«Ассамблея народа Казахстана – казахстанский образец общественного согласия и национального единства»
«Ассамблея народа Казахстана – казахстанский образец общественного согласия и национального единства»
Анализ межнациональных конфликтов в мире показывает, что в этих странах нет такого единого органа, который бы объединял представителй различных наций, проживающих в одном государстве. Поэтому автору хотелось показать что помогло Казахстану предотвратить межэтнические конфликты в стране
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Ассамблея народа Казахстана – казахстанский образец общественного согласия и национального единства»»
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 4 г. Жезказган»
Тема:
«Ассамблея народа Казахстана – казахстанский образец
общественного согласия и национального единства»
Автор:
Шуданбеков А.Ш., учитель истории
Г. Жезказган
Аннотация ( абстракт)
Цель исследования:
Раскрыть историческую роль Ассамблеи народа Казахстана – казахстанского образца общественного согласия и национального единства.
Подготовить учащихся к восприятию общей характеристики Ассамблеи народа Казахстана как наиболее выразительного свидетельства демократии и суверенитета страны. Сформировать у школьников чувства уважения и значимости каждого народа, живущего в Казахстане вне зависимости от того, «большой» ли это народ или «малый». В качестве гипотезы была выдвинута мысль о распространении опыта Ассамблеи народа Казахстана на мировом уровне, которая смогла бы стабилизировать отношения между народами.
Гипотеза:
Спомощью использования документов, данных архива, музейных материалов школьники будут знать больше о деятельности Ассамблеи, о её роли казахстанском обществе, а также деятельности НКО города.
Этапы исследования:
1) Выдвижение гипотезы.
2) Сбор и изучение литературы, анализ
3) Встреча с работниками архива, музея города.
4) Сбор материалов, анализ.
5) Встреча с представителями НКО города.
6) Сбор материалов о них, анализ.
7) Констультация с руководителем.
8) Написание работы.
Методика исследования:
1) Изучение литературы.
2) Составление плана исследования.
3) Написание работы.
Новизна исследования и степень самостоятельности.
Выбранная тема, по мнению автора проекта, плохо освещена в учебниках и мало интересуема школьниками. Анализ межнациональных конфликтов в мире показывает, что в этих странах нет такого единого органа, который бы объединял представителй различных наций, проживающих в одном государстве. Поэтому автору хотелось показать что помогло Казахстану предотвратить межэтнические конфликты в стране и показать историческую роль Елбасы в данном процессе .
Результат работы:
Автор работы исследовал историю возникновения, структуру деятельности и функции Ассамблеи. А также раскрыл роль нациоанально-культурных центров жезказгана. Данная работа, надеется автор, поможет подробно узнать о деятельности национально-культурных центров, как филиалов Ассамблеи.
Оглавление.
Введение.
1. Структура и основные сферы деятельности Ассамблеи.
2. Роль Ассамблеи в поддержании межконфессионального
и межнационального согласия в республике.
3. Деятельность национально-культурных объединений
в городе Жезказган.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В 2015 году весь казахстанский народ отметил несколько знаменательных дат, имеющих важное значение в политической, общественной и культурной жизни нашего государства. В первую очередь, это 550-летие со дня образования Казахского ханства, 70-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией, 20-летие со дня принятия ныне действующей Конституции и, наконец, 20-летие со дня образования Ассамблеи народа Казахстана, органа, являющегося символом межнационального и межконфессионального единства всего казахстанского народа.
По всей стране, а также за рубежом торжественно и красочно были проведены мероприятия, посвящённые этим событиям.
Из курса истории Казахстана я знала об исторических причинах и обстоятельствах перекочёвки Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира, которая и привела к созданию ханства. История Великой Отечественной войны также мне знакома из книг, документов и средств массовой информации. Тем более в нашей школе и городе проводятся чествования ветеранов этой войны, которых к сожалению, остаётся всё мало. О Конституции Республики Казахстан я тоже знаю с первого класса, когда 1 сентября на уроке Конституции наша учительница Валентина Георгиевна Потапова рассказывала об истории и основных положениях Основного Закона нашей страны. Эти знания я продолжаю углублять на уроках «Человек. Общество. Право.» уже в 9 классе.
Об Ассамблее народа Казахстана я знаю мало. Поэтому мне захотелось узнать о ней более подробно и поделиться с полезной информацией с другими.
В ходе работы над данной темой я поставила цель выявить исторические предпосылки, причины создания Ассамблеи, её структуру и основные функции.
Также показать роль Ассамблеи в «обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе, укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества». [1; 3].
Далее я хотела вкратце осветить работу национально-культурных объединений (центров) нашего города. Их в нашем городе семь:
Жезказганское городское общество «Қазақ тілі»,
«Русское общество Казахстана»,
Татаро-башкирский культурный центр «Дуслык»,
Жезказганское городское общество немцев «Возрождение»,
Украинско-белорусская инициативная группа,
Жезказганский филиал Ассоциации корейцев Казахстана,
Туркменский культурный центр «Ватан».
Они создают все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций этносов, проживающих в Жезказгане.
При написании данной работы я предполагала, что через изучение истории Ассамблеи, знакомство с основными аспектами её деятельности, которая направлена на «укрепление межэтнического и межконфессионального согласия» [2; 3], мне удастся заинтересовать своих друзей и сверстников данной темой.
Доказательством успешной деятельности данного института, на мой взгляд, является открытые во всех областях Казахстана национально-культурные объединения. И мне было интересно, чем занимаются они в нашем небольшом городе.
Через встречи с их представителями я узнала, какую роль они играют в сохранении и развитии самобытной культуры казахского, русского, немецкого, татарского, башкирского, украинского, белорусского, корейского, туркменского, а также других народов, представители которых внесли огромный вклад в становлении и развитии нашего города и Казахстана в целом.
При работе над данной темой были использованы различные материалы, в том числе инернет-ресурсы. Большую помощь мне оказали работники городского архива, историко-краеведческого музея, центральной библиотеки имени С.Сейфуллина.
Основными источниками, использованными при написании данной работы являются Конституция РК от 30 августа 1995 г., Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года, выступления Президента страны на сессиях Ассамблеи, а также Доктрина национального единства Казахстана.
1. Структура и основные принципы деятельности Ассамблеи.
В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.
В первые годы независимости республики в стране происходили весьма сложные процессы, связанные с духовной жизнью общества, его социальным самочувствием, возрождением национального самосознания. И именно тогда, в начале 90-х годов прошлого века, переосмыслив многое заново в нашей истории, во имя сохранения главного нашего достояния - дружбы народов - на 1-м Форуме народов Казахстана в 1992г. Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была высказана идея о необходимости перевода этого форума на постоянную основу. А 1 марта 1995 г. на общественно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана [3; 2].
Казахстан стал первой страной среди стран-участниц СНГ, в которой был создан уникальный институт — Ассамблея народа Казахстана. Этот институт во многом способствовал становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества, деятельность которого направлена на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия. Ассамблея народа Казахстана с момента своего образования играла большую роль в укреплении мира и согласия между народами, проживающими в Казахстане. Но в последние годы ее роль в обществе стала особенно заметной.
21 мая 2007 г. Парламент РК принял ряд конституционных поправок, существенно меняющих роль всей представительной ветви власти. Одно из важнейших нововведений конституционной реформы — увеличение числа депутатов в Мажилис Парламента до 107 человек, 9 из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана. Этот шаг, несомненно, поднял роль Ассамблеи на более высокий уровень. [4;2]. Кроме того, введение специальных мест для Ассамблеи путем увеличения количества депутатов дало возможность представительства в Парламенте наиболее крупных этносов, проживающих на территории Казахстана.
Следует обратить внимание и на тот факт, что речь во внесенных поправках в Конституцию идет об Ассамблее народа, а не Ассамблее народов Казахстана. Как известно, до этого времени мы имели Ассамблею народов Казахстана, образованную Указом Президента. И это принципиально важная поправка, поскольку, вспомним, наша Конституция начинается словами: «Мы, народ Казахстана.». Мы единый народ страны. Но наш народ многолик по своему национальному составу. Так сложилось исторически. И эта поправка приводит всё в соответствие с Конституцией Республики. Кроме этого, следует иметь в виду, что все эти годы Ассамблею возглавляет Глава государства Н.А.Назарбаев. И этим изначально была подчеркнута исключительная важность этого органа. Более того, в Конституционном законе Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан», принятом 20 июля 2000 г., в п. 2 ст. 1, определяющем статус Первого Президента республики, подчеркнуто, что Первому Президенту республики, в силу его исторической миссии, пожизненно принадлежит право возглавлять Ассамблею. [5; 4].
20 октября 2008 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана». Закон определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Ассамблея народа Казахстана — учреждение без образования юридического лица, созданное Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики. Согласно этому закону [6;3] целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
Основными задачами Ассамблеи являются:
обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;
укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;
оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;
формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;
обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;
возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.
Принципами деятельности Ассамблеи являются:
а) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
б) приоритет интересов народа и государства;
в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам;
г) равноправие и персональная ответственность членов Ассамблеи за деятельность в ее составе;
д)гласность.
Основными направлениями деятельности Ассамблеи являются:
содействие в разработке и реализации государственной национальной политики;
содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана;
совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции; пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом;
осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия;
осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана;
участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики;
поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной;
выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении; методическая, организационная и правовая помощь этнокультурным общественным объединениям;
проведение семинаров, конференций, осуществление иных мероприятий, обеспечивающих диалог государственных органов и общественных объединений по вопросам межэтнических отношений;
взаимодействие с институтами гражданского общества и международными организациями по вопросам обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия;
оказание содействия в развитии связей других этносов Казахстана с их исторической родиной;
иная деятельность, содействующая межэтническому согласию и не противоречащая законодательству Республики Казахстан.
Первому Президенту Республики Казахстан - Лидеру Нации принадлежит право пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана. В регионах структуру Ассамблеи возглавляют акимы областей. В состав Ассамблеи входят 394 человека.
Структуру Ассамблеи составляют Сессия Ассамблеи, Совет Ассамблеи, Аппарат (Секретариат) Ассамблеи, ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы). Сессия Ассамблеи — собрание членов Ассамблеи — является высшим руководящим органом Ассамблеи. Сессия созывается Президентом Республики Казахстан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
За годы существования Ассамблеи проведено 22 сессии:
1 Учредительная сессия (март 1995г.) – «За мир и согласие в нашем общем доме».
20 сессия (2013) - «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ, одна страна, одна судьба».
21 сессия (18.04.2014) - «Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия».
22 сессия (23.04.2015) - «Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба». [7;12]
В период между сессиями руководство Ассамблеей осуществляет Совет Ассамблеи, образуемый решением Президента Республики Казахстан. Состав Совета утверждается Президентом Республики Казахстан. Совет является коллегиальным органом, формируемым из числа входящих в состав Ассамблеи представителей этнокультурных объединений, руководителей ассамблей областей (города республиканского значения, столицы), государственных органов. По решению Президента Республики Казахстан в состав Совета могут быть введены и другие члены Ассамблеи.
Аппарат (Секретариат) Ассамблеи является рабочим органом Ассамблеи, входящим в состав Администрации Президента Республики Казахстан, деятельность которого регламентируется законодательством Республики Казахстан. Аппарат (Секретариат) возглавляет заведующий Аппаратом (Секретариатом), который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи. Председатель Ассамблеи возглавляет Ассамблею, Совет Ассамблеи и осуществляет общее руководство деятельностью Ассамблеи. Заместители Председателя Ассамблеи назначаются Президентом Республики Казахстан. Ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы) при осуществлении своей деятельности подотчетны и ответственны перед Ассамблеей.
Состав Ассамблеи и ассамблей областей (города республиканского значения, столицы) формируется из числа граждан Республики Казахстан — представителей этнокультурных и иных общественных объединений, представителей государственных органов и иных лиц с учетом их авторитета в обществе. Члены Ассамблеи осуществляют деятельность в рамках полномочий, определенных настоящим Законом. [8;3]
Мероприятия, направленные на обеспечение межэтнического согласия в Казахстане, организуемые Ассамблеей, ассамблеями областей (города республиканского значения, столицы), этнокультурными общественными объединениями, входящими в состав Ассамблеи, финансируются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2.Роль Ассамблеи в поддержании межконфессионального и межнацио-нального согласия в республике.
Н.А.Назарбаев ещё в своем выступлении на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, под названием «Национальное единство – наш стратегический выбор», которая состоялась в октябре 2009 г., предложил для укрепления потенциала межэтнического согласия осуществить ряд мер. [9;11]
Прежде всего, необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышение правовой культуры казахстанцев. Предполагается разработка концептуальных предложений по развитию этно- и поликультурного образования с учетом специфики казахстанского общества. Весьма ценным представляется предложение о внедрении в школах и вузах факультативного курса «Основы толерантности».
На сессии Ассамблеи народа Казахстана утверждалось, что условием стабильности казахстанского общества является создание условий для свободного развития родного языка, культурного наследия и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане.
Важной составляющей национального единства выступает межконфессиональное согласие в нашем обществе. В Казахстане незыблемы принципы законодательного равенства и диалога религий. В то же время государство будет противостоять деятельности псевдо религиозных объединений.
В этом потребуется и активная позиция всех религиозных объединений страны.
Прочность национального единства напрямую связана с повышением эффективности работы Ассамблеи народа Казахстана и всех этнокультурных объединений. Прежде всего, следует усилить координирующую роль Секретариата АНК, создать при ассамблее Ақсақалдар алқасы (Совет старейшин). Активнее должен работать Научно-экспертный совет при АНК. Надо учредить грант для ученых, ведущих прикладные исследования по вопросам межэтнических отношений. Ассамблее народа необходимо больше работать с Конгрессом молодежи, например, совместно провести Общенациональный форум «Молодежь за единство народа Казахстана». На уровне Правительства и областных акиматов следует глубже проработать вопрос о расширении государственной поддержки этнокультурных объединений, в том числе через механизм социального заказа.
Надо шире распространять казахстанскую модель межэтнических и межконфессиональных отношений. Перед Секретариатом Ассамблеи поставлена задача обобщения казахстанского опыта межнационального согласия и на этой основе предполагается выпуск на основных европейских языках специальных изданий под названием «Казахстан: интегральная матрица единства и согласия».
В целях реализации поручения Главы государства, данного им на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 г., разработан проект Доктрины национального единства, в котором сформулированы цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации [10;6]. Доктрина, которая была принята в этом году, является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества. Доктрина национального единства станет еще одним фактором, который сыграет особую, объединяющую роль, будет способствовать консолидации казахстанского общества.
Крупнейшие современные политики, духовные лидеры и представители общественных организаций дают самую высокую оценку опыту Казахстана по укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Так охарактеризовал деятельность Казахстана руководитель парламентской Германо-Центральноазиатской группы Бундестага Хеди Вегенер: «Страна, на территории которой проживают представители около 130 различных народов, этнических групп и которая смогла организовать их мирную жизнь, представляет огромный интерес. Ассамблея народа является инструментом, мостом между ними».
«Руководство Казахстана предлагает конкретные механизмы, практические пути и меры в направлении развития межкультурного и межрелигиозного диалога. Ассамблея народа Казахстана готова сотрудничать с ООН в этом направлении», — заявил заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Е.Тугжанов в интервью Радио ООН. [11;7]
Создание Ассамблеи стало логическим продолжением внутренней и внешней политики Казахстана и его лидера с момента обретения независимости. Казахстан изначально взял курс на построение современного, светского государства, приверженного идеалам мира, толерантности и конструктивного диалога. Создание Ассамблеи народа Казахстана стало институциональным оформлением сферы межэтнических отношений в республике, своего рода органом народной дипломатии. Ассамблея создавалась как принципиально новый институт гражданского общества, не имевший на тот момент аналогов как в предшествующей советской эпохе, так и в мировой современной практике. Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря Ассамблее удалось избежать политизации межэтнических отношений, направить имеющийся на то время конфликтный потенциал в конструктивное русло [12; 8].
23-24 апреля 2015 года состоялась ХХІІ сессия Ассамблеи народа Казахстана особенная. Она проходила в юбилейный для данного общественного института год — год 20-летия! Открывая работу сессии, Глава государства Нурсултан Назарбаев поздравил всех ее участников с этой датой.
«История нашей Ассамблеи — это история нашей стабильности. Это 20 лет мира, согласия и созидания», — заявил Нурсултан Назарбаев. Не случайно проводимая сессия под общим девизом нашего председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». За прошедшие 20 лет проведена колоссальная работа. Народы Казахстана изо дня в день крепили доверие между людьми, выработали новые традиции общей ответственности за судьбу Родины, а также обеспечили транспарентность — открытость межэтнических и межконфессиональных отношений. Толерантность стала важным фактором успешного и уверенного развития Казахстана. Эти принципы отражают дух и внешней, и внутренней политики нашей страны. Ассамблея народа Казахстана — это визитная карточка страны — страны, ставшей за короткий срок известной во всем мире, и в первую очередь благодаря опыту в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. [13;5]
В рамках проводимых мероприятий в главной библиотеке страны открыли Зал Ассамблеи и презентовали сборники «Мой Казахстан» и архивных документов «Ассамблея народа Казахстана. Первые шаги (1995-1997)». Представители всех областей Казахстана встретили символ эстафеты двадцати добрых дел - Тайқазан, наполненный щедрыми пожертвованиями который, прибыл из Караганды в столицу. Всего пожертвовано 2 млрд тенге. В первую очередь адресная помощь оказывалась незащищенным слоям населения, ветеранам войны и труженикам тыла, воспитанникам детских домов и интернатов. В этот же день в Астану прибыл имиджевый поезд «Мой Казахстан», который торжественно встретили на столичном железнодорожном вокзале. В течение месяца состав путешествовал по Казахстану и побывал в 29 населенных пунктах.
В своём выступлении на данной сессии Ассамблеи, Президент Казахстана отметил, что консолидирующей ценностью на базе идеи Мәңгілік ел должно стать гражданское равенство, честность, трудолюбие, культ учености и образования. - Светская страна, страна толерантности. Вот простые вещи, вокруг которых мы должны объединяться и считать ценностью, - говорит Лидер наци. - Необходимо новаторски определить казахстанский патриотизм. В современном мире нет идеально точных рецептов мира и согласия в обществе, которые были бы применимы абсолютно для всех… Такого опыта нет, мы идем впереди всех. Говоря о том, что удалось сделать и что еще предстоит, Президент РК сделал акцент на участие в проводимых процессах молодежи страны. Они должны знать с чего начиналась государственность современного Казахстана, какие этапы пришлось пройти. Старшее поколение должно воспитывать патриотов своего отечества, считает Елбасы. - Особое внимание мы должны уделить патриотическому воспитанию подрастающего поколения. На это должны быть направлены общие усилия системы образования, воспитания культуры, средств массовой информации, этнокультурных объединений, - сказал Глава государства. И то, что с каждым годом все больше молодых людей приходят в этнокультурные объединения, Дома дружбы, хороший показатель. [14; 5].
Казахстан сегодня — общий дом для представителей 130 этносов. Казахи, украинцы, уйгуры, русские, поляки,татары — у каждого одинаковые права и обязанности. В республике нет ни одного закона, который бы ущемлял права граждан, — отметил Нурсултан Назарбаев [15; 5].
Также обратил внимание Нурсултан Назарбаев и на то, что казахстанская интеллигенция должна работать над новыми произведениями, чтобы культивировать в новом поколении лучшие человеческие качества. - Люди устали от обилия безвкусицы, «мыльных» сериалов про криминал, про потребительскую развлекательность, играющих на низменных инстинктах человека, - сказал он. Роль интеллигенции в этом, как ведущей силы укрепления общенациональных ценностей, трудно переоценить считает Глава государства. - Они должны создавать новые произведения для нового Казахстана, для новых идеалов. Люди ждут от театра и кино, живописи, произведений искусства, продукции культуры показа благородства, чести, достоинства и милосердия. Вот на что должна работать вся наша культура. Министерствам культуры и спорта, инвестиций и развития совместно с АНК нужно разработать и реализовать специальные проекты в СМИ и интернете, - поручил Глава государства. Мы - часть большой Евразии - Ассамблее необходимо выстроить системную работу по углублению культурно-гуманитарного взаимодействия с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.
Таким образом, Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».
За свою историю АНК претерпела значительную эволюцию развития, на основе которой сформирована казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия, по праву называющаяся сегодня моделью Н. Назарбаева. Модель презентована в Организации Объединенных Наций, странах-участницах ОБСЕ, в государствах, где прошли крупные международные форумы - Копенгагене, Вене, Женеве, Нью-Йорке. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе визита в страну подробно ознакомился с работой Ассамблеи народа Казахстана. Генсек ООН отметил, что он совершил путешествие по странам Центральной Азии и увидел регион, богатый историей и культурой. Он подчеркнул, что принципы Ассамблеи народа Казахстана сочетаются с принципами Организации Объединенных Наций. «Дружба является фундаментом мира, процветания и безопасности, она основывается на ценностях уважения, толерантности и терпимости. Это как раз принципы ООН. И это принципы Ассамблеи народа Казахстана», - отметил Пан Ги Мун. [16; 11]
3. Деятельность национально-культурных объединений
в городе Жезказган.
Сегодня в республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций этносов Казахстана. Поступательно растет и численность самих национально-культурных объединений, сейчас их более 800.
Как успешно реализуются основные принципы деятельности АНК можно увидеть по работе национально-культурных объединений нашего города.
Основная деятельность городской Ассамблеи, которая объединяет 7 НКО:
Жезказганское городское общество «Қазақ тілі»,
«Русское общество Казахстана»,
Татаро-башкирский культурный центр «Дуслык»,
Жезказганское городское общество немцев «Возрождение»,
Украинско-белорусская инициативная группа,
Жезказганский филиал Ассоциации корейцев Казахстана,
Туркменский культурный центр «Ватан».
направлена на реализацию Концепции развития АНК и Доктрины национального единства, что способствует повышению качества информационно-пропагандистской работы по укреплению межэтнического согласия, гражданской идентичности, формированию толерантного сознания.
Следует отметить, что в составе Ассамблеи есть и представитель Жезказгана –директор историко-краеведческого музея, член Союза журналистов Казахстана Зинаида Супьяновна Чумакова, чеченка по национальности.
Все НКО города функционируют в здании, с символическим названием Дома дружбы, на 3 этаже.
Большинство из них были созданы в начале 90-х гг. ХХ в.
Общество «Қазақ тілі» создано после выхода в свет Закона «О языках» 22
сентября 1989 года. Это был период когда формировалось казахское национальное самосознание, повышался интерес к традициям, языку. Председатель М. Мусина.
Жезказганский русский национально-культурный центр был создан в 1994 г.,
с весны 2006 года он зарегистрирован как жезказганский филиал Русской общины Казахстана.
Основные принципы деятельности:
укрепление общенационального и межконфессионального согласия;
приобщения молодых к традициям, обычаям и обрядам славян, возвращения
их к истокам, а также с целью оказания помощи землякам.
Председатель – Барбутько Нина Андреевна
Татаро-башкирский центр «Дуслык» также создан в середине 90-х годов. Он
занимается пропагандированием народных традиций среди этнических татаров и башкиров.
Немецкое национально-культурное общество «Возрождение», председатель – Рон Вера Карловна.
Официально зарегистрировано в 1996 году.
Основная задача – формирование особого этноса немцев, считающих своей родиной Казахстан.
Направления деятельности общества:
Изучение немецкого языка;
Развитие немецкой культуры;
Социальная поддержка нуждающихся;
Социальная работа с молодёжью;
Популяризация немецкого языка с образовательной целью среди населения города;
Осуществление консультаций и переводов для выезжающих на ПМЖ в ФРГ.
На сегодняшний день в «Возрождение» входят около 400-500 семей. При обществе работает молодежный вокальный ансамбль «Sonnenschein», проводятся курсы немецкого языка
Украинско-белорусский центр также действует с середины 90-х годов, при нём действует ансамбль «Любысток», который три раза подтверждал звание народного. Налажена связь с посольством Республики Беларусь в Казахстане и соотечественниками.
Основные направления деятельности центра:
1. развитие традиции, языка, искусства украинцев и белорусов;
2. поддержка культур всех этносов Казахстана, особенно казахского;
3. развитие отношений с этнической родиной украинцев. белорусов и казахской диаспорой Украины и Белоруссии.
В свете последних событий на Украине, центр оказывает психологическую помощь, ведёт разъяснительную работу по политической ситуации в стране.
В результате переписи 1939 года в Казахстане проживало 96453 корейцев.
Осенью 1937 года одним росчерком пера целый народ подвергся репрессии по национальному признаку и казахская земля приняла вынужденных переселенцев.
С той поры не одно поколение корейцев называет Казахстан своей Родиной. Историки еще дадут оценку, как в условиях своей малочисленности (менее 1% населения) корейцы умудрились не только сохраниться как нация, но и заявить о своем существовании посредством национально-культурных центров.
Ныне в Казахстане 99665 корейцев, в том числе в Карагандинской области -14097
человек. Карагандинский областной корейский культурный центр был создан в сентябре 1989 года. В городе Жезказган – в 1996 г. С декабря 2015 г. Жезказганский филиал ассоциации корейцев Казахстана переименован в общественное объединение «Диндалле». Председатель – Валентина Ким. В состав выходят свыше 200 семей. Проводятся занятия по корейскому языку среди лиц некорейской национальности. Также дети с удовольствием посещают уроки танца в народно-образцовом ансамбле «Диндалле».
22 ноября 1995 года был создан первый Туркменский общественно-культурный центр в Казахстане (в г. Алматы и Алматинской области) (председатель Аннакулиева Г. А.)
Председатель туркменского культурного центра «Ватан» в г. Жезказган – Жораев Алламурат. Возник в 2003 г. Имеет статус областного.
Основными направлениями деятельности центра являются:
развитие традиции, языка, искусства туркменов,
поддержка культур всех этносов Казахстана, особенно казахского;
развитие отношений с этнической родиной туркменов и казахской диаспорой Туркменистана.
Все перечисленные НКО вместе проводят огромную работу по поддержанию в городе и регионе межэтнической стабильности. На различных мероприятиях республиканского, областного и городского уровня – День языков народа Казахстана (22 сентября), День Конституции (30 августа), День Независимости (16 декабря), Наурыз, день единства народа Казахстана (1 мая), День государственных символов (4 июня), День города и других, все НКО показывают различные обряды и традиции своего народа. Все они осознают, что процветание и благосостояние представителей всех этносов в Казахстане – это всё благодаря гостеприимству казахского народа, а также плодотворной работы Ассамблеи народа Казахстана и Президента страны.
Заключение.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть особое место Ассамблеи в политической, культурной жизни нашей страны.
Вот уже на протяжении почти 20 лет в стране действует уникальный институт дружбы и мира - Ассамблея народа Казахстана. Созданная по инициативе Главы государства в первые годы Независимости, сегодня она является гарантом межэтнического и межнационального согласия, единства и толерантности в стране, в которой мирно живут представители более 130 этносов.
За такой маленький по историческим меркам срок АНК достигла небывалых вершин. Она стала не только культурно-духовным проводником мира, но и рычагом обновления политической жизни страны. Мероприятия по обеспечению межэтнического согласия в столице сегодня оказывают положительное влияние на познание самобытной культуры этносов, изучение их языков, истории, традиций.
Укреплению гармонично развивающихся межэтнических и межконфессио-нальных отношений также способствует участие этнокультурных объединений в регионах в различных культурно-массовых и праздничных мероприятиях, направленных на консолидацию, развитие и взаимообогащение культур.
2016 год – знаменательный год в истории современного Казахстана – Год 25-летия со дня провозглашения независимости Республики Казахстан. Ещё в Послании 2015 г. Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее» особо подчеркивалось, что 2015 год - это год возвеличивания национальной истории и знаменательных рубежей с точки зрения оценки достигнутых за годы независимости высот.
Подписанный Главой государства Указ «Об объявлении 2015 года Годом Ассамблеи народа Казахстана» еще раз подчеркивает идею о последовательной государственной политике по укреплению национального единства и общественного согласия в условиях, когда в мире этнические и религиозные конфликты стали определенным вызовом современности.
20-летняя история деятельности Ассамблеи - это не только торжество уникального общественного института народного представительства, это последовательное формирование ценностных базовых основ общественного согласия, в основе которых лежит принцип толерантности казахского народа, проявленный на всех этапах сложного исторического развития.
За эти годы существенно «повзрослела» и Ассамблея, успешно доказав эффективность в роли политического инструмента, гармонизирующего межэтнические отношения.
Доказательством этому служит тот факт, что именно по инициативе членов Ассамблеи 11 февраля 2015 г. были проведены досрочные президентские выборы. Сформирована солидная правовая основа для ее укрепления, развития межкультурного диалога, межведомственного взаимодействия и межпартийного сотрудничества.
Как патриот своей страны я горда, что Казахстан сегодня является общим домом для представителей более 130 этносов, которые по разным причинам оказались на благодатной казахской земле. Казахский народ в самые трудные годы приютил их у себя. И политика нашего государства и, в частности деятельность Ассамблеи народа Казахстана, является международным примером, который хотят перенять многие страны мира, как гарант стабильности и согласия между народами.
Именно деятельность Ассамблеи народа Казахстана способствует поддержанию стабильности в отношениях между различными этносами в нашей стране.
Только в мире и согласии народ Казахстана сможет достойно отметить 25-летнюю годовщину независимости Казахстана.
Список использованной литературы.
1. Базарбаев А. Сила страны — в единстве // Индустриальная Караганда. — 2008. — № 132. — 23 окт.
2. Нурадил Г.Н. Строительство новой модели управления для создания прочного мира // Казахстан-Спектр. — 2006. — № 2 (36). — С. 39-43.
3. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года № 70-IV.
4.Закон Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан», принятом 20 июля 2000 г.
5. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. — 2015. — № 154. — 26 апреля.
6. Проект для обсуждения «Доктрина национального единства Казахстана» // Казахстанская правда. — 2009. — № 261-262.— 6 нояб.
7.ТугжановЕ. Модель народной дипломатии // Индустриальная Караганда. — 2009. — № 48-49. — 1 мая.
8.Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. — 2009. — № 182. — 21 окт.
9.Совет Ассамблеи народа Казахстана // assembly.kz/novosti-assamblei/item/1741 .html
10.Конституция Республики Казахстан, 30 августа 1995г. с изменениями и дополнениями 2011 г.