kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223г. «Пир на костях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока сформировать общее представление обучающихся о монголо-татарском нашедствии на Русь, понимание причин, хода и итога нашедствия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223г. «Пир на костях».»

План-конспект урока.

1. Класс 7; Дата проведения урока _______________

2. Урок № 21 в тематическом модуле № 5 Земли Руси в 13-15 вв. Борьба с завоевателями. Донецкий регион в 13-15 вв.

3. Тема урока: Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223г. «Пир на костях». (Слайд1)

4. Тип урока: урок изучения нового материала

5. Цели урока:


Образовательные – сформировать общее представление обучающихся о монголо-татарском нашествии на Русь, понимание причин, хода и итогов нашествия и роли раздробленности русского государства в этом процессе.


Развивающие – умения работать с текстом, выделять в нем главные мысли, умения выделять причинно-следственные связи, развитие логического мышления, внимания и умения слушать, работать с исторической картой и иллюстративным рядом.


Воспитательные – умения работать в команде, чувство патриотизма и гордости за подвиги наших предков, чувства ответственности за свои поступки.


6. Тип урока: урок изучения нового материала


7. Задачи:

обучающая: обучать самостоятельной работе с различными историческими источниками;

развивающая: развивать аналитическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

воспитывающая: формировать коммуникативные компетенции, воспитывать патриотизм

8. Оборудование: презентация к уроку, тексты документов, исторические фильмы.

9. Словарь урока: (Слайд 2)

Курулта′й – съезд монгольской знати;

Нойо′н – (монг. ноен - господин - князь), название предводителей древних монгольских аристократических родов (11 в - 1-я пол. 12 в), затем представителей знати (до образования Монгольской народной республики). представитель монгольской знати;

Ну′кер – воин - обычно переводится с монгольского, как "свободный воин, обязавшийся служить своему вождю", но точное значение слова "нокюр" - "друг, дружинник"...;

Ту′мен (тьма) – Наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII-XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников.10 тысяч воинов;

«Великая Яса» - (от монг. жасак – запрет, закон завет) законы Чингисхана;

Юрта – жилище монголов;

Улу́с (тюрк. — народ)  племенное объединение, поселение у тюркских народов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об очень трудных и очень важных событиях в истории нашей Родины. Они были настолько важны для наших далеких предков, что мы можем прочитать о них в летописях, литературных произведениях и даже в русских народных сказках и былинах. А теперь давайте вспомним, содержание сказок и былин. Скажите, пожалуйста, кто борется в русских былинах с врагами нашего народа? (Богатыри) Скажите, пожалуйста, а с кем чаще всего сражаются богатыри? (соловей-разбойник, чудовища, Змей Горыныч и другие; важен именно Змей Горыныч).

(На доске учитель с помощью магнитов крепит 2 иллюстрации - Змея Горыныча и между ними иллюстрацию богатыря, сражающегося со змеем).

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Многие современные ученые доказывают, что за этим сказочным Змеем Горынычем стоят настоящие реальные сражения наших далеких предков с очень сильным врагом. Звали этого врага – монголо-татары. Именно они напали на нашу Родину с Востока в XIII столетии, поэтому тема нашего сегодняшнего урока и звучит: «Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223г. «Пир на костях».

Вопросы классу:

Посмотрите внимательно на тему урока и ответьте мне, что мы сегодня с вами должны сделать?

После этого урока вы сможете : слайд 3

- объяснять, где и когда возникла Монгольская держава и кто ее создал;

- рассказать о системе управления Монгольским государством;

- называть территории захваченные монголами, указывать главную цель великого хана;

- рассказывать о битве на Калке и выделять причины поражения русско-половецкого войска;

- вы сможете давать определение понятиям: «патриот», «патриотизм».

III. Актуализация полученных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Что такое феодальная раздробленность? (Процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов к независимости от власти Великого князя. На Руси 12-15 века)

2) Какой древний торговый путь проходил по Днепру?

3) Назовите год похода Игоря Сятославича против половцев? (1185)

III. Изучение нового материала

1.Монголы. Вступительное слово учителя. (Слайд 4)

Учитель: В то время, когда свершился упадок Киева и обозначились новые центры (Новгород, Владимир, Галич) на Руси появляются новые кочевники. Их стали называть татарами, а в историографии закрепилось название монголы-татары.

Родиной татар была нынешняя Монголия. Монголо-татары - кочевники. Мерилом богатства были скот и пастбище. Вели кочевое хозяйство и не строили городов - все это предавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации. Главное занятие – разведение коней, рогатого скота и овец.

В XIII в. у монголов зарождаются феодальные отношения. Появляются князья, совет знати – курултай. Эти процессы привели к образованию единого государства.

2. Чингисхан. (Слайд 5)

Учитель: В 1206 г. племена монголов собрались на р. Онон на собрание знати (курултай) и провозгласили одного из ханов Темучжина – главным ханом (по-монгольски Чингисхана). Основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.

3. Сообщение учащегося о Чингисхане.

4. Учитель:

1. Что по этому описанию вы можете сказать о личности Чингисхана?

2. Как способствовали личные качества Чингисхана успеху его армии?

5. Самостоятельная работа в группах. Работа с учебником. (Слайд 7)

Учитель: Ваша задача проработать материал учебника

Группа 1 пункт 1 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 2 пункт 2 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 3 пункт 3 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами

1 группа: Кто такие монголо-татары, где жили, чем занимались? Почему их называли татарами? Когда и кем было создано Монгольское государство?

(Учебник А. В. Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 1,2,3), стр.4.)

2 группа: Охарактеризовать “Систему управления у монголо-татар”. Кто и как управлял монголо-татарами?

(Учебник А. В. Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 4), стр.4.)

3 группа: Ваша задача проработать материал учебника пункт 2 §15 и определить главную задачу войска Чингисхана. Дать характеристику монгольского войска.

(Учебник А. В. Торкунова История России, читать §15, пункт 2 (абзац 1 ) стр.4.)

Характеристика войска (Слайд 8)

Монгольские воины были ловкими и беспощадными. Говорили, что они «имеют мужество льва, хитрость лисицы, хищность волка, боевой жар петуха».

На быстрых конях, вооруженные луками, кривыми саблями и копьями, одетые в шлемы и панцири из толстой кожи, воины Чингисхана стремительно бросались на противника. При осаде городов они применяли стенобитные машины в виде толстых бревен, подвешенных на цепях, а через стены вражеских крепостей бросали глиняные горшки с зажженной нефтью.

Как опустошительный ураган, пронеслись орды Чингисхана по Восточной Сибири, Китаю, Средней Азии. Они разрушали города и селения, уничтожали цветущие поля и сады.

6. Это интересно: (Слайд 9)

Монгольская конница сметала все на своем пути, а если какой-то город сопротивлялся, его население безжалостно вырезали, оставляя на месте домов одни пепелищ.

7. Вывод: монголо-татары в начале ХIII века создали свое собственное военизированное государство. Главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства. (слайд 10)

8. Физкультминутка (Слайд 11)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

9. Битва на Калке. (Слайд 12)

Учитель: Монголы в своих завоеваниях продвигались на запад, вторгаясь в половецкие степи.

(Просмотр видео-фрагмента «Битва на Калке». (Слайд 13)

Монголы показали свою до этих пор никому невиданную жестокость: плененных князей они уложили наземь, накрыли дощатым помостом и стали праздновать победу в битве. В историю это событие вошло под названием «Пир на костях».

10.Нашествие Батыя на Русь. (Слайд 14)

Учитель: После битвы на р. Калке монголы-татары повернули на Монголию. Вскоре Чингисхан умер, перед смертью поделив все захваченные земли. На Руси же монголы появились в 1236 г. Второй поход на Русь возглавил внук Чингисхана – хан Батый (Бату-хан) Слайд 14 . Этот маленького роста, болезненный на вид человек, был очень энергичным правителем и талантливым полководцам.

11. Сообщение учащихся о хане Батые. (Слайд 15)

12. Золотая Орда (Слайд 16)

Учитель: В 1241-1242 гг. В Поволжских степях была образовано государство Золотая Орда со столицей в г. Сарай (недалеко от современной Астрахани). Сюда вошли покоренные русские земли.

Изменилось политическое устройство Руси, отныне Верховным правителе для русских князей был хан Золотой Орды, именно с его разрешения русские князья могли править на своей территории. Он вручал им ярлык-ханская грамота, которая разрешала право править. Для получения ярлыка нужно было ехать в Сарай и пройти там унизительную процедуру – пройти сквозь якобы очистительный огонь, который горел перед шатром хана, и поцеловать его туфлю. Того, кто отказывался это сделать – убивали. И среди русских князей такие были.

На Русь были посланы ханские наместники, которые смотрели за тем, как князья выполняют требования монголов, контролировали русских князей. Таких людей на Руси называли баскаками. (Слайд 17)

Баскаки:

- Собирали повинности с русских князей

- Контроль за русскими князьями

Часто князья отказывались платить дань, иногда им это прощалось (например, если были неурожайные годы)

Последствия: (Слайд 18)

  1. Русь зависела в экономическом и политическом отношениях

  2. Были стерты города

  3. Хозяйственная и экономическая мощь была подорвана

  4. Сложилась новая политическая система.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Вопрос - ответ.

Вопрос: Каковы причины поражения Русско-половецкого войска?

Ответ: несогласованность действий русских князей; отсутствие единого командования; незнание монгольской тактики ведения боя; недооценка противника

Вопрос: Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения в битве на Калке?

Ответ: что необходимо объединить усилия против общего врага. Но князья этого не сделали.

Вопрос: Почему? Раздробленность.

Ответ: Потому что свои личные интересы поставили выше общественных, потому что они не были патриотами своей Родины.

V.Рефлексия

1. Беседа. Подведем итоги нашего занятия.

Вопрос: Дети, а кто такие патриоты?

Ответ: Правильно, патрио́т — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Вопрос: Дети а что такое патриотизм?

Ответ: Патриоти́зм – это любовь к своей Родине, гордость за ее достижения. Привязанность к земле, на которой родился.

Вопрос: Как вы считаете, быть патриотом сегодня, это важно, почему? А в этом классе есть патриоты. В чем проявляется ваш патриотизм?

Ответ: хорошо учится, слушаться родителей, помогать старшим. Замечательно, что есть кому строить молодую Республику.

2. Прием «Кубик Блума» (Слайд 19)

Используя кубик, продолжите фразы: Я узнал… Я понял… Я буду…

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание (Слайд 20)

Прочитать §15, на стр. 11 выбрать вопросы на размышление.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Овакимян Яна Михайловна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства