать с санкции самого правительства, так как тому «лучше известно, что и когда сообщить публике»,

Князь А.Н.Голицын дал следующее распоряжение Уварову С.С. (издателю «Духа журналистов»):

«Наконец, ныне вновь оказалось в номере 17 и 18 сего журнала явное признание монархического правления…что ни в каких землях терпимо и допускаемо быть не может Вследствие сего издание необходимо прекратить…»

Один из основных деятелей Верховного цензорного органа главного управления цчилищ М.Л.Магницкий заявлял:

«Слово человеческое есть проводник адской силы философии XVIII века, книгопечатание – орудие ее».

С.П.Жихарев в «Трудах Общества любителей российской словесности» (М.1818 XII) резюмировал:

«Горе вам, Вольтеры, Дидероты:

Творений ваших яд не только не слабеет,

Но, разливался, век от веку лютеет».

Реакция в области просвещения проявлялась так: в начале правления Александра была проведена либеральная школьная реформа, также была предоставлена автономия университетам, а реакцией на такие либеральные шаги был цензурный устав 1804 года.

Председатели побочных управ получали от Коренной наставление: чем занимать своих членов, какие читать и распространять сочинения, какие разглашать слухи и выдумывать карикатуры, кого из знатных стараться чернить? в общем мнении, как судить о действиях правительства и пр. Люди, неодинаково с ними мыслящие, известны были под названием «бабушкина веку», то есть мыслившие, как было при покойной государыне Екатерине II, «раболепствующих», то же, что испанское «serviles»*. Для большей удобности и успеха в действиях положено было иметь не менее 8 и не более 12 членов в побочных управах; когда число их возрастало, отделялась новая управа. Каждый член обязан был доводить до сведения своей управы обо всем, что только мог узнать. Председатели представляли о том Коренной управе. В необходимую также обязанность постановлялось отыскивать и привлекать в свое Общество людей с дарованиями, в особенности пользующихся доверенностью тех особ, кои занимают важные места. Таким образом надеялись знать все тайны правительства и во всяком случае быть в безопасности: ибо члены таковые тотчас бы предостерегали их.

Из Записки Бенкендорфа Александру I

Источник: Шельдер Н.К. «Император Александр 1» гл 7, т 4.

В 1840 году, когда печаталось посмертное собрание сочинений Пушкина, Уварову (цензор) была предоставлена статья о Радищеве. Он писал попечителю Санкт-Петербургского учебного округа:

«Господин цензор Никитенко представил мне на усмотрение статью под названием «Александр Радищев». По рассмотрении этой статьи я нахожу, что она по многим заключающимся в ней мыслям к напечатанию допущена быть не может и предлагаю сделать распоряжение о запрещении её».

Источник: Скабичевский.А.М.«Очерки по истории русской цензуры»

3) Крестьянский вопрос.

«Российский дворянин, - писал Н.М.Карамзин,- дает нужную землю крестьянам своим, бывает их защитником в гражданских отношениях, помощником в бедствиях случая и натуры: вот его обязанности! За то он требует от них половины рабочих дней в неделе: вот его право!»

Не тождественность «рабства» и крепостного состояния в России проявлялась в «ограничении господской власти», которая, по словам автора, «по самым нашим законам не есть тиранская и неограниченная»

Источник: Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени // Вестник Европы. 1802. Ч. 3, № XII. С. 314-331.

Прогрессивный проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и прочих высокопоставленных сановников, по выражению Адама Чарторыйского «всех инвалидов и лентяев империи», и Александр 1 не стал его рассматривать.

«Сие несчастное в государе предубеждение против крепостного права в России, внушено было находившимися при нем Лагарпом и другими окружавшими его молодыми людьми, воспитанниками французов, отвращавшими глаза и сердце свое от одежды, от языка, от нравов – словом, от всего русского».

Источник: А.С.Шишков. «Служба Отечеству»

Историк М.И.Богданович констатирует:

«Император желает, чтобы эти люди, которые будучи иметь право покупать крестьян, и крестьяне, которыми будут владеть недворяне, могли подчиняться правилам более умеренным и не считаемым их рабами».



Список литературы:

  1. Керсновский А.А. «История Русской армии»



  1. Н.И. Греч «Записки моей жизни», гл 12. Отдельные воспоминания и характеристики.

  2. С.П.Жихарев «Труды Общества любителей российской словесности» (М.1818 XII)



  1. Шельдер Н.К. «Император Александр 1» гл 7, т 4.



  1. Скабичевский.А.М.«Очерки по истории русской цензуры»



  1. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени // Вестник Европы. 1802. Ч. 3, № XII. С. 314-331



  1. А.С.Шишков. «Служба Отечеству»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I

Автор: Смакаева Елена Маратовна

Дата: 11.06.2019

Номер свидетельства: 514436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Дискуссионные вопросы второй половины царствования Александра I"
    ["seo_title"] => string(65) "diskussionnye_voprosy_vtoroi_poloviny_tsarstvovaniia_aleksandra_i"
    ["file_id"] => string(6) "514435"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560285237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства