kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бегазы-Дандыбаевская культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Древней истории Казахстана в 6-х классах. Форма работы групповая, с раздаточным материалом, который раздается учащимся во время урока. Работа в группах формирует умения и навыки  учащихся  находить главное в тексте, умение работать с документами.Формирует интерес к прошлому человечества.Опрос домашнего задания в группах проводится в игровой форме - блуф клуб, головоломка,тесты, определения новым понятиям . При объяснении новой темы в работу включен весь класс что положительно влияет на развитие знаний у учащихся.  Данная тема урока дает широкое представление о жителях  Центрального Казахстана в эпоху поздней бронзы,культуре, занятиях, религиозных представлениях,жилищах,антропологическом облике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бегазы-Дандыбаевская культура »

Западно-Казахстанская область город Уральск. СОШ №16

Разработка урока на тему « Бегазы–Дандыбаевская культура» 6 класс история Древнего Казахстана.

Для городского семинара учителей истории

Подготовила: учитель истории 2 категории Саламова Т.А.











6 класс История Древнего Казахстана Дата____________

Тема: Бегазы- Дандыбаевская Культура .



Цели :

Образовательная : дать понятие учащимся о последнем периоде эпохи бронзы , раскрыть феномен Бегазы-Дандыбаевской культуры , рассказать о хозяйстве , быте , религиозном представление людей того времени.

Развивающая : При делении класса на группы научить учащихся работать в коллективе, находить дополнительный материал , развивать навыки мышления и умения анализировать .

Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому своей страны.

Тип урока : комбинированный, работа в группах.

Ход урока :

Заранее разделить класс на 5 групп

1 Орг. Момент.

2.Опрос д/З

3. Новая тема.

4.Закрепление

5. Д/З

1 Каждой группе дается индивидуальное задание по пройденному материалу:

10 минут

Группа 2

Задание1 Представьте , что с помощью» машины времени» вы Смогли побывать в гостя у семьи андроновцев .Чем вы занимались, опишите день .

Группа 1 укажите правильный ответ:

1. Oткyдa получила свое название Андроновская культура: 
А) Фамилия ученого. 
В) Название села Андроново близ Ачинска. 
С) Вождя племени. 
D) Фамилия металлурга Андронова. 
Е) Название села Андроново близ Москвы.

2. Где впервые были обнаружены элементы андроновской культуры: 
А) В Киргизии. 
В) В Сибири. 
С) В Казахстане. 
D) На Кавказе. 
Е) На Урале.



3. К какому периоду относятся культуры федоровская, алакульская, дандыбаевская: 
А) К эпохе мезолита. 
В) К эпохе неолита. 
С) К эпохе палеолита. 
D) К эпохе энеолита. 
Е) К эпохе бронзы.

4. Что означает понятие «тебеневать»: 
А) Украшать посуду орнамент. 
В) Строить жилища. 
С) Добывать из-под снега корм. 
D) Изготавливать предметы быта. 
Е) Обрабатывать металлы.

5. Во второй половине II тыс. возникли условия для перехода к: 
А) Кочевому скотоводству. 
В) Земледелию. 
С) Ремеслу. 
D) Собирательству. 
Е) Охоте.

6. Эпоха бронзы на территории Казахстана началась:

А) В I тыс. до н.э.

В) Во II тыс. до н.э.

С) В III тыс. до н.э.

D) В начале III тыс. до н.э.

Е) В IV тыс. до н.э.

7. Племена андроновской культуры в основном жили:

А) В Восточном Казахстане.

В) В Юго-Восточном Казахстане.

С) В Северном Казахстане.

D) В Центральном Казахстане.

Е) В Южном Казахстане.

8. Согласно исследованием ученых прототипом юрты является:

А) сибирский чум

Б)Жилище андроновцев

В) пещера

С) индейский вигвам

















Группа 3 Головоломка . Читая слова , слоги и знаки препинания в порядке , указанном цифрами , вы получите название темы сегодняшнего урока.

10.

куль

5.

Дан



Бе

11.

ту

6.

ды

3.

зы



4.

-

8.

евс



12.

ра

9.

кая

2.

га

7.

ба



Группа 4 Блеф клуб .

Около двух тысяч лет назад на территории нашей страны произошли изменения природных условий. Климат стал теплый , зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. В этих условиях становилось все труднее заниматься земледелием. Урожаи не успевали созревать из-за осенних дождей, и люди не могли сде­лать необходимые запасы продуктов. Поэтому древ­ние жители больше внимания стали уделять рыболовству. Поселения превращались в зимовки ското­водов, земледелие стало приобретать подсобный ха­рактер. Люди все больше стали держать скот, способный круглый год находиться на подножном кор­му, клеймовать , т.е. добывать из-под снега корм. Та­кими животными были лошади и верблюды .

 











Группа 5 . Дайте определения понятиям :

Тебеневать

Андроновцы

Мотыжное земледелие

Бронза

Придомное скотоводство

  1. Новая тема

Бегазы –Дандыбаевская культура.

  • План:

  • 1. Стоянки .

  • 2. Основные занятия, жилища.

  • 3. Религиозные представления.

  • 4. Антропологический облик .



Задание 1 Указать происхождение названия культуры , указать этапы культуры , на карте отметить стояки бегазы- дандыбаевской культуры зеленым цветом переходный этап, оранжевым - развитый этап , красным –поздний этап . 7 минут

После определения стоянок один из учеников зачитывает доклад о памятнике Кент

Задание 2. Дать характеристику : 7 минут

1, 2 группы скотоводство

3,4 группы ремесло

5 группа жилища

Задание 3. религиозные представления 7 минут

1, 2 группа погребения бегазы –дандыбаевской культуры виды захоронений

3, 4 группа вещевой инвентарь

5 группа загробная жизнь

Задание 4 Антропологический облик 5 минут





Материал по 1 заданию

В период поздней бронзы (10-8 вв. до н.э.) в Центральном Казахстане существовала бегазы-дандыбаевская культура, которая сформировалась на основе андроновской культуры. комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой.. В культуре племен выделяются последовательных этапа 3 этапа : переходный, развитый и поздний .

К переходному этапу представлен в виде памятников: Аксу –Аюлы 2 , Ортау 2, Байбала 2, Бесоба, Бугулы3 .

К развитому этапу относится: Айбас-Дарасы, Каркаралы-1, Каркаралы-2,3 , Сангыру-1 и Сангыру-3 Бегазы, Улытау, Айбас –Дарасы, Дандыбай, Шортанды-булак.

К позднему этапу относится : это памятники в горах Кент , близ Каркаралинска ( семеречье), урочище Айдарлы, Бугулы 2, Курулыс .

Могильник Бегазы находится в 30 км от поселка Актогай на правом берегу реки Бегазы. В комплекс могильника входит большое количество погребений разного времени и характера. Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Особый интерес представляют надмогильные сооружения из камня. Бегазинские монументы представляют собой одно или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт и облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально или горизонтально, выложены из камня.

Племена этой культуры населяли территорию от восточных склонов Уральских гор до предгорий Алтая.

Материал по 2 заданию

Основные занятия жилища .

В бегазы-дандыбаевскую эпоху произошли существенные изменения в жизни людей. На смену комплексному скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев пришло полукочевое (яйлажное) скотоводство , а затем кочевое скотоводство . При форме полукочевого скотоводства пастбища распределяются на зимние и летние, либо зимой скот находится на стойловом содержании в поселке, а летом отгоняется на летовки. При этом способе хозяйствования со скотом на летние пастбища уходит все население поселка или его большая часть.

Жители Сарыарки в бегазы-дандыбаевское время разводили коров, лошадей, мелкий рогатый скот ( овцы, козы) , держали собак, В степях Центрального Казахстана произошло одомашнивание верблюда при раскопках одной из оград Аксу – Аюлы 2 были найдены костные останки верблюда . Объектами охоты были сайгак , архар, кулан, кабан, марал, лось, волк, корсак, сурок, бобр, крупные птицы. Основу остеологических коллекций поселений составляют кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Остатки дикой фауны не превышают 2%. Охота имела подсобное значение. Мясомолочной пищей бегазы-дандыбаевцев обеспечивала скотоводческая экономика.

Ремесло : Характерная черта дандыбаевской посуды– ее разнообразие

По формам, размерам и принцип орнаментики. Приобщем

Внешнем сходстве отдельных керамических комплексов наблюдается яркая индивидуальность как в выполнении, так и в орнаментации каждого сосуда. Посуда плоскодонная, с преобладанием шаровидных форм. Керамические серии дандыбаевских комплексов

Включают две группы посуды: тонкостенную, нарядно орнаментированную и толстостенную, более грубую. Одним из главных признаков бегазы-дандыбаевской культуры является керамика, получившая название валиковая. Валик - налепной поясок из глины, который украшал горловину керамического сосуда . Валиковая керамика найдена во всех погребениях и поселениях бегазы-дандыбаевской культуры.

 Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка. На поселениях Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2 найдена керамическая посуда, сочетающая признаки ранние (федоровско-нуринские) и поздние (валиковые). Она свидетельствует о происхождении бегазы-дандыбаевскойваликовой посуды от андроновской и преемственности андроновского и дандыбаевского населения. Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д. 
Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди). 

Жилища учебник стр 49 -50

: «Не так высока была и подвижность бегазы-дандыбаевцев. Они жили по берегам рек и крупных ручьев в жилищах стационарного типа. Обычно в поселке было от 4-5 до 20 жилищ. Для их постройки выкапывали котлован глубиной около 0,5 м. – до 1,5 м .Его стены укрепляли вертикальными каменными плитами, плиточной кладкой или плетнем из тала. Жилища делились на две категории полуземлянки и наземные сооружения . Среди полуземлянок можно выделить три типа : прямоугольные , овальные , восьмекамерные с коридорообразными выходами .S жилищ колебалась от 100 до 300-400 кв м. В центральном Казахстане строили многокомнатные домов из массивных памятных блоков с площадью 500кв.м Для обогрева комнат и приготовления пищи использовали очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5- 0,8 м , в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалась для содержания скота.

Материал по 3 заданию

. Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обклады­вали каменными валунами.

В Бегазы-Дандыбаевскую эпоху вместо боль­ших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи нахо­дят богатые погребения с захоронением боевых ко­лесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и живот­ных.

 Дандыбаевские поминальные комплексы характеризуют следующие показатели:, наряду с обычными , скорченными встречаются вытянутые трупоположения на спине. преобладание групповых захоронений по обряду трупоположения; единичность трупосожжения и как исключение сочетание.

кремации и ингумации;

неустойчивость ориентировки умерших посторонам света;

жертвоприношения мясной пищи домашних и диких животных.

Вещевой инвентарь в дандыбаевских памятниках представ-

лен разнообразными, но единичными вещами (копье, наконечники

стрел, пинцет, иглы, зеркало, мотыга, молот, игольник, пуговица,

булавка, бляшки, бусы, браслет). Характерной особенностью всех

исследованных дандыбаевских комплексов является, несмотря на

ограбление, значительное количество целых, не потревоженных

сосудов. Грабители, целенаправленно уничтожая останки погре-

бенных (во всех гробницах кости сильно фрагментированы), заби-

рая или ломая вещи, старались не трогать поминальные сосуды:

значительная их часть найдена в хорошем состоянии.

Люди эпохи бронзы верили в существование загробного мира , где якобы все эти вещи понабиться покойным . они считали , что человек продолжает жить в загробном мире. Наличие богатых погребений говорит о разделение общества на богатых и бедных В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов. 

Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

Материал по 4 заданию . Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

Закрепление: для закрепления материала учащимся про демонстрировался видео ролик

Подведение итогов , выставление оценок .

Д/З параграф 8 п 2,3 доп. материал














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Бегазы-Дандыбаевская культура

Автор: Саламова Татьяна Андреевна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства