kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День российского парламентаризма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, посвящённая 100-летию российского парламентаризма.

Просмотр содержимого документа
«День российского парламентаризма»


Классный час: День Российского парламентаризма

Цель:

- знакомство обучающихся с историей развития парламентаризма в Российской Федерации;

- с полномочиями, структурой и деятельностью Федерального Собрания Российской Федерации, его местом и значением в системе государственного управления в Российской Федерации;

- с Конституцией Российской Федерации, ее ролью в жизни граждан страны и развитии современного российского законодательства;

Ход классного часа:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

27 апреля вся страна отмечала праздник – День Российского парламентаризма. Дата празднования приурочена ко дню начала работы Государственной думы Российской Империи. Это историческое событие произошло в 1906 году и стало самым первым демократическим институтом в истории Российского государства. Этот праздник еще весьма молодой, был утвержден в 2012 году с целью привлечь внимание граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти.

3.Работа с понятиями: Давайте для начала обратимся к понятию: А что же такое парламентаризм? (на доске определение парламентаризма) ПАРЛАМЕНТАРИЗМ— система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.

ПАРЛАМЕНТ — высший представительный орган власти.

4.Сообщения учеников. История развития парламентаризма в России.

Ученик 1. Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного  представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве.

Ученик 2. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.
Ученик 1. К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.

Ученик 3. Первая российская революция 1905-1907 гг. заставила власть во главе с Николаем 2 пойти на уступки обществу и создать народное представительство во власти. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент и демократический институт. (Акцент) Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. Но Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.» В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок – 5 лет.

Ученик 2.Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.

Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Ученик 4. Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Ученик 2. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. 12 декабря 1993 года прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Депутаты являются одним из самых многочисленных звеньев в цепочке принятия законов. Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть.

Учитель : Сфера полномочий парламента

1.  В сфере политики в круг компетенции парламента входят формирование правительства.

2.  Парламент утверждает ключевые фигуры страны - генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

3.  Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров.

4.  В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту.

5.  Контроль за деятельностью правительства.

6.  Законодательная компетенция, основная для парламента. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так федеральные законы.

2. Мини-викторина

1. В каком году начала работу дума Российской Империи? (27 апреля 1906).

2. Какое событие послужило учреждению Государственной думы Российской Империи? (революция 1905 года)

3. Кто возглавил первую государственную думу? (профессор Московского университета С.А.Муромцев)

4. Когда прошли первые современные выборы в Государственную Думу? (12 декабря 1993г. В день всенародного голосования по Конституции).

5.Каким образом устроён парламент в РФ?

5. Когда был учрежден праздник – День российского парламентаризма? ( 27 июня 2012)

3.Беседа

1. Как вы оцениваете деятельность представительных органов в начале ХХ века и современных?

2. Какие уроки можно извлечь, оценивая роль Российского парламента ?

3. Как вы оцениваете степень зрелости российского общества?

4. Что можно сделать на ваш взгляд в современной России, чтобы стать действительно демократической страной?

  1. Стихотворения ребят

1. За обычными делами
Всенародный праздник вдруг:
Как не вспомнить про парламент
Про народа верных слуг!

Вам желаем непреклонно
День за днём стране служить,
Только мудрые законы
Претворять в большую жизнь.

Чтоб была полнее чаши
Всенародная казна,
Мы желаем вам почаще
О народе вспоминать.

2..Выступления, обсуждения, регламент,
Заседает целый день у нас парламент,
Голосует за и против, выбирает,
И законы для народа принимает!

В день российского парламентаризма,
Депутаты, вам желаем оптимизма,
Вы в парламенте не спите, не ленитесь,
А для блага, для народного, трудитесь!


Учитель:

День российского парламентаризма —
Праздник новый.
Не каждый готов отмечать его,
Большинство с ним мало знакомы.

Но хочется всем пожелать,
Кто в парламент вхожи,
Законы принимать такие,
Чтоб лучше жилось народу.

В заключении я ещё раз хочу поздравить вас с  Днем Российского Парламентаризма! Пусть же каждого из нас переполняет гордость за страну, в которой нам выпала честь жить. За страну, парламент которой выбираем мы с вами.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
День российского парламентаризма

Автор: Кашапова Миляуша Салихзяновна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355347

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства