Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: возведение Касыма на ханский престол, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, войны хана Касыма и хана Шайбани, усиление казахского государства при Касым хане.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чернобаевская основная школа»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок №
Тема : Возвышение казахского государства и расширение его территории при правлении хана Касыма.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: возведение Касыма на ханский престол, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, войны хана Касыма и хана Шайбани, усиление казахского государства при Касым хане.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: традиционый
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Назовите наиболее крупные государственно-политические объединения, существовавшие на территории Казахстана в XIII-XV веках. Какие из них сошли с исторической и политической арены Центральной и Средней Азии к концу XV века? Чем можно объяснить столь короткое существование многих государств? Назовите государства, созданные после распада Ногайской Орды.
Назовите предводителей Белой Орды, Моголистана, Государства кочевых узбеков, Ногайской Орды. Как связаны последний хан Белой Орды Барак хан и первые правители Казахского ханства Жанибек и Керей?
Расскажите, чем были заняты первые годы своей власти казахские ханы Жанибек и Керей? Кто выступал их противником? Как вы думаете, почему? А кто помогал Жанибеку и Керею в борьбе против Мухаммеда Шайбани? Что являлось главным источником противостояния между казахскими правителями и Шайбани?
Почему города южного Казахстана имели такое большое значение в Средней Азии? Назовите наиболее крупные сражения, которые прошли между Кереем и Жанибеком против Мухаммада Шайбани. Кто такие Махмуд-султан и его брат Иренчи? Назовите города, которыми они управляли. Какой новый казахский исторический деятель продолжил борьбу против Мухаммада Шайбани в 80-90-ые годы XV века:
Как окончательно в конце XV века были разделены города южного Казахстана между всеми заинтересованными сторонами? Назовите территорию Казахского ханства к началу XVI века.
Из каких источников мы можем узнать о территории Казахского ханства? Какие земли называет Казахстаном историк-летописец XVI века Зайд ад-Дин Васифи? Что писал Мухаммед Хайдар Дулати о территориальных владениях казахов? В каких землях, согласно русской «Книге большого чертежа» располагались казахские земли?
Подготовка к усвоению нового материала
Противостояние казахских ханов с Мухаммедом Шайбани, закончившееся к концу XV века, смогло включить в границы казахского ханства столь необходимые для казахов присырдарьинские города. Но Мухаммед Шайбани считал итоги этой борьбы промежуточными и после смерти сначала Кирея, а потом и Жанибека вновь повел борьбу с правителями казахов – новым ханом Бурундуком, сыном Керея. Эта борьба окончилась для казахов поражениями, частично вызванные тем, что Бурундук не обладал полководческими талантами, а с другой стороны, сам Бурундук не пользовался поддержкой значительной части населения своего ханства. В этой обстановке к власти пришел сын Жанибека – Касым, который смог не только отразить все притязания Мухаммеда Шайбани, но и за девять лет объединил все казахские роды и племена под своим началом, что дало повод казахам дать ему прозвище «собиратель казахских земель». Под таким названием он и остался в истории.
Усвоение новых знаний
Деятельность Касым хана (1512-1521 годы).
При Касыме хане (родился около 1455 года), сыне Жанибека, в первой четверти XVI века Казахское ханство достигло своего наибольшего могущества в истории. Он приобрел известность еще во времена Бурундука. С началом его правления власть окончательно перешла к потомкам Жанибека.
Борьба против Мухаммеда Шайбани
Издание свода законов «светлая дорога Касым хана»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
политики КАСЫМ хана
Включение в состав Казахского ханства части Ногайской Орды
Расширение ханства за счет Моголистана и Маверананхра
Установление связей с Московским государством
Внешняя политика Касым хана (1512-1521 годы).
Основными направлениями деятельности Касым хана в области внешней политики стали:
Борьба с Мухаммедом Шайбани. В 1510 году, еще при жизни Бурундука, под Сыгнаком Мухаммед Шайбани потерпел сокрушительное поражение от войск Касым-хана. Остатки узбеков бежали в Самарканд. В конце 1510 года в битве против шаха Ирана Мужаммед Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом. Таким образом, Касым-хан завершил длительную борьбу между казахскими ханами и шайбанидами и окончательно присоединил Восточный Дешт-и-Кыпчак к Казахскому ханству.
Расширение Казахского ханства за счет Моголистана. Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии, где борьба Шайбанидов с тимуридом Мухаммад Бабуром создавала в Туркестане нестабильную обстановку. Хотя ряд городов признали власть Бабура, в 1512 году шайбаниды вновь одержали верх над Бабуром. Наместник Бабура в г. Сайраме Ката-бек весной 1513 года позвал на помощь Касым хана, находившегося на зимовке в Каратале. Касым, поддержав его, захватил Сайрам и его окрестности. Затем они совместно выступили против правителя Ташкента шайбанида Суйуниш-кожи, но под Ташкентом Касым был ранен и был вынужден отступить.
Расширение Казахского ханства за счет Моголистана. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана Султаном Саидом. В конце 1513 года могульский хан предложил организовать совместный поход на Ташкент, но Касым отказался, сославшись на необходимость «подумать о зимовках, так как сбор и построение войска в это время неосуществимы». Весной 1514 года Султан Саид с 5000 войском вторгся в Кашгарию. Там в борьбе с дулатскими эмирами он одержал победу и основал Восточном Туркестане новое государство с центром в Яркенде. В этой ситуации Касым-хан окончательно утвердил свое господство в Семиречье.
Включение в состав Казахского ханства части Ногайской Орды. Одновременно с расширением своей власти за счет Маверанахра и Моголистана под власть Касыма откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды.
Установление связей с Московским государством. Касым хан установил посольские контакты с Московским государством при правлении Василия III (1505-1533 годы).
При Касым хане о Казахском ханстве стало известно в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейна.
Внутренняя политика Касым хана.
Касым хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Границы ханства: от Иртыша на востоке до реки Яик на западе; от бассейна Сырдарьи и Приаралья на юге до степи Улутау и Балхаш на севере и северо-востоке.
Впервые после монгольского завоевания Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена.
При этом число подданных Касым хана достигло 1 миллиона человек.
Развитие торговых отношений с соседними странами. Сауран был превращен в торговый центр.
Касым хан, собрав и систематизировав обычное право казахов первым издал свод законов «Касым ханын каска жолы» («Светлая дорога хана Каыма»).
Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.
Кем по происхождению (сыном какого правителя) был Касым хан? Почему Касым хан постарался сместить правителя Казахского ханства Бурундука (сына Кирея) и занять его место?
Назовите основные направления внешней и внутренней политики Казахского государства эпохи Касым хана. Чем закончилось противостояние Касым хана с Мухаммедом Шайбани?
Как расширял владения Казахского ханства Касым хан? Назовите государства, которые стали объектом воздействия активной внешней политики Касым хана. Население какого государства, кроме Моголистана и Маверанахра, стремилось также войти в состав Казахского ханства? В чем причины?
Как можно охарактеризовать внутреннюю политику Касым хана? Назовите свод законов, им составленный?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § 35, стр. 144-148 учебника