Деловая игра «Исторические пути развития России при Александре II»
Деловая игра «Исторические пути развития России при Александре II»
В разработке представлен пример применения образовательной технологии деловая игра с учащимися 9 класса на уроке истории на тему «Исторические пути развития России при Александре II». Тема урока "Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Исторические пути развития России при Александре II»»
Деловая игра с учащимися на уроке истории на тему «Исторические пути развития России при Александре II»
Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Современные социальные условия предъявляют повышенные требования к качеству образовательного процесса, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, конкурентно-способной и при этом инициативной.
Российская педагогическая практика базируется на учете возрастных различий детей в процессе их обучения. Между тем учет индивидуально-типологических особенностей детей при обучении и воспитании на настоящий момент остается практически без внимания. Требуется поиск новых подходов в обучении, которые должны основываться не на трансляции готовых знаний, а на создании условий для творческой активности и самореализации учеников, проявление ими своей индивидуальности. Методическими средствами, реализующими такой подход являются активные групповые методы обучения, и в частности, деловые игры как разновидность активных методов. Они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирования умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Как никакая другая форма обучения, деловые игры содержат в себе такое богатое разнообразие активизирующих стимулов к познавательной деятельности человека, позволяющих приобретать практические навыки и опыт, осознать значение изучаемых дисциплин. Деловые игры по истории, повышают мотивацию учеников, развивают их способности и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию.
Хотя на сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна нужно заметить, что проблема деловых игр на уроках истории разрабатывается в педагогике относительно недавно.
По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры.
70-е Годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались группы энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться.
В общем, 1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
Конкретно игра – анализ конкретной исторической ситуации предполагает деятельный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель – выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности и многоаспектным оцениваем результатов.
На уроке «Исторические пути развития России при Александре II» четырем группам учащихся (не более чем по шесть человек каждая) был предложен вопрос: Какой или какие из представленных путей развития России во второй половине XIX века вы как эксперты предложили бы Александру II, стремящемуся к тому, чтобы Россия преодолела отставание от индустриально-развитых стран:
- либеральные реформы в направлении к конституционной монархии;
- консервативные реформы в целях укрепления основ абсолютизма;
- маленькая победоносная война или введение военного положения:
- иные варианты.
Учащиеся пришли к выводу, что логика мирового развития подсказывала Александру II развитие по либеральному пути. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось большое количество проблем, которые не решались начиная с эпохи Александра I. Однако умонастроения императора, сила самодержавных традиций и слабость социальной базы ограничивали возможности быстрых преобразований. Требовались длительное время и фундаментальная подготовка, нужно было учитывать как консервативные настроения, так и революционное давление снизу. Мог ли российский царь балансировать между различными социально-политическими силами?
Список используемой литературы:
1. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания, 2009, Москва, «Русское слово».
2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории, 2001, Москва.
3. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе, 2000, Москва.