Учитель Клак Ирина Богдановна
Класс 10
Предмет История Беларуси
Тема урока БССР в годы новой экономической политики
Место урока в разделе, теме 2 урок в разделе, 1 урок в теме
Тип урока урок изучения знаний и способов деятельности
План урока
Цель урока
Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению знаний и способов деятельности по теме «БССР в годы новой экономической политики», в результате чего учащиеся будут знать: понятия «новая экономическая политика», «продналог», «прищеповщина», предпосылки введения нэпа, отличия продналога от продразверстки, итоги нэпа в промышленности, сельском хозяйстве БССР, дату: март 1921г.,; будут уметь: характеризовать социально-экономическое положение Беларуси после Первой мировой и Гражданской войн, сравнивать политику «военного коммунизма» и нэп.
Развивающая: создать условия для развития навыков критического мышления, умений определять местонахождение изучаемых исторических объектов, выявлять территориальные изменения на карте, характеризовать деятельность исторических личностей, классифицировать исторические факты и понятия, умений работать с материалом учебника.
Воспитательная: содействовать воспитанию чувства сопричастности к историческим событиям, создать условия для формирования коммуникативных навыков.
Обеспечение урока: История Беларуси, 1917-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. Среднего образования с рус. Яз. Обучения/ Е.К. Новик; автор метод. аппарата В.В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н.Л. Стрехи.- Минск: Нар. асвета, 2012., карта современной территории РБ и её элементы, вырезанные из листов ватмана, магниты, бейджики, распечатанные приложения к уроку.
Ход урока
1.Организационный этап (1 мин).
Задачи этапа: психологически подготовить учащихся к восприятию учебного материала по теме урока.
Деятельность учителя: Приветствует учащихся, предлагает приём «Из буквы - слово» высказать предположения о том, какие их ожидания от урока по начальным буквам Н,Э,П.
Деятельность учащихся: приветствуют учителя, подбирают слова к буквам, высказывают предположения о том, каким хотели бы видеть урок.
Предполагаемые ответы: Н - необычный, Э – эффективный, П – полезный.
Оборудование: приложение 1(буквы).
Комментарии к уроку: буквы до начала урока размещены на доске с помощью магнитов.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (8 мин).
2.1. Задачи этапа:, актуализировать субъективный опыт учащихся, тем самым обеспечить мотивацию учения школьников.
Деятельность учителя: предлагает приём «Соотнесение». Проверяет правильность выполнения задания фронтально.
Деятельность учащихся: работают в паре с карточками, соотносят дату с историческим событием. Двое учащихся работают у доски с такими же карточками.
Деятельность учителя: задаёт уточняющие вопросы к каждой дате.
- Какие территории вошли в состав БССР после первого укрупнения? Разместите эти территории на карте современной Республики Беларусь
- Какие территории вошли в состав БССР после второго укрупнения? Разместите эти территории на карте современной Республики Беларусь.
- Что вы можете сказать о западной части территории современной Республики Беларусь в 20-е годы XX века? Предполагаемый ответ: с 1921г. по 1939г. входила в состав Польши, а значит, нэп не проводился на указанной территории в данный период. Акцентирует внимание на изучение данного вопроса на последующих уроках.
- Сколько всего конституций было принято в истории существования белорусской государственности. Назовите годы принятия конституций. Работают в паре с карточками, соотносят дату с историческим событием. Двое учащихся работают у доски с такими же карточками. Предполагаемый ответ: 5. 1919, 1927, 1936, 1978, 1994.
Деятельность учащихся: называют черты «военного коммунизма». Размещают элементы территории на карте. Соотносят территорию БССР после укрупнений с территорией современной Республики Беларусь. Участвуют в диалоге.
Оборудование: приложение 2 (карточки с датами и событиями), карта современной РБ и ее элементы, вырезанные из листов ватмана.
Комментарии к этапу: учащиеся размещают карточки на доске в качестве образца правильного ответа. Учитель при необходимости проводит коррекцию. Учащегося, давшего полный и правильный ответ на последний вопрос можно оценить.
2.2.
Задачи этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению задач учебного занятия.
Деятельность учителя: организует приём «Четвертый лишний». Предлагает карточки с датами: 1924, 1926, 1937,1921 и назвать события к ним.
- Какое событие лишнее? Почему? (по ассоциации: 1921 г – введение нэпа, другие даты напрямую не относятся к экономическому развитию БССР).
Предлагает сформулировать тему урока на основании выбранного исторического явления. Деятельность учащихся: работая в парах, определяют «лишнюю» дату, аргументируют ответ. Формулируют тему урока.
Деятельность учителя: знакомит учащихся с опорным конспектом.
Предлагает определить задачи урока с опорой на конспект, размещает задачи на доске под датой 1921г. и словом - буквами «Н, Э, П».
Задача 1: выявить характерные черты нэпа в БССР.
Задача 2: раскрыть понятие «прищеповщина».
Задача 3: определить влияние нэпа на развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта БССР.
Задача 4: определить отношение к нэпу различных слоёв населения Беларуси.
Деятельность учащихся: записывают тему урока в опорный конспект. Определяют задачи урока с опорой на конспект.
Оборудование: приложение 3 (карточки), 4 (опорный конспект), 5 (карточки с задачами урока).
Комментарии к этапу: набор карточек по количеству групп. Учитель размещает дату «1921г». и событие «введение новой экономической политики» к буквам Н Э П, другие карточки снимает с доски. Карточки с датами и событиями, опорные конспекты, бейджики, задания для групп, тест учитель размещает на столах до начала урока.
3. Этап изучения нового материала (7 мин).
Задачи этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся материала по теме урока. Содействовать осмыслению усваиваемых учащимися характерных черт нэпа, особенностей проведения на территории Беларуси.
Деятельность учителя: организует фронтальный опрос о положении Беларуси накануне введения нэпа:
- В каком состоянии была экономика после войн? (из 715 предприятий работали 235).
- Как экономический кризис сказался на населении? (сокращение численности).
- Как это отразилось на духовной сфере общества? (упадок морали).
-Почему возникла необходимость новой экономической политики? (из-за угрозы потери власти большевиками).
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Деятельность учителя: организует работу групп, объясняет назначение ролей в группе. «Секретарь» - ответственен за оформление творческих продуктов группы, «посредник» при необходимости обращается за консультацией к учителю, «оратор» - презентует результаты работы группы, «таймер» следит за сроками выполнения задания группой, «критик» задаёт уточняющие вопросы ораторам других групп, «генератор идей» предлагает решения по выполнению заданий).
Предлагает учащимся самостоятельно договориться о распределении ролей в группе.
Знакомит учащихся с содержанием заданий для групп.
Группа 1 «Выявить характерные черты нэпа в БССР».
Группа 2 «Раскрыть понятие «прищеповщина»».
Группа 3 «Определить влияние нэпа на развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта БССР».
Группа 4 «Определить отношение к нэпу разных слоёв населения БССР».
При необходимости даёт консультации «посредникам» групп.
Деятельность учащихся: принимают роли («секретарь», «посредник», «оратор», «таймер», «критик», «генератор идей»).
Группы учащихся работают с информацией, создают продукт деятельности.
Группа 1 создает сравнительную таблицу «Военный коммунизм - НЭП »
Группа 2 графически изображает основные идеи Д. Прищепова.
Группа 3 отмечает на карте восстановленные и построенные предприятия, делает вывод о влиянии нэпа на народное хозяйство.
Группа 4 определяет отношение разных социальных слоёв населения к нэпу.
Оборудование: бейджики с названием ролей по количеству участников групп, учебное пособие, опорный конспект, карта современной территории РБ. Раздаточный материал для работы групп. Приложение 6,7,8,9,10.
Комментарии к этапу: членов группы учащиеся сами определяют до урока. Презентовать результаты работы своей группы могут несколько учащихся или все представители группы. Распределение ролей условно. После урока учащиеся возвращают бейджики учителю.
4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (13 мин).
Задачи этапа: установить правильность и осознанность изученного материала.
Деятельность учителя: организует презентацию результатов работы групп, обобщает ответы групп. Возможные вопросы «ораторам» групп:
Группе 1: в чем «новой» была экономическая политика большевиков?
Группе 2: почему на сердце расположили выбранную вами именно эту идею (озвучить её) Д. Прищепова?
Группе 3: какие предприятия, восстановленные и построенные в годы нэпа, действуют и в наши дни?
Группе 4: почему так неоднозначно относились к нэпу различные слои населения БССР?
Деятельность учащихся: группы («ораторы») представляют свои наработки, учащиеся заполняют опорные конспекты, «критики» задают уточняющие вопросы, делают выводы в результате обобщения.
Деятельность учителя: организует интерактивный приём «Живая линия»: выстраивает всех учащихся друг за другом в одну линию перед собой и предлагает сделать шаг вправо тем, кто поддерживает нэп, влево – относится отрицательно.
Деятельность учащихся: в ходе приёма «Живая линия» выстраиваются в одну линию и определяют собственное отношение к нэпу.
Оборудование: опорные конспекты, продукты деятельности групп, карта современной территории РБ с заполненными фрагментами для работы группы 3.
Комментарии к этапу: группе, наиболее успешно справившейся с заданием можно выставить отметки или оценить выступление ораторов всех групп. Для организации приёма «Живая линия» необходимо пространство в помещении.
5. Этап контроля и самоконтроля (9 мин).
Задачи этапа: выявить качество усвоения знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и способах действий. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям.
Деятельность учителя: организует проверку усвоения учебного материала, предлагает тест по теме урока. Организует проверку правильности выполнения теста (фронтально), корректирует ответы учащихся.
Деятельность учащихся: выполняют тест по теме. Осуществляют самопроверку и самооценку по предложенным критериям. Анализируют свой уровень усвоения материала.
Оборудование: приложение 11 (тест по количеству учащихся).
Комментарии к этапу: ключ ответов учитель до урока пишет на обратной стороне створки доски. Отметки по желанию учащихся (т.к. изучение новой темы) можно выставить в журнал.
6. Этап рефлексии (4 мин)
Задачи этапа: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с группой.
Деятельность учителя: предлагает оценить свою деятельность в группе, добавив к своему тесту 1 балл. Выясняет, как учащиеся оценили свою работу в группе, предлагая им поднять руку. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Деятельность учащихся: осуществляют оценку работы членов группы, добавляя (или нет) 1 балл к тесту.
Комментарии к этапу: в журнал отметки выставляются только за тест.
7. Этап информации о домашнем задании (1 мин).
Задачи этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя: предлагает дифференцированное домашнее задание.
1. Кто выполнил тест на 9-10 баллов - готовится по опорному конспекту урока;
* подготовить информацию об экономическом развитии Западной Беларуси в 1920-е годы
2. Кто выполнил тест ниже 9 – готовится по § 9 с опорой на конспект урока.
Деятельность учащихся: выбирают вариант задания, записывают в дневник.
Оборудование: приложение 4 (опорный конспект).
Комментарии к этапу: в целях экономии времени, домашнее задание напечатано в опорных конспектах учащихся.
8. Этап подведения итогов урока (2 мин).
Задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Деятельность учителя: предлагает оценить посредством приёма, предложенного в начале урока, «Из буквы - слово» по начальным буквам Н, Э, П., оправдались ли их ожидания от урока.
Деятельность учащихся: выражают своё отношение о том, каким был урок.
Предполагаемые ответы: «на ура», «эффективным», «продуктивным».